Что значит личность? Быть или не быть как все? Что такое быть личностью.


Изучая социологию, нужно прежде всего понимать, на чем строится наше общество, что является основой его устойчивости, благодаря которой мы например говорим о таком понятии как коллективное мышление. Безусловно, общество строится на общей идее, общих правилах, общих интересах, целях, страхах и так далее, в общем на всем, что заставляет людей объединяться. Без необходимости, никто сбиваться в стаи не будет, только необходимость рождает желание примкнуть к кому-то, дабы стать частью чего-то более значимого. А вот в этом есть определенный смысл, понятие – часть чего-то значимого. Почему люди не хотят быть белыми воронами, почему они стремятся быть похожими на других, в то время как их индивидуализм требует индивидуальности? Да потому, что только будучи похожим на других, человек чувствует, что является этой самой частью великого и большого, частью страны, коллектива, частью какой-нибудь банды и любых других коллективных образований.

Общество не принимает не похожих на себя людей, оно самым негативным образом относится к этому, раз ты не похож, значит чужак, а раз чужак, значит, представляешь опасность. Лучший способ влиться в доверие к людям, показать им что вы такие же как они, так вас очень быстро примут. Это заставляет нас быть как все, но ведь есть в нас и индивидуальная черта, нечто особенное, что мы также хотим подчеркнуть. И вам так скажу, мы должны это подчеркивать, ибо делая это правильно, человек не станет изгоем, он просто должен убедить окружающих, что его индивидуальность не представляет для них опасности, и тогда природные инстинкты не вынудят их встретить в штыки что-то новое и необычное. Безопасность, именно этого хотят все люди, дав им ее, вы уже многое получаете, иногда это власть, которая просто отвечает за безопасность, гарантируя ее людям. Быть как все хотят психически слабые люди, боящиеся подчеркнуть свой индивидуализм, боящиеся отстоять что-то свое. Ведь не стоит забывать и про такую особенность человеческого характера, как зависть, которая также имеет место быть в неприятии чего-то иного, отличного от тебя, помимо чувства опасности.

А чему могут завидовать люди, только счастью, тому, что по их мнению, может доставлять человеку удовольствие, то, благодаря чему он живет полной жизнью, которой на самом деле многие лишены. Поэтому когда кто-то идет дорожкой отличной от дорожки остальных, и делает это со счастливым лицом, он вызывает зависть со стороны окружающих, которая сами знаете, во что может вылиться. Поэтому, если вы не достаточно сильны, чтобы противостоять всему тому напору, который может быть против вас направлен, а это вы поймете по ситуации, тогда лучше умело скрывать свои особенности, делая так как тебе нужно, но при этом казаться таким же как и все. Вы просто поймите, что вам нужна поддержка общественности, если вы не управляете обществом, если вы не являетесь примером для них, тогда вам лучше не отличаться от них, по крайне мере не делать это так, чтобы ваша индивидуальность настраивала против вас других.

Плыть против течения конечно здорово, для этого нужна смелость, но это не всегда оправдано, хоть и может привести к значительным результатам. Все зависит от ситуации, люди понятное дело будут вас тянуть вниз к себе, не давая вам возвысится, но вы можете делать это по хитрому, так, чтобы это не выглядело как противостояние вас и общества. Нет смысла враждовать со всем миром, какими бы индивидуальными вы не были, будьте умными, не стоит враждовать с черными воронами, являясь белой, и конечно же не стоит комплексовать по этому поводу, белая ворона – это потенциальный лидер, но только, если она сумеет предрасположить к себе других. Меня иногда удивляют советы некоторых психологов, выделяющих одних людей, на фоне других, и советующих им оставаться такими, невзирая на упорство со стороны общественности. Да, иногда это требуется, и в истории были примеры, когда люди наплевав на общественное мнение, добивались существенных результатов. Но ведь психолог – это человек, умеющий управлять поведением других людей, а также умеющий влиять на их мнение в отношении себя.

Следовательно, и других он должен учить грамотно, подчеркивать все что угодно, хоть хвост и рога, делая это таким образом, чтобы человек не противостоял обществу, а пользовался его поддержкой. Я всегда ставлю в таком случае в пример политиков, которые пускай не все, но все же многие, прекрасно подчеркивают свою индивидуальность, пользуясь при этом поддержкой населения, не всего, но большинства. А ведь с ними работают очень квалифицированные психологи, и я знаю несколько таких людей, они и вправду очень хорошие специалисты по мозгам. Потому мой конечный совет будет таким: будьте как все, но будьте особенными, пусть люди видят в вас уж если не лидера, так по крайне мере человека, который не смотря ни на что, остается своим. Не надо вам заниматься противостоянием с людьми везде и во всем. Если у вас нет комплексов из-за недостатка внимания со стороны окружающих, то в этом противостоянии нет никакого смысла. Ну а если комплексы есть — от них нужно избавляться. Психологи вам в этом помогут.

Чем больше у вас будет союзников, тем лучше, и чем меньше при этом вы будете им давать, тем выше ваша способность управлять поведением других. Давайте людям пищу для ума, будьте уникальны прежде всего в донесении информации, сделайте ее интересной и безопасной для других, дающей надежды на лучшее. В таком случае, какими бы необычными не были вы и ваши идеи, как бы они не противоречили общественному пониманию, они будут приняты обществом, пусть не всеми, но большинством. Помните, конфликтуют только те, кто не достаточно грамотен и хитер, ведь большинство людей живут бессознательной жизнью, неужели их трудно в чем-то убедить, зачем настраивать их против себя?

Личность - это одно из ключевых понятий философии, социологии и психологии. Этот термин часто встречается не только в научных исследованиях и трактатах, но и в нашем обиходе. Как часто мы слышим в повседневной жизни такие словосочетания, как "одиозная личность", "интересная личность", "выдающаяся личность". А что вообще она собой представляет? И что означает слово "личность"?

Существует множество определений данного понятия. Если их объединить и упростить, то получится, что личность - это система морально-нравственных качеств человека, приобретенных им в процессе взаимодействия с социумом. То есть индивид не наделен ею с рождения, она формируется в процессе познания мира и общения с другими людьми.

Личность - это качество, проявляющее себя в процессах деятельности, творчества, восприятия и общения. Она подразделяется на несколько составных частей - темперамент, характер, способности, а также когнитивно-познавательная, потребностно-мотивационная и эмоционально-волевая сферы. Темперамент представляет собой особенности восприятия и нейро-динамической организации личности. Характер - обобщенное понятие, включающее в себя весь спектр устойчивых психологических свойств личности. Способности - это обеспечивающие возможность выполнения различных видов деятельности.

Нужно также следует учитывать, что личность - это не цельное монолитное качество, это целая система различных свойств. К основным ее признакам относят эмоциональность, активность, саморегуляцию и побуждение. Эмоциональность определяет чувствительность человека к различным возникающим ситуациям и динамику возникновения и протекания в нем переживаний. Под активностью подразумевают частоту и полноту выполнения тех или иных действий. Саморегуляция - это произвольный контроль личностью тех или иных своих параметров. А побуждение - к действию Целостноя личность обладает полной совокупностью этих качеств.

Во все времена существовали такие проблемы, как или государство и личность. Иногда между индивидуумом и социумом могут возникать конфликты. Их причины кроются в невозможности удовлетворения потребностей личности в общении, самореализации и деятельности в данной социальной структуре. Во избежание подобных конфликтов, государством выпускаются законы о защите прав людей. Таким образом, достигается комфортное существование личности как части государства и общества.

Еще одна обратная сторона стремления к самовыражению. Их решению посвящены целые разделы психологии. Ведь личность - это комплекс интересов, принципов и суждений, которые не всегда совпадают с мыслями окружающих людей. Для достижения спокойного и мирного общества нужно учиться избегать конфликтных ситуаций и видеть индивидуальность в окружающих людях. Вероятно, это когда-нибудь станет возможным, так как общество каждодневно развивается в лучшую сторону. А пока мы можем только учиться видеть личность не только в себе, но и в каждом из тех, кто нас окружает.

И развитыми мускулами. Этот термин относится к области саморазвития и психологии человека. В обществе считается, что сильной личностью быть престижно: обычно так называют успешных и известных людей.

Определение понятия

В психологии под подразумевают и особенности темперамента, данные от рождения, и приобретенные навыки взаимодействия с внешним миром, с окружающими людьми. Входит в это емкое понятие и умение добиваться желаемого, то есть своей цели. Чаще всего именно это и считают признаком силы характера.

Признаки сильной личности обращают на себя всеобщее внимание. Среди внешних проявлений можно выделить следующее:

  • отчетливая речь и умение прямо говорить о своих чувствах или отношении к собеседнику;
  • уверенная походка и хорошая осанка;
  • жизнерадостность и спокойствие.

Это привлекает окружающих и вызывает желание жить так же, как человек, которого называют самодостаточной, сильной или целостной личностью. Как стать самодостаточной частью социума?

Прежде всего, необходимо четко понять, зачем вы пытаетесь добиться этого. Имитация поведения выдающегося человека с целью произвести впечатление на окружающих вряд ли может считаться признаком силы личности. Это способ привлечения внимания к себе и самоутверждения, что отнюдь не является признаком силы. Следование принятым в обществе стереотипам — скорее признак человека слабого, безвольного и зависимого от мнения окружающих. Стараясь соответствовать образу сильного человека, вы им вряд ли станете.

Настоящая независимость свободной и самостоятельной личности ничего общего с этим не имеет. Самодостаточный человек всегда остается самим собой, вне зависимости от того, что могут подумать о нем окружающие. И даже мысли об этом у него просто не возникает.

Вместе с тем нельзя перепутать уверенного в себе человека с эгоистом, для которого имеют ценность только его собственные интересы. Именно поэтому к сильным людям тянутся окружающие, признавая в них позитивных и целеустремленных лидеров. Но как стать независимой личностью, знает далеко не каждый.

Можно ли воспитать в себе сильного человека?

Чтобы стать выдающейся личностью, придется немало работать над собственным характером, проявляя незаурядное мужество. Но для тех, кто уже понял, что он не может считать себя таковым, начало положено: сознаться себе в слабости, не обвиняя окружающих в неудачах, могут только честные с собой люди.

Каковы же черты характера, которые хотелось бы иметь каждому? Вот какими качествами должна обладать личность, которую можно считать самодостаточной:

  • инициативность и стремление совершенствоваться в выбранном деле;
  • принятие собственной ответственности за свои решения и поступки, независимость от властных структур;
  • открытость, честность, позитивное настроение;
  • стремление постигать суть происходящего;
  • выражение собственной индивидуальности.

Психолог А. Маслоу называл сильные стороны личности признаками самоактуализирующейся, то есть создающей саму себя. Мы все воспитываем в себе какие-то черты характера, но по-настоящему стать собой возможно, только если стремиться к известной внутренней свободе от мнения посторонних. Такого человека психология называет независимым, но им не рождаются, а становятся.

Уверенный в себе не нуждается в подтверждении своей красоты, силы, квалификации. Психологически сильные личности не обязательно стремятся к известности, но чаще всего очень заметны. И именно они принимают на себя руководство чужими судьбами в нештатных ситуациях. Несмотря на то что вокруг них постоянно группируются поклонники, это люди, предпочитающие уединение. Способность самостоятельно справляться со своими проблемами не способствует развитию коллективизма, хотя в любом коллективе обладающий внутренней силой человек быстро становится душой компании.

Как же научиться быть самим собой?

Для тех, кто хочет изменить свой характер и узнать, как стать сильной личностью, проводятся многочисленные тренинги. Под руководством преподавателей люди пытаются сделать себя такими, как им рекомендует данная методика. Но что значит такой подход к проблеме? Ведь действительно сильную, разносторонне развитую, свободную личность отличает от других именно непохожесть и ярко выраженная индивидуальность.

Это означает, что развивать и совершенствовать себя нужно не по методичкам и рецептам саморазвития. Все известные качества сильной личности нужно и формировать индивидуальными методами, подходящими только ей самой, и не считать их непременным шаблоном, который нужно приобрести в короткие сроки. Иногда на самоактуализацию у человека уходит вся его жизнь.

Но для развития той или иной черты характера нужно все-таки знать, что именно она собой представляет. Требуется рассмотреть подробнее, как стать цельной личностью, на какие качества стоит обратить внимание при работе над собой. Среди них следующие:


Вот так и формируется выдающийся человек. Он не размышляет, задавая другим вопрос: сильная личность — какая она? Он не старается стать похожим на того, чье имя является символом свободного человека, а становится собой.

Что такое сильная личность? Пытаясь это понять, человек приходит к выводу, что для нахождения ответа : если хочется заниматься спортом, то нужно записаться в секцию, а если хочется развивать характер, то необходимо всего лишь начать посильную работу над тем, что кажется нуждающимся в изменении. Невзирая на то, что считает по этому поводу круг его друзей и знакомых.

Личность человека – это его суть. Совокупность мыслей, чувств, поступков и взглядов на те или иные события. Каждый человек является личностью, поскольку это именно то, что определяет собственное «Я». Многие философы, ученые и мыслители на протяжении сотен лет размышляли над тем, что же есть человек. Очевидно, что человеком человека делает не тело и не слова, которые он произносит, а что-то, скрытое намного глубже. Именно внутренняя суть, самобытное «Я» и является истинной сущностью человека. Именно это и есть личность.

Также личностью принято называть совокупность взглядов человека, отражающих его понимание тех или иных вопросов и точку зрения на различные социальные и политические явления. Конечно, понятие личности в общественно-политическом и социальном смысле во многом сходится с психологическим термином, но, все же, следует их различать. Ведь в данном случае речь идет не просто об индивидуальных особенностях характера и мировоззрении, но об образе мыслей в конкретном направлении и взглядах на разные вопросы через призму этих мыслей.

Личностью, безусловно, является каждый человек. Но далеко не о каждом можно сказать, что он сильная личность. Здесь речь идет не столько о силе физической, сколько о качествах души, позволяющих человеку сопротивляться внешним обстоятельствам и оставаться верным собственным убеждениям, несмотря ни на что. Разумеется, и сильные личности пересматривают свою точку зрения. Случается, что они меняют взгляды на диаметрально противоположные, но происходит это всегда под действием изменения ценностей и жизненных убеждений, а не вследствие давления извне. Любая сильная личность обладает способностью четко видеть свой жизненный путь и следовать ему, не сбиваясь с курса.

В истории множество примеров личностей, которые овладевали умами сотен и даже тысяч последователей. Великие ученые, мыслители, философы и военные деятели, чьими достижениями и по сей день восхищаются многие. Такие личности способны изменять мировоззрения масс, способны вести за собой других и следовать намеченной цели во что бы то ни стало. Это отнюдь не означает, что чтобы стать сильной личностью, необходимо изобретать что-нибудь, открыть новый материк или завоевать соседнюю страну. Сильной личностью может стать и самый обычный банковский клерк, проявив достаточно выдержки и силы воли под воздействием жизненных обстоятельств.

Личность – основополагающая часть нашей сути, без нее мы не обладаем ничем, кроме способности переваривать пищу и двигать кровь по сосудам тела. Каждый человек неповторим и его отличие от животного именно в том, что он – личность.

Содержание:

Понятие “личности” в психологии - фундаментальное понятие, одна из центральных проблем в психологии, имеющая ярко выраженный междисциплинарный характер.

Индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность

В психологии применительно к человеку используются понятия «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность». Зачастую эти понятия подменяют друг друга. Так, говоря о личности, исследователи могут подчеркивать индивидные характеристики человека либо характеризовать его индивидуальность.

Для начала, определимся с этими понятиями:

Индивид – носитель биологического в человеке. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека. Таким образом, в понятии «индивид» выражена родовая принадлежность человека, т. е. любой человек - это индивид. Но, появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью.

Личность – это человек как носитель сознания. Чем активнее деятельность человека, тем отчётливее, ярче будут проявляться особенности (черты) его личности. Совершенно очевидно, что личностью человек не рождается, поскольку ему ещё предстоит развивать своё сознание, и личностью человек может перестать быть (хотя как индивид и будет продолжать жить, сохраняя некоторые психические процессы, свойственные человеку) при тяжёлых психических заболеваниях.

Являясь по своей природе социальным образованием, личность, тем не менее, несёт на себе отпечаток биологической организации человека. Природные особенности человека – это важные предпосылки, необходимые условия психического развития, но сами по себе они не определяют ни характера, ни способностей человека, ни его интересов, идеалов, убеждений. Мозг как биологическое образование является предпосылкой проявлений личности, но все проявления её – продукт общественного бытия человека .

Индивидуальность - совокупность особенностей качеств личности, образующих её неповторимый облик. Она складывается из особенностей различных черт личности, причём влияние социального и биологического в них далеко не одинаково. Имеются качества личности, в развитии которых роль биологического, врождённого велика (например, темперамент), но имеются качества (мышление, память, воображение и т. д.), в развитии которых доминирующую роль начинают играть особенности обучения. Ещё более возрастает роль обучения в развитии знаний, навыков, умений. Определённую группу составляют качества направленности личности (интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение и т. д.), в формировании которых роль биологического ничтожна, зато роль социального опыта, и в особенности воспитания, исключительно велика.

Субъект деятельности - это индивид, личность как источник познания (субъект познания), общения (субъект общения) и преобразования действительности (субъект труда).

Большинство отечественных психологов включает в понятие «личности» комплекс природных свойств, психологическая многозначность которых определяется системой общественных отношений, в которую включен человек.

«Личность» есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

Социология рассматривает личность как представителя определенной социальной «группы», как социальный тип, как продукт общественных отношений. Но психология учитывает, что в то же время личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Эти внутренние условия представляют собой сплав наследственно-биологических свойств и социально обусловленных качеств, которые сформировались под влиянием предшествующих социальных воздействий. По мере формирования личности внутренние условия становятся более глубокими, в результате одно и то же внешнее воздействие может оказывать на разных людей разное влияние.

Личность является специфическим человеческим образованием, которое “производится” общественными отношениями, в которое индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности. Формирование личности есть процесс, прямо не совпадающий с процессом прижизненного, естественно текущего изменения природных свойств индивида в ходе его приспособления к внешней среде. Также это социализированный индивид, рассматриваемый со стороны его наиболее существенных социально значимых свойств. Личность есть такая целеустремленная, самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность может быть описана со стороны своих мотивов и стремлений, составляющих содержание ее «личного мира», т. е. уникальной системы личностных смыслов, индивидуально своеобразных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний. Личность рассматривается как система черт относительно устойчивых, внешне проявляемых характеристик индивидуальности, которые запечатлены в суждениях субъекта о самом себе, а также в суждениях других людей о нем. Личность описывается и как деятельное «Я» субъекта, как система планов, отношений, направленности, смысловых образований, регулирующих выход ее поведения за пределы исходных планов. Личность рассматривается и как субъект персонализации, т. е. потребности и способности индивида вызывать изменения в других людях.

Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришел в итоге большой сознательной работы. Такой человек не просто выделяется благодаря тому впечатлению, которое он производит на другого; он сам сознательно выделяет себя из окружающего. Он проявляет самостоятельность мысли, небанальность чувств, какую-то собранность и внутреннюю страстность. Глубина и богатство личности предполагают глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее. Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно проявляется во всем его существе.

Какие понятия личности существуют?

Существует множество понятий личности. Наиболее ясными и точными из них являются следующие:

1) Б. Г. Ананьев: личность - субъект труда, познания и общения.

2) И. С. Кон: личность - это специфическая интеграция социальных ролей.

3) А. Г. Ковалев: личность - это сознательный индивид, занимающий определенное место в обществе и выполняющий определенную общественную роль.

Человек в процессе любой деятельности, даже работая на конвейере, когда он является функциональной единицей и определенными способностями претендует на уникальность, на качественную специфичность и индивидуальный подход к процессу управления. Как же он приходит к этому, и что является собственно личностным потенциалом в его деятельности?

Прежде всего, нужно отметить, что личность является целостным образованием. Целостным, но не бесструктурным. Многие психологи предлагали достаточно убедительное описание структуры личности (3. Фрейд, Э. Берн, К. Юнг, В. А. Ядов и другие).

Что значит быть личностью?

  • Быть личностью — это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе.
  • Быть ею – это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом, в котором живешь.
  • Быть личностью — это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть своим собственным поведением, подчинить его своей власти.
  • Быть ею — это значит обладать свободой выбора и нести через всю жизнь его бремя.

Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сформируется логическое мышление, самостоятельно сложатся системы понятий. Для этого потребовалась бы не одна, а тысяча жизней. Люди каждого последующего поколения начинают свою жизнь в мире предметов и явлений, созданных предшествующими поколениями. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, они развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора. Поскольку сознание, речь и пр. передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие «индивид» - как биологический организм, носитель общих генотипических на следственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие «личность»как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Таким образом, если понятие «индивид» указывает на связь человека с природой, то понятие «личности» в психологии - на связь человека с обществом, социальной средой.

Знакомство с подходами

При описании личности представителями различных научных школ и направлений ис­пользуются следующие теоретические подходы:

1) Биологический - личность изучается, прежде всего с точки зрения генетических предпосылок ее формирования и эволюционного развития, их влияния на поведенческие, социальные аспекты развития индивида, благодаря чему отдельные черты, свойства личности передаются человеку по наследству, т.е. отдельные элементы, составляющие содержание личности, имеют врожденный, наследственно обусловленный характер.

2) Экспериментальный - изучение личности идет от исследования персептивных, познавательных процессов, высшей нервной деятельности человека, их роли в его поведении в различных ситуациях.

3) Социальный - изучается социальная среда, социальные роли, общественно-исторические, культурные условия, воздействующие на формирование личности человека, который рассматривается и описывается как составная часть общества, как продукт общественного развития, общественных отношений.

4) Гуманистический - в основе данного подхода лежит стремление в каждом человеке видеть личность, а в самой личности - ее духовное начало; с этих позиций исследуются ведущие признаки, отражающие ее основные свойства, внутреннюю структуру, которые сопос­тавляются с поведенческими, социальными характе­ристиками индивида.

В частности, в психологии имеется множество попыток выявления ядра личности. Имеющиеся подходы можно систематизировать следующим образом:

1. Существенное разделение понятий “человек”, “индивид”, “субъект деятельности”, “индивидуальность” и “личность. Следовательно, нельзя сводить понятие “личности” к понятиям “человек”, “индивид”, “субъект”, “индивидуальность”. Хотя, с другой стороны, личность — это все эти понятия, но лишь с той стороны, которая характеризует все эти понятия с точки зрения включенности человека в общественные отношения.

2. Следует различать “расширительное” понимание личности, когда личность отождествляется с понятием человек, и “вершинное” понимание, когда личность рассматривается как особый уровень социального развития человека.

3. Существуют разные точки зрения на соотношение биологического и социального развития в личности. Одни включают биологическую организацию человека, другие рассматривают биологическое как заданные условия развития личности, которые не определяют ее психологические черты, а выступают лишь как формы и способы их проявления.

4. Личностью не рождаются — личностью становятся. Она формируется в онтогенезе относительно поздно.

5. Личность не есть пассивный результат воздействия извне на ребенка, а она развивается в процессе его собственной деятельности.

Таким образом, личность - это человек со своими взглядами и убеждениями, проявляющий свою уникальную целостность, индивидуальность, единство социально-психологических качеств, проявляющихся в межличностных, общественных отношениях, сознательно участвующий в той или иной деятельности, понимающий свои действия и способный руководить ими.

Критерии оценки личности

Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в чувстве «Я», которое включает в себя представления о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции.

Наблюдая за развитием человека, используются определенные критерии, которые позволяют оценивать уровень сформированности его личности.

1) Ощущение своего «Я»

Лежит в основе представления ребенка о самом себе. Постепенно человек начинает ощущать себя субъектом своих восприятий, эмоциональных состояний, действий, наконец, чувствовать свое тождество и неразрывность с тем, чем он был накануне. Это система возникших представлений о самом себе, или, как говорят психологи, концепция собственного «Я», образа самого себя. Он, по мере накопления жизненного, социального опыта эволюционирует и, по мнению американского психолога К. Роджерса, становится «реальным Я» человека или его «Я-образом» с сопутствующим ему чувством самоуважения у ребенка, возникающим под влиянием того, что он уже может делать что-то самостоятельно.

Наряду с реальным «Я» в сознании человека может присутствовать и его идеальное «Я», т.е. тот образ, в котором он склонен видеть себя, кем бы ему хотелось стать в результате реализации своих возможностей. К этому идеальному «Я» и стремится приблизиться «Я» реальное. Между этими двумя образами имеет место динамическое взаимодействие. Человек стремится сблизить представления о самом себе, о своем реальном «Я» со своим идеальным «Я-образом», с тем, каким бы ему хотелось быть. Поэтому «личность уравновешена тем лучше, чем больше согласия, или конгруэнтности, между реальным «Я» человека и его чувствами, мыслями и поведением, что позволяет ему приблизиться к своему идеальному «Я» .

2) Сформированность самооценки

Самооценка - это оценка человеком самого себя, своих качеств, способностей, своего места среди других людей. Это своего рода проекция его реального «Я» на идеальное. Она свидетельствует об удовлетворенности либо неудовлетворенности субъекта самим собой. Поэтому самооценка также влияет на поведение человека, его взаимоотношения с окружающими, на проявление им своей личности.

Заниженная самооценка также оказывает негатив­ное влияние на формирование личности, только в ином направлении, способствуя формированию у субъекта устойчивой неуверенности в себе, необоснованно повышенной тревожности, беспочвенным самообвинениям, пассивному поведению, в конечном итоге - появлению комплекса неполноценности .

3) Уровень притязаний

Этот критерий тесно связан с самооценкой. В психологии под уровнем притязаний понимается, с одной стороны, уровень трудностей, преодоление которых является целью для субъекта, а с другой - желаемый уровень самооценки личности (уровень «Я-образа»). Стремление повысить самооценку, когда у человека есть возможность свободного выбора степени трудности принимаемых решений, порождает внутренний конфликт двух противоположных тенденций: либо повысить свои притязания ради достижения максимального успеха, либо снизить их до такого уровня, который абсолютно гарантирует от неудачи. Часто уровень притязаний устанавливается где-то между чересчур трудными и легко достижимыми целями с тем, чтобы самооценка личности не пострадала.

Заключение

Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.







2024 © speleo96.ru.