Дом Романовых всецело поддерживает позицию Русской Православной Церкви в отношении идентификации «екатеринбургских останков. Царские останки и внутренний конфликт в рпц


Неожиданно вновь возникшая на политическом горизонте тема расстрела царской семьи в Екатеринбурге и судьбы останков не могла оставить равнодушными экспертов. Суть проблемы разъяснил в телеграм-канале Bunin & Co политолог Алексей Макаркин:

«Проблема признания мощами «екатеринбургских останков» заключается в том, что церкви придётся признать, что в конце 90-х годов в этом вопросе правы были Ельцин и Немцов. Первый как президент, второй как председатель государственной комиссии, непосредственно занимавшийся вопросами захоронения семьи Романовых. Отношение к этим политикам в церковной среде в целом негативное – им припоминают и сближение с «бездуховным» Западом, и падение жизненного уровня граждан, среди которых было и немало нынешних прихожан, и распространение новых религиозных движений (от кришнаитов до мормонов). Возвращение же храмов при Ельцине приписывается воле Бога, а не президента. И получается, что ошибались многочисленные священники, монашествующие и благочестивые миряне, которые искренне считали «екатеринбургские останки» не принадлежавшими семье последнего царя. А признать всё это очень сложно.

В этой ситуации церковное руководство оказывается между двух огней. На признании настаивает Кремль, для которого важно захоронение цесаревича Алексея и великой княжны Марии как символический акт примирения. И ради этого власть разрешила провести все экспертизы, на которых настаивала церковь (вплоть до вскрытия гробницы Александра III). И эксперты подтвердили принадлежность останков Николаю II и его семье. Отказать Кремлю – значит, пойти на конфликт, который церковь не может себе позволить. Согласиться – значит, восстановить против себя часть верующих. Численно не очень большую, но активную, готовую при необходимости участвовать в молитвенных стояниях, бороться за выделение земельных участков для строительства храмов. Скорее всего, выбор будет сделан в пользу власти, от которой церковь зависела во все периоды её истории. Путин – не Ельцин, который был вынужден согласиться с отсутствием патриарха на церемонии захоронения царской семьи. А Кирилл чувствует себя в отношениях с властью куда менее уверенно, чем Алексий II.

История с ритуальным убийством царской семьи – неудачная попытка руководства церкви договориться с крайне правыми примерно в следующем формате. С одной стороны, все же придётся признать «екатеринбургские останки» царскими мощами – и экспертизы об этом свидетельствует, и позиция Кремля однозначна. Да и президент на соборе будет. Но, с другой, взамен можно порассуждать на одну из излюбленных в среде крайне правых тем – ритуальный характер убийства. Можно назначить новую экспертизу, которая займёт немало времени – и, конечно же, отвергнет эту версию. А к тому времени страсти поулягутся. Что недооценили? Изменение общественных настроений. В 90-е годы были возможны антисемитские ораторские упражнения депутата Госдумы генерала Макашова. В центре Москвы продавались черносотенные газеты. Даже в начале нулевых появилось антииудейское «Письмо 500». Но время идёт, и антисемитская тема стала выглядеть совсем уж архаично и неприлично. А вопрос о «ритуале» связан с антисемитизмом намертво. Так что основной имиджевый ущерб понес епископ Тихон (Шевкунов), ставший главным церковным спикером по этой теме. Да и для репутации самой церкви эта история весьма неприятна.»

Вся история про останки царской семьи, в которую влезли церковь, государство и общество стало одной сплошной чередой накопленных ошибок. Сегодня уже в церкви говорят, что тема «святых мощей» и «святости» последнего императора и его семьи могут стать причиной раскола церкви. Церковь загнала себя в такой тупик, что компромиссного выхода из него не будет. Рано или поздно конфликт полыхнет.

Обретение останков

РПЦЗ и консервативная часть РПЦ продолжительное время считают, что убийство царской семьи носило чисто ритуальный характер. «Останки царской семьи с помощью огня и серной кислоты уничтожены. Пепел развеян».

Убийство совершено масонами, сатанистами, врагами России и прочими товарищами. До сих пор среди многих представителей клира модно считать, что «сатанисты» отрезали головы у царской семьи и отправили их к Ленину в Кремль.

Патриарх Кирилл в 2010 году заявил, что тела членов царской семьи якобы были сожжены у шахты Ганиной Ямы как «кости царя Едомского».

Если ритуальный характер, то любые останки надо отрицать.

Митрополит Воронежский Сергий предельно ясно сказал: «а если это останки безбожника, убийцы, сатаниста?»

Между тем историки и Архивное управление ФСБ заявляют, что убийство семьи последнего императора носило чисто политический харктер.

Существует и ещё одна версия - весьма популярная у украинской части РПЦ. Там популярны слухи, что семья Романовых выжила, спокойно прожила при советской власти и их потомки живы сегодня.

Патриарх Алексий Второй, отказавшийся признать останки в 1998 году, а затем патриарх Кирилл использовали тему останков в диалоге с государством. Через нее (обещание согласиться на признание) Церковь старалась добиться решений материальных и законодательных вопросов.

Но две стороны допустили столько ошибок, что проблема стала конфликтной.

Ошибок со стороны государства было несколько:

заигрывание «молодых реформаторов» (Немцов, Семья и проч.) с династией Романовых и с идеями восстановления монархии;

закрытый характер экспертизы признания останков и недопуск представителей РПЦ (1995 год);

поспешная процедура с признанием и официальным захоронением останков в 1998 году в Петербурге и отказ РПЦ признать их заинтересованность в ходе процесса восстановления единства РПЦ и РПЦЗ в признании царской семьи как святых страстотерпцев.

Известно, что с избранием Кирилла патриархом звучали разговоры об обещании решить проблему останков. Но кризис 2011-2012 годов и внутрицерковный конфликт привели к тому, что партия патриарха потеряла инициативу и вынуждена была под требованием консервативной части Церкви снять тему признания останков.

Патриарх в попытке перехватить «реакционно-консервативные лозунги», идеи русского мира, русской Церкви лишь укрепил позиции ультраконсерваторов. Фактически церковь начала скатываться к черносотенству, с верой в черные заговоры, влияния масонства.

Нельзя сказать, что государство не волнует возникновение «православного экстремизма» с атрибутикой ненависти. После восстановления единства Церкви, светская власть неоднократно высказывала заинтересованность решить тему царских останков.

В 2015 году было решено тему царских останков закрыть. В связи с обнаружением останков цесаревича Алексея и княжны Марии в июле 2015 распоряжением Медведева была создана комиссия Приходько. Через несколько месяцев комиссия признала останки подлинными и было решено провести их захоронение 18 октября 2015 года.

Как говорят, Церковь попросила провести перезахоронение останков в Исаакиевский собор. В сентябре 2015 патриарх создал комиссию во главе с митрополитом Варсонофием и епископом Тихоном, по договоренности с Президентом было решено привлечь Бастрыкина и оформить всё следственной процедурой.

В декабре 2015 года останки цесаревича Алексея и великой княжны Марии Романовой были переданы РПЦ.

Внутренний раскол

Тема царских останков стала одной из основных в конфликте внутрицерковных партий. Большая часть «черного монашества» убеждена в «жидо-масонском заговоре».

Но их влияние в иерархии не слишком значительно. Другое дело конфликт между частью «лаврской партии» и части «афонитов» с партией патриарха Кирилла.

Многие в Церкви говорят, что скандалы последних лет в отношении патриарха Кирилла шли из окружения митрополита Варсонофия, которого поддерживают Ротенберги.

Идея «захоронения останков Алексея и Марии» в Петербурге и признания останков в 2015 году как говорят было пролоббировано Варсонофием-Ротенбергами. Но в процесс вмешались епископ Тихон и патриарх Кирилл. Каждый из них вёл свою игру.

Перезахоронение перенесли на февраль 2016, а затем на конец года. Возникла идея перенесения мощей в Исаакиевский собор. Если вначале идею связывали с Варсонофием, то потом инициативу перехватил Кирилл. В октябре 2016 сам патриарх заявил, что все экспертизы завершены.

Но захоронение снова сорвалось. Теперь причиной стал конфликт в Питере. Петербург оказался погружен в конфликт в отношении Исаакиевского собора.

В результате репутационно проиграли Варсонофий и частично патриарх Кирилл. Удар пришелся и по губернатору Полтавченко.

Пока шла «борьба за Исаакий» епископ Тихон полностью перехватил инициативу в комиссии по признанию останков царской семьи.

Как говорили, (из самой комиссии шли утечки) экспертиза показала подлинность царских останков.

Все ждали решения вопроса (и говорили даже о специально снятом фильме отцом Тихоном), но опять всё сорвалось.

После крымских событий 2014 года среди части российской элиты снова возникла идея «восстановления монархии».

Говорят, что эта идея была в разработках структуры Примакова и его коллег силовиков. Разработками идей новой монархии активно занимался Российский институт стратегических исследований генерала Решетникова.

Позднее эту тему подхватили Малофеев и его «Царьград». Говорят, что тема восстановления монархии очень нравилась Володину. О восстановлении монархии много говорили митрополит Иларион и епископ Тихон.

В 2016 году кампания против фильма «Матильда» также стала частью большого промоушена популяризации идеи восстановления монархии. По разговорам, тема возвращения к монархии между тем сильно напрягла Кремль. Президент оказался к ней не готов. В результате чего иерархам РПЦ было предложено прекратить публично обсуждать тему восстановления монархии, телеканал «Царьград» решено было закрыть, а Громову срочно исправлять информационную повестку, испорченную Матильдой. Епископ Тихон заявил о неактуальности темы восстановления монархии.

В канун проведения Архиерейского собора, комиссия по установлению подлинности останков решила сделать промежуточный доклад и признать недостаточным объем информации о признании останков. Таким образом, решено пока снять признание подлинности царских останков и перенести тему на 2018 год. Уже с избранным Президентом.

Династический узел

Так называемый Дом Романовых (Кирилловичи) во главе с Марией Владимировной не признает, как известно, царские останки. Дом Романовых активно поддерживают патриарх Кирилл и митрополит Иларион. В Европе Дом Романовых дружит с Гогенцолернами (находятся в родстве) и Габсбургами. Очень активные контакты Дома с украинской диаспорой, с иерархами УПЦ, их активно поддерживают в Краснодарском и Ставропольском крае, в Крыму, в Рязани, Калуге и Сибирском регионе.

Объединение членов рода Романовых (Николаевичи) признали в 1998 году останки царской семьи. Главы объединения - Николай Романович (ум. в 2014) и Дмитрий Романович (ум. 2016) неоднократно посещали Россию и дружили с «силовиками». По разговорам, именно Николаевичи оказали серьёзную помощь в объединении РПЦ с РПЦЗ. Николаевичи поддерживали отношении с Майклом Кентским и домом Виндзоров. Говорят, что через Николаевичей епископ Тихон встречался с британской аристократией и организовывал приезд студентов из Итона на встречу с Президентом. Объединение членов рода Романовых неоднократно заявляли об отказе от прав на российский престол. С Объединением членов рода Романовых поддерживала отношения часть силовиков.

Интересы Дома Романовых (Кирилловичи) и сегодня лоббирует РПЦ в лице патриарха. Контакты с Кирилловичами были выстроены у РПЦ еще с 70-х годов. В начале 2000-х представителем Кирилловичей в России был Зураб Чавчавадзе - тесть Малофеева и товарищ отца Тихона. После 2014 года Мария Владимировна неоднократно через патриарха выходила с идеей восстановления прав Дома в России, возвращения имущества Дому Романовых. Также говорят, что нежелание Дома Романовых признавать останки династии может быть связано с нерешенными проблемами имущественных прав. Несколько недель назад патриарх Кирилл на встрече с Марией Владимировной заверил ее, что решение о признании царских останков будет принято при условии полного согласия всех участвующих в процессе сторон.

Святые мощи

Как оказалось, обнаруженные «мощи» подвернуты тлению. Часть фрагментов черепов и костей просто рассыпалась. В случае признания генетической экспертизы подлинности, Церкви придется признать не соответствие останков требованию нетленности. Правда, Церковь уже заявила, что для мучеников мощи нетления и чудеса не обязательны. Но Церкви придется дать ответ: кого она провозгласила святыми и отсутствием проявлений святости.

Кроме того, если подтвердится, что останки найдены в Поросенковом Логе, то нужен ответ о «чудесах» (по версии Церкви) в Ганиной Яме, где никаких останков не было. Что дальше? Церковь создала собственными руками неразрешимый ребус.

Церковь не может признать останки

Церковь не может признать их отсутствия по причине ритуального убийства

Церковь не может подтвердить святость Николая и его семьи

Церковь не может опровергнуть святость

Кроме того, Церковь должна ответить (прежде всего себе) на вопрос - может ли она признавать святость по экспертизе ученых или она примет святость заочно. Что в свою очередь вызовет споры в Церкви и так уже достаточно расколотую.

От редакции:

В ходе Архиерейского Собора РПЦ МП, состоявшегося 2-3 февраля 2016 года под председательством Патриарха Кирилла, обсуждалось участие РПЦ в грядущем «Всеправославном Соборе», события на Украине и в мире, судьба царских останков. Не осталась в стороне тема древнерусской церкви и ее агиографической истории. В старообрядческой среде обратили внимание на усиление сторонников канонизации бывшего патриарха Никона. Насколько обоснованны подобные опасения, читайте в нашей публикации.

Состоится ли новый Вселенский Собор?

Архиерейский Собор РПЦ МП под председательством Патриарха Кирилла (Гундяева) проходил 2-3 февраля 2016 года в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя в Москве. В работе Собора принимали участие 354 архиерея из 293 епархий РПЦ МП в России, ближнем и дальнем зарубежье.

Во вступительном слове Патриарх Кирилл пояснил, что Архиерейский Собор проводился на год раньше, чем предусмотрено Уставом РПЦ МП. Это было связано с подготовкой ко Всеправославному Собору, который должен проходить в июне этого года на острове Крит. «Архиерейский Собор 2013 года подчеркнул, что эта подготовка должна предусматривать широкое обсуждение готовящихся постановлений и отличаться особой заботой о сохранении чистоты православного вероучения. Поэтому Священный Синод счел, что настала пора для обстоятельного разговора по вопросам, возникающим в связи с предсоборным процессом », — сказал Патриарх Кирилл во вступительном слове. В повестке Собора стояли также вопросы о «екатеринбургских останках», о работе по составлению Катехизиса РПЦ, образовании новых митрополий и епархий, канонизации святых и другие.

Вокруг готовящегося Всеправославного Собора распространяется большое количество слухов. Как рассказал на пресс-конференции после завершения Архиерейского Собора митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), председатель ОВЦС: «Говорят, например, что это будет "Восьмой Вселенский Собор". И есть такое народное поверье, что Восьмой Вселенский Собор — это будет антихристов собор, что на нем заключат унию с католиками, что на нем отменят все посты, введут второбрачие духовенства, что это будет модернистский собор и так далее». Чтобы развеять эти слухи, проекты документов рассматривались на Архиерейском Соборе и были опубликованы на официальном сайте РПЦ МП. В постановлениях говорится: «Члены Архиерейского Собора свидетельствуют, что в своем нынешнем виде проекты документов Святого и Великого Собора не нарушают чистоту православной веры и не отступают от канонического предания Церкви ».

Интересно, что споры вокруг символизма числа вселенских соборов идут достаточно давно.

Некоторые авторы приводят отдельные места из службы Седьмого Вселенского Собора, где сравнивается седьмочисленность Соборов с семью дарами Святого Духа и т. д. Но ведь подобные аргументы применялись ранее для защиты авторитета Четвертого Вселенского Собора от нападок на него монофизитов. Говорилось, что Соборов должно быть четыре, потому что это число священное — по числу четырех евангелистов, четырех рек райских и т. д.

Что же касается Восьмого вселенского собора, то некоторые уверяют, что таковым являлся Константинопольский Собор 879-880 гг., созванный при патриархе Фотии и папе Иоанне VIII. Как по своему составу, так и по характеру своих постановлений, этот Собор носит все признаки Вселенского Собора. На нем были представлены все пять Патриархатов тогдашней Церкви, в том числе и Римской, так что этот Собор является последним Собором, общим как для Восточной, так и Западной Церкви. На нем участвовало 383 отца, т. е. это был самый большой Собор со времени Халкидона. Он был созван как Вселенский Собор и называет себя в своих актах «великим и Вселенским Собором». И хотя он не был официально признан Церковью Вселенским, ибо обыкновенно такое признание делалось на последующем Соборе, а его не было, ряд видных церковных деятелей на протяжении веков называли его Восьмым Вселенским Собором: например, знаменитый канонист XII в. Феодор Вальсамон, Нил Фессалоникский (XIV в.), Нил Родосский (XIV в.), Симеон Фессалоникский (XV в.), св. Марк Ефесский, Геннадий Схоларий, Досифей Иерусалимский (XVII в.) и т. д. Более того, и на Западе, как это доказал профессор Ф. Дворник в своем известном монументальном труде «Фотианская схизма» и как это принято сейчас в исторической науке, даже римо-католической, этот Собор 879-880 гг. вплоть до XII в. тоже считался Восьмым Вселенским.

О гонениях на христиан

Архиерейский Собор РПЦ выразил поддержку епископам, клирикам, монахам и мирянам Украинской Православной Церкви, прилагающим все усилия для прекращения конфликта на Юго-Востоке Украины, тем, кто помогал беженцам и пострадавшим в противостоянии. Также делегаты Собора призвали обратить внимание на гонения, которым подвергаются христиане на Ближнем Востоке, в некоторых странах Африки и в ряде других регионов мира. «Необходимо сделать все возможное, чтобы геноцид, развязанный против христиан экстремистами, кощунственно прикрывающими свои злодеяния религиозными лозунгами, прекратился », — говорится в постановлениях.

О царских останках

Ознакомившись с результатами работы комиссии по исследованию «екатеринбургских останков», члены Собора выразили удовлетворение, что государственными властями принято решение провести комплексную экспертизу этих останков и всестороннее исследование обстоятельств убиения Царской семьи. В настоящее время в Следственном комитете Российской Федерации возобновлено расследование обстоятельств убийства Царской семьи. Научная комиссия занимается генетической экспертизой. Существует также комиссия РПЦ МП под председательством митрополита Санкт-Петербургского Варсонофия (Судакова). Как пояснил на пресс-конференции Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел (Пономарев): «Осуществляется экспертиза в четырех направлениях: это не только генетическая экспертиза, которая, безусловно, очень важна, но не является единственной для восстановления истины. Это также и криминалистическая, историческая и антропологическая экспертизы… Русская Православная Церковь подчеркивает необходимость комплексного исследования этой очень непростой, но очень важной темы, в результате рассмотрения которой не должно остаться никаких сомнений не только в идентичности останков, но и вообще во всей этой страшной трагедии, которая произошла под Екатеринбургом ». По словам митрополита Павла, когда результаты работы всех комиссий будут известны, как об этом сказано в Постановлениях Архиерейского Собора, они будут представлены на обсуждение, и только после этого можно будет говорить о подведении каких-то итогов.

Новые канонизации и тема патриарха Никона

Архиерейский Собор утвердил ряд канонизаций, в том числе и лиц, почитаемых Русской Зарубежной Церкви: расстрелянного вместе с царской семьей врача Евгения Боткина, епископа Ионы Ханькоусского (Манчжурия), священника Митрофана и прочих, убитых в Пекине в 1900 году. Также было принято решение о канонизации архиепископа Богучарского Серафима (Соболева), известного своими монархическими взглядами и почитанием патриарха Никона, который, по его мнению «должен быть истинным, великим наставником для нас в наших стремлениях восстановить Россию посредством истинной самодержавной власти царя Помазанника Божье» (из книги «Русская идеология»). Известно, что вопрос о возможности прославления архиепископа Серафима изучался Синодальной комиссией по канонизации святых (РПЦ МП) в 2007 и в 2015 гг. В 2007 году канонизация по неизвестным причинам не состоялась.

Как заявляют сегодня представители старообрядческих согласий, канонизация Никона и его апологетов является внутренним делом Московской Патриархии. Однако некоторые староверы весьма болезненно относятся к новостям такого рода. Так, в начале 2000-х годов Московская Митрополия РПСЦ даже делала официальное заявление против возможной канонизации бывшего патриарха Никона Русской Православной Церковью. Чрезвычайный Архиерейский Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви, состоявшийся 18-19 февраля 2003 г., постановил: «Принять воззвание ко всем православным христианам, священнослужителям РПЦ, ко всем добрым людям по поводу возможной канонизации бывшего патриарха Никона». (Позже решения этого собора были отменены прим. ред .)

Интересно, что одним из инициаторов заявления Московской Митрополии против канонизации патриарха Никона был настоятель протоиерей Леонид Гусев. Он рассказывал, что наблюдал некое знамение на выставке, посвященной патриарху Никону в Государственном Историческом Музее, когда со страшным грохотом лопнула деревянная парсуна, изображавшая бывшего патриарха.

Впрочем, некоторые старообрядческие эксперты наоборот находят в канонизации Никона большую пользу, поскольку она позволит, наконец, закончить разговоры о перспективах сближения и тем более объединения с РПЦ.

Как сообщил источник сайта «Русская вера», в комиссии по канонизации РПЦ сейчас вопрос о прославлении патриарха Никона не стоит на повестке дня, хотя письма в поддержку этой инициативы поступают регулярно.

По итогам Архиерейского Собора в святцы РПЦ МП включили новых святых, в том числе и живших до церковного раскола XVII века: монахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя (1380 г.), Варлаам Серпуховской(1377 г.), Васса Псково-Печерская (ок.1473 г.), архиепископ Геннадий Новгородский (1504 г.), Герасим Болдинский (1554 г.), митрополит Геронтий Московский и всея Руси (1489 г.), митрополит Иоасаф (Скрипицын), Московский и всея Руси (1555 г.), Елисей Лавришевский (ок.1250 г.), Иона Псково-Печерский (ок.1480 г.), Марк Псково-Печерский (ок. 1400 г.), Мартин Туровский (1150 г.), епископ Мина Полоцкий (1116 г.), князь Ростислав (в крещении Михаил) Смоленский (1167 г.), Симеон, первый епископ Тверской (1289 г.), Симон Сойгинский (1562 г.), княгиня София Слуцкая (1612 г.), князь Ярослав Мудрый (1054 г.)

Важно отметить, что на этом соборе были прославлены главным образом многие подвижники, церковные и государственные деятели, жившие еще до раскола Церкви в середине XVII века.

В старообрядческих согласиях идет похожий процесс прославления как древних, так и более поздних, послераскольных, собственно старообрядческих святых. Однако надо отметить, что старообрядческие канонизации древних святых проходят уже по следам подобных канонизаций, проведенных в Московской Патриархии. Так, например, вслед за синодальной церковью в старообрядческой церкви (ныне РПСЦ) были прославлены патриарх Ермоген, Митрополит Московский Макарий, иконописец Андрей Рублев. Единственной самостоятельной канонизацией такого рода в лоне РПСЦ стало прославление славянских книг печатника Ивана Федорова.

Нынешняя канонизация святых на архиерейском соборе РПЦ требует отдельного и серьезного исследования, поскольку список прославленных церковных и государственных деятелей весьма разнообразен. Тем не менее тенденция очевидна, в отличие от XVIII — XIX веков, когда, по словам Карташова, «на скамью подсудимых была посажена вся древнерусская Церковь», сейчас идет процесс возвеличивания древнерусской истории и её персонажей.

Краткое жизнеописание некоторых новопрославленных в РПЦ святых

Архиепископ Геннадий Новгородский , в схиме — Галактион, родился около 1410 г. в Москве. Возможно, происходил из московского боярского рода Гонзовых. В 1470-80 гг. был архимандритом московского Чудова монастыря, 12 декабря 1484 года возведен в сан архиепископа Новгородского и Псковского. Вместе с преподобным Иосифом Волоцким боролся против ереси жидовствующих. В 1504 году удалось добиться осуждения еретиков, но архиепископ Геннадий попал в опалу Великого князя Ивана III, был низложен с кафедры. Скончался 4 декабря 1505 года в Чудовом монастыре. Автор нескольких посланий, при нем был составлен первый в России полный библейский кодекс — «Геннадиевская Библия» (1499 г.). Книги этой Библии легли в основу в том числе и «Острожской Библии», напечатанной Иваном Федоровым и являющейся единственным каноническим текстом для старообрядчества.

Александр Пересвет и Андрей Ослябя — легендарные монахи-схимники и воины, посланные преподобным Сергием Радонежским в помощь князю Дмитрию Донскому. Пересвет и Ослябя были иноками Троице-Сергиева монастыря, по преданию, оба происходили из боярских родов. Перед началом Куликовской битвы Пересвет участвовал в «поединке богатырей» с Челубеем, считавшимся непобедимым. По преданию, копье Челубея было длиннее обычного. Вступая в бой, его противник не успевал нанести удар, как уже оказывался побежденным. Перед поединком Александр Пересвет снял доспехи, оставшись в монашеском облачении. В бою копье Челубея пронзило инока, но не вышибло из седла. Тогда Пересвет сам нанес удар, и Челубей упал замертво. Получив смертельную рану, Пересвет остался в седле. Верный конь вынес тело победителя в стан русских войск. Андрей Ослябя также принимал участие в Куликовской битве и погиб. Тела Пересвета и Осляби были перенесены в Москву и погребены рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. Позднее храм перестроили, над саркофагами была возведена трапезная часть церкви. Над этим местом стояло чугунное надгробие с сенью, уничтоженное в 1920 гг. В настоящее время на предполагаемом месте погребения Пересвета и Осляби в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове установлено деревянное надгробие, копирующее по форме первое чугунное. Могила открыта для посещения.

Митрополит Геронтий Московский и всея Руси был преемником мученически скончавшегося митрополита Филиппа (1473 г.). Известно, что до этого он был архимандритом московского Симонова монастыря, затем Коломенским епископом. При Митрополите Геронтии было закончено строительство Успенского собора Московского кремля. Он конфликтовал с Иваном III по церковным вопросам, но поддерживал его в военно-государственных вопросах. В октябре 1477 года благословил поход великого князя на Новгород. Скончался 28 мая 1489 года, погребён в Успенском соборе Московского Кремля.

Варлаам Серпуховской родился в первой трети XIV века, был келейником святителя Алексия, митрополита Киевского и всея Руси. В 1360 году Митрополит Алексий во время молитвы услышал повеление от иконы Пресвятой Богородицы создать в Ее честь монастырь «в пределе града Серпухова». Келейник был послан искать место для обители, и в дальнейшем строить ее. Прожив в монастыре 13 лет, Варлаам ослеп. Спустя два года, чувствуя приближающуюся кончину, он послал святителю Алексию просьбу приехать и отпеть его. Сказание относит кончину Варлаама к 1377 г.

Епископ Симеон Тверской происходил из рода Полоцких князей. До 1271 года был епископом Полоцким, но после убийства князя, своего племянника, вынужден был переселиться в Тверь, в пределах своей епархии. С радостью приняв его, князь Ярослав Ярославич наделил епископскую кафедру многими имениями. По словам Никоновской летописи, епископ Симеон был «смыслен зело и силен в книгах Божественнаго Писания, учителен, добродетелен, нищия и сироты и вдовицы жаловаше, и обидимых заступляше, и насилуемых избавляше». Скончался мирно 3 февраля 1289 года.

Великий князь киевский Ярослав Мудрый (в крещении Георгий, 978—1054) был сыном крестителя Руси князя Владимира. Последовательно княжил в Ростове, Новгороде и Киеве. Старший брат князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Возможно, они были канонизированы уже в правление Ярослава Мудрого, но некоторые источники относят это событие к 1072 году. Освободив Древнерусское государство от печенежских набегов, после победы 1036 года, в память об этом заложил знаменитый собор Святой Софии в Киеве. Династические браки связывали Ярослава Мудрого со многими европейскими королями. О мудрости Ярослава говорят древнерусские летописцы, ссылаясь на ветхозаветного Соломона. При нем был составлен первый известный свод законов русского права, который вошёл в историю как «Русская правда». Основал Ярославль на Волге и Ярославль в современной Польше, Юрьев (ныне Тарту), Юрьев Русский (Белая Церковь), Новгород-Северский. При Ярославе возникли первые русские монастыри, а Киевским митрополитом стал славянин Иларион, автор «Слова о Законе и Благодати».

8 октября 2016 года, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, по окончании Литургии в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, в Патриарших покоях монастыря состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с князем Дмитрием Романовичем Романовым, возглавляющим Объединение членов рода Романовых, сообщает Патриархия ру.

Предстоятель Русской Православной Церкви, приветствуя старейшего представителя рода Романовых (кн. Дмитрий Романович родился в 1926 году во Франции), отметил, что он рад встрече с высоким гостем в Троице-Сергиевой Лавре в день памяти преподобного Сергия, особый день для Русской Церкви и верующих людей, которые во множестве прибывают на праздник в Лавру, чтобы вознести молитвы у мощей Преподобного.

Князь Димитрий Романович, являющийся потомком императора Николая I и троюродным племянником святого царя-страстотерпца Николая II, ранее направил Святейшему Патриарху Кириллу письмо, в котором затронул проблему идентификации так называемых екатеринбургских останков.

«Вас интересовало наше отношение к останкам, которые были обнаружены под Екатеринбургом. Мы договорились с руководством страны о том, что нужно повторно сделать все экспертизы, поскольку, с нашей точки зрения, то, что происходило в 1990-е годы, происходило с нарушениями. А для того, чтобы Церковь приняла результаты экспертизы, сама экспертиза должна быть безупречной, не должно быть никаких подозрений ни у кого», — пояснил Предстоятель Русской Церкви.

Святейший Владыка сообщил, что в настоящий момент завершаются экспертизы, которые проходят в нескольких лабораториях за границей. «Мы с уважением и доверием относимся к нашим ученым, но для того, чтобы не было никаких сомнений, мы решили пройти по такому непростому пути. И большинство людей, которым эта тема близка и которые считают ее важной, разделяют этот подход», - заявил Святейший Патриарх.

По словам Его Святейшества, «останки зашифрованы» и никто из специалистов, осуществляющих экспертизу, не знает, в каком сосуде они находятся. «У меня есть список, составленный в присутствии других людей, - мы знаем, в каких сосудах какие останки», - добавил Святейший Патриарх Кирилл, отметив, что предпринятые меры позволят «с доверием отнестись к этой экспертизе».

«Я Вас благодарю за Ваше внимание к этой теме, - сказал Святейший Владыка, обращаясь к гостю. - Благодарю Вас за Вашу любовь к нашей общей Родине, за сохранение замечательных традиций Дома Романовых, за Ваше участие в доставке останков и Марии Федоровны, и Николая Николаевича».

Перенос из Дании в Россию и перезахоронение праха императрицы Марии Федоровны, супруги императора Александра III, состоялись в сентябре 2006 года. Литию перед захоронением останков императрицы в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга совершил приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II. Церемония перезахоронения праха великого князя Николая Николаевича (младшего), внука императора Николая I, верховного главнокомандующего всеми сухопутными и морскими силами Российской Империи в начале Первой мировой войны, состоялась 30 апреля 2015 года на Братском воинском кладбище в Москве при участии Святейшего Патриарха Кирилла.

«Вашими трудами соединяется история. В этом уникальность Вашей личности и вообще уникальность Дома Романовых. Живущие люди соединяют в своей семейной традиции части нашей национальной истории, разорванной трагическими событиями начала ХХ века», - сказал в завершение Святейший Владыка.

Во встрече приняли участие председатель Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского ставропигиального монастыря г. Москвы епископ Егорьевский Тихон и супруга князя Димитрия Романовича княгиня Доррит Романова.

Глава Российского Императорского дома Княгиня Мария Владимировна и ее сын и Князь Георгий Михайлович всецело поддерживают позицию Русской Православной Церкви в отношении идентификации «екатеринбургских останков». Это явствует из заявления директора канцелярии Главы Российского Императорского дома Александра Закатова, которое поступило в редакцию « ».

«Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и священноначалие, глубоко осознавая, насколько важен вопрос о подлинности мощей Святых Царственных Страстотерпцев для миллионов православных верующих, а также и для соотечественников, не принадлежащих к Православной Церкви, но чтящих память замученной Царской Семьи, мудро и спокойно комментируют новые данные, не допуская никакой политизированной спешки, чреватой недоразумениями и противостояниями в обществе», - говорится в заявлении.

Директор Канцелярии Российского Императорского дома отмечает, что «Российский императорский дом вместе с согражданами в России ожидает соборного слова Церкви, которая обладает несомненным приоритетом в окончательном определении, являются ли "екатеринбургские останки" мощами святых Царственных Страстотерпцев. Если данные экспертиз на сей раз будут признаны Церковью достаточными для признания, Императорская семья воспримет это с большой радостью. Если же решение будет отрицательным, они отнесутся к этому с пониманием и смирением, как подобает верным чадам Церкви».

«Канцелярия Российского Императорского дома с недоумением восприняла сообщения некоторых средств массовой информации о том, что представитель частной швейцарской общественной организации "Объединение рода Романовых" И. Арцишевский от имени "рода Романовых", пытаясь дискредитировать позицию Русской Православной Церкви.

Ранее Канцелярия Российского Императорского дома выражала надежду, что после встречи г-на Д.Р. Романова, являвшегося до своей кончины 31 декабря 2016 года фактическим председателем "Объединения рода Романовых", со Святейшим Патриархом Кириллом, антицерковные выступления этой организации прекратятся. К сожалению, этого не произошло.

В связи с прозвучавшими заявлениями г-на И. Арцишевского, носящими политизированный и диффамационный характер в отношении Церкви, остается ожидать, что со стороны "Объединения рода Романовых" (представителем которого г-н И. Арцишевский именует себя) последует их опровержение. Если этого не произойдет, и г-н И. Арцишевский останется представителем данной ассоциации, придется признать, что "Объединение рода Романовых" продолжает занимать антицерковную позицию и несёт полную ответственность за демарши лиц, участвующих в кампании по травле Русской Православной Церкви», - говорится в заявлении директора Канцелярии Российского Императорского дома.

По информации «МК», патриарх Кирилл проведет 14 июня заседание церковной комиссии «по изучению результатов исследования останков, найденных под Екатеринбургом », на которое также приглашены представители Следственного комитета и ряд экспертов, принимавших участие в исследованиях в рамках уголовного дела о гибели царской семьи.

Главный и единственный пункт повестки - вопрос о принадлежности «екатеринбургских останков». До сих пор церковь не торопилась с решением, но есть существенный повод ускориться: через год с небольшим исполнится сто лет с ночи казни Романовых. Если и тогда вопрос останется в нынешнем, подвешенном состоянии, история вряд ли помянет за это добрым словом нынешнее церковное руководство.

Долгие проводы

Светской «вертикали», впрочем, тоже в этом случае достанется на орехи. Прах двоих царских детей - цесаревича Алексея и великой княжны Марии - по сию пору остается не погребенным, а этот вопрос находится в компетенции правительства. Почти два года назад, 8 июля 2015 года, распоряжением премьера была создана межведомственная рабочая группа по вопросам, связанным с исследованием и перезахоронением останков Алексея и Марии. Последняя весточка о деятельности группы прилетела 5 июля прошлого года. «Мы ждем окончания церковных экспертиз, - заявил тогда глава группы, руководитель аппарата правительства Сергей Приходько . - Сроки зависят от церкви. Мы находимся в диалоге и контакте и ждем от них их решения».

В заявлении чиновника явственно сквозит желание умыть руки: с «этим», мол, теперь не к нам. Но вряд ли это получится - с правовой точки зрения вся ответственность по-прежнему лежит на власти. У церкви, конечно, масса обязательств перед Господом, но по долгам государства она отвечать вовсе не обязана. Кстати, изначально участия церкви в этом скорбном проекте вообще не предполагалось. До определенного момента патриархия не проявляла никакого интереса к останкам Алексея и Марии. Причем равнодушие выглядело прямо-таки вызывающим.

Для справки: прах сына и дочери императора был обнаружен в конце июля 2007 года. Все исследования по идентификации были полностью завершены к середине 2008-го, 14 января 2011-го уголовное дело было закрыто. После этого встал вопрос о том, что дальше делать с горсткой обугленных косточек. Похоронить Алексея и Марию рядом с остальными Романовыми, в Петропавловском соборе, было невозможно без решения правительства, которого, как видим, нет и по сей день.

По существующим правилам, человеческие останки, с которыми закончена следственная работа, следует передать родственникам, а если те никак себя не проявляют - похоронить как невостребованные. Понятно, что до этого дело не дошло: прах принял в итоге на хранение Госархив. Рассматривались, однако, и другие варианты. К решению проблемы в СКР попытались подключить РПЦ . Все-таки речь шла о людях, признанных святыми. Ответ, пришедший из патриархии, обескуражил следователей: Русская православная церковь не претендует на останки и «не настаивает» на участии в их дальнейшей судьбе.

Той же позиции в патриархии придерживались в принципе и на момент создания правительственной рабочей группы. На то, что она претерпит кардинальные изменения, в коридорах власти особо не рассчитывали. Похороны цесаревича и великой княжны понимались тогда как сугубо государственное мероприятие. Поддержит церковь - хорошо. Нет - ну, как говорится, и бог с ней. Было не до китайских церемоний, поскольку позиция Владимира Путина , по чьей инициативе и была создана группа, задавала очень жесткий ритм: президент требовал решить вопрос как можно быстрее. Об этом было прямо заявлено председателем группы на первом ее заседании.

Именно главой государства, по сведениям наших источников в правительственной рабочей группе, была определена первоначальная дата похорон - 18 октября 2015 года, день тезоименитства цесаревича. То есть на все про все отводилось 3 месяца. Но больше, в общем-то, и не требовалось. Все ведомства и учреждения, которым было поручено представить свои заключения по этому вопросу - Следственный комитет, ФСБ , Российский центр судебно-медицинской экспертизы, Институт общей генетики им. Н. И. Вавилова РАН , Госархив, Институт российской истории РАН, - были едины во мнении: никаких дополнительных экспертиз не нужно, обнаруженные останки идентифицированы с максимально возможной точностью.

На последнем своем заседании, прошедшем 11 сентября 2015 года, рабочая группа официально предложила правительству похоронить цесаревича и великую княжну в заданный срок - 18 октября. Но незадолго до конечной остановки этого мчавшегося на всех парах экспресса кто-то словно нажал на стоп-кран. Впрочем, кто нажал - понятно. Тот же самый, кто ранее скомандовал «полный вперед». Но мотивы решения остаются пока в области догадок и предположений.

Следственная участь

По официальной версии, повороту предшествовало обращение РПЦ к властям с просьбой не торопиться и провести дополнительные исследования. Однако, по нашим данным, вначале было совсем другое слово. Владимиру Соловьеву - члену рабочей группы, следователю-криминалисту СКР, занимавшемуся «царским делом» с начала 1990-х до конца 2015 года, - не хотелось повторения скандальной истории 1998 года, когда церковное руководство проигнорировало церемонию захоронения. Дабы решить эту проблему, следователь предложил вовлечь церковь в процесс идентификации останков.

Вырисовывался следующий алгоритм: СКР возобновляет дело и проводит несколько новых генетических экспертиз с учетом пожеланий патриархии, а представители РПЦ смогут проконтролировать следственные действия и убедиться, что никаких подвохов и подлогов не было и нет. Откладывать похороны на тот момент вовсе не предполагалось - дополнительные исследования должны были завершиться до 18 октября. Чуть забегая вперед, скажем, что, по нашей информации, результаты первых двух экспертиз, которые были назначены после реанимации «царского дела» (23 сентября 2015 года), были готовы уже к 10 октября.

Светскому начальству идея понравилась. Что вряд ли можно сказать о вершине церковной вертикали. По данным наших источников, патриарх Кирилл был «жутко недоволен» тем, что история с останками приняла такой оборот. По мнению информированных собеседников обозревателя «МК», глава РПЦ явно предпочел бы, чтобы этот вопрос пребывал в долгом ящике до конца его патриаршества. Согласно их информации, именно Кирилл, тогда еще митрополит, сыграл ключевую роль в драматичных и скандальных событиях 1998 года, употребив все свое влияние на то, чтобы церковное руководство, и в первую очередь патриарх Алексий II , склонявшийся к признанию останков, отказалось в итоге от этой мысли.

Но, похоже, патриарх получил предложение, от которого не смог отказаться. При этом церковь выторговала себе у Кремля целый ряд привилегий: из стороннего наблюдателя она превращалась, по сути, в главного модератора процесса. И не преминула сразу же показать, кто в сем доме хозяин. Во-первых, патриархия добилась отстранения от дела чересчур самостоятельного Соловьева. Во-вторых, резко расширила зону своих интересов. По просьбам церковного руководства - хотя точнее, наверное, будет назвать это распоряжениями, - была назначена масса новых экспертиз: генетических, антропологических, физико-химических, исторических… В-третьих, запустила параллельное расследование - в рамках церковной комиссии по останкам. Ни о каком 18 октября речь, разумеется, уже не шла. Как и о каких-то других определенных сроках.

В общем, работа закипела. Правда, о каких-либо результатах этих праведных трудов ни СКР, ни патриархия до сих пор ничего не сообщили. Что несколько странно, учитывая, что прошло уже более полутора лет. Не лишним при этом будет вспомнить, что одной из главных претензий церковной общественности к прежнему следствию было то, что оно носило «засекреченный от общества характер». Но на фоне нынешней закрытости тот «характер» выглядит образцом прозрачности и гласности. За пределы СКР и патриархии просачиваются ныне буквально крупицы информации.

Главным и по существу единственным официальным источником знаний о следствии по «царскому делу» - как официальной, так и церковной ее составляющей - является сегодня епископ Егорьевский, патриарший викарий Тихон (Шевкунов). Тихон - своего рода связующее звено между частями двуединого следственного механизма: член церковной комиссии и одновременно участник группы экспертов, проводящих комплексную историко-архивную экспертизы в рамках уголовного дела. Последний более-менее подробный отчет епископа о ходе исследований датируется 16 марта этого года.

Прозвучал он на Международной конференции «Почитание святых Царственных Страстотерпцев и прославление царских слуг в России и зарубежье». В своем выступлении епископ сообщил, в частности, что образцы биоматериалов, предоставленных церкви Следственным комитетом, были направлены в две западноевропейские лаборатории, «названия которых мы по благословению святейшего не раскрываем». Каждый из научных центров получил по 10 образцов, среди которых, «для чистоты эксперимента», находились также ткани, заведомо не имеющие отношения к «екатеринбургским останкам», - прах из захоронений примерно такой же давности.

«Все образцы были лично пронумерованы святейшим патриархом, - поделился подробностями Тихон. - Подчеркиваю, ученые западноевропейских лабораторий не знают, какие образцы им привезены». По словам епископа, каждый из контейнеров с биоматериалами обозначен определенной комбинацией цифр и букв, и этот шифр известен лишь самому патриарху.

«Генетические экспертизы близки к завершению», - обнадежил Тихон. Чего, однако, нельзя сказать об остальных исследованиях. По его словам, предстоит провести новую антропологическую экспертизу - с полной «ревизией» все костей. Будет сделана также почерковедческая экспертиза - по записке Юровского, коменданта Дома особого назначения, и по стихотворной надписи на немецком языке, обнаруженной на стене расстрельной комнаты. Речь идет о цитате из «Вальтасара» Генриха Гейне: «В ту ночь, как теплилась заря, рабы зарезали царя». Кроме того, назначена специальная экспертиза «для решения вопроса, связанного с возможным ритуальным характером убийства семьи Николая II ». И так далее, и тому подобное.

Весьма далека от завершения, по словам Тихона, и историко-архивная экспертиза: «По мере исследования предыдущие вопросы рождают вопросы новые. Поэтому, если бы нам дали еще год, мы были бы благодарны». В общем, работы - непочатый край.

Не царское это тело

Однако, отвечая на днях на традиционный вопрос - когда наконец будут предъявлены итоги деятельности церковной комиссии, - Тихон выразился несравнимо более оптимистично: «Когда будет на это воля Святейшего патриарха, Священного синода, а может быть, Поместного собора». Эти слова подтверждают информацию источников «МК»: все существенные для идентификации праха экспертизы давным-давно проведены. Скажем, результаты генетических исследований - как в рамках официального следствия, так и те, которые заказывала патриархия, - были готовы уже весной минувшего, 2016 года. И все они, по нашим сведениям, полностью повторяют прежнюю версию: «екатеринбургские останки» принадлежат Романовым и их слугам.

Что же касается историко-архивной экспертизы и прочих подобных исследований - в том числе проверки разного рода занимательных конспирологических теорий, - то они, во-первых, никак уже не влияют на решение вопроса об идентификации, а во-вторых, могут идти бесконечно долго. Словом, что бы ни говорили на этот счет церковные иерархи, объем информации, которым они располагают, более чем достаточен для того, чтобы поставить в «царском деле» уверенную точку. Волынка объясняется исключительно политическими причинами. Точнее - церковно-политическими.

Проблемы и риски видны, что называется, невооруженным глазом. Признать «екатеринбургские останки» царскими - значит признать, что 20 лет назад церковное руководство приняло неверное решение. Что те, кого все эти годы радикально-консервативное крыло РПЦ называло - и кличет так до сих пор - «гробокопателями», «мошенниками», «масонами», а то и вовсе «пособниками Сатаны», исполнены большей прозорливости, благодати, да, по большому счету, и веры, нежели ярые ревнители православия. Возникает, кстати, серьезный вопрос теологического плана: почему Господь открыл глаза многим невоцерковленным людям, но оставил слепыми официальных посредников между Небом и Землей? Есть над чем подумать богословам.

Но беспокоят церковное начальство, конечно же, не только мысли о высоком, но и более прозаические материи. Один из возникающих вопросов: что делать с монастырским комплексом на Ганиной Яме? Ганина Яма - заброшенный рудник в окрестностях Екатеринбурга, куда тела Романовых и их слуг были привезены после расстрела и где была предпринята первая попытка их захоронения. Николай Соколов , руководивший с февраля 1919 года так называемым белогвардейским следствием по делу о гибели царской семьи, не найдя останки, пришел к выводу, что они были полностью уничтожены - расчленены и сожжены - в этом месте.

Соколов обнаружил на Ганиной Яме около 60 костных фрагментов - разрубленных и обожженных. Следователь предположил, что это человеческие кости, а именно - то, что осталось от узников Ипатьевского дома. Однако никакой экспертизе эти находки никогда не подвергались. И уже, наверное, не подвергнутся: вещдоки «белогвардейского» дела, увезенные Соколовым с собой эмиграцию, бесследно пропали во время Второй мировой войны. Тем не менее история эта получила продолжение. В 1998 году на том же месте были проведены новые раскопки, в результате которых также были найдены кости - очень похожие по конфигурации и размерам на те, которые отыскал Соколов. И, судя по всему, имеющие то же самое происхождение. На этот раз с находками дали ознакомиться экспертам, и, согласно их категоричному заключению, кости это не человеческие, а коровьи и козьи.

Тем не менее РПЦ продолжила - и продолжает до сих пор - придерживаться именно соколовской версии. Показательно, что монастырь на Ганиной Яме, мужской монастырь Святых Царственных Страстотерпцев, был основан в 2000 году. То есть уже после того, как сделаны находки в Поросенковом логу (в 7,5 километрах от Ганиной Ямы) и проведенные экспертизы подтвердили принадлежность обнаруженных там останков Николаю II и членам его семьи. И даже после того, как было доказано животное происхождение костей, собранных на Ганиной Яме. «Главная святыня обители - шахта №7, где были уничтожены останки святых царственных страстотерпцев и их верных слуг, - как ни в чем не бывало сообщает сайт патриархии. - Здесь установлен поклонный крест. Ежедневно после вечернего богослужения братия обители совершают вокруг шахты крестный ход».

Наряду с Храмом-на-Крови, воздвигнутым там, где некогда стоял Ипатьевский дом, монастырь на Ганиной Яме является на сегодняшний день главным географическим пунктом культа царственных страстотерпцев. Поросенков лог, напротив, на церковной карте напрочь отсутствует. Ежегодно в «царские дни», в ночь с 16 на 17 июля, несколько десятков тысяч верующих проходят крестным ходом от Храма-на-Крови до того, что они считают местом уничтожения останков царской семьи. И эти люди, несомненно, будут жестоко разочарованы, когда узнают, что на самом деле на этом месте были уничтожены, будучи употребленными в пищу, останки крупного и мелкого рогатого скота.

Мощный аргумент

Еще одна потенциальная «засада» связана с останками родной сестры императрицы, великой княгини Елизаветы Федоровны, также убитой большевиками - неподалеку от Алапаевска , - и также причисленной к лику святых. Сомнений в их принадлежности у церкви сегодня нет: они почитаются как святые мощи. И почитаются очень высоко. Икону Елизаветы Федоровны с частицей ее мощей получил, к примеру, в подарок от предстоятеля Русской православной церкви за рубежом Владимир Путин. Совсем недавно президент поделился своими ощущениями от обладания святыней: «Поставил ее дома. Потом ходил, ходил, забыл про нее. Потом посмотрел, и мне в голову пришла простая мысль: она вернулась домой. Потому что я живу как раз в резиденции, где жила ее семья».

Для справки: «храмом приписки» останков является церковь Святой Марии Магдалины в Иерусалиме , относящаяся к Русской православной церкви за рубежом. Именно здесь стоят раки, хранящие основную часть мощей Елизаветы Федоровны и инокини Варвары Яковлевой, убитой вместе с великой княгиней и одновременно с нею канонизированной. Останки старшей сестры императрицы были обнаружены почти сразу после того, как белые заняли Урал, но судьба их тоже оказалась очень непростой. После перехода Красной Армии в наступление гробы с телами алапаевских мучеников эвакуировались все дальше на восток и в конце концов оказались за пределами страны. Конечным пунктом скорбных странствий стал Святой город, куда останки Елизаветы и ее верной спутницы были привезены в январе 1921 года.

В 2003 году группа российских и американских генетиков во главе с Львом Животовским (Институт общей генетики РАН) и Алеком Найтом (Стэндфордский университет) взялась исследовать ДНК Елизаветы Федоровны. Задача интернациональной команды состояла в сравнении «генетических паспортов» предполагаемой императрицы и ее сестры. По идее, эти две картинки должны были совпасть почти один в один. Однако оказалось, что сравниваемые генотипы принадлежат людям, не состоявшим в родстве. Ученые сделали логичный с их точки зрения вывод: «екатеринбургские останки» идентифицированы неверно. И у критиков версии следствия появился новый повод возопить о том, что народ жестоко обманули, похоронив в Петропавловке неизвестно кого.

Однако патриархия благоразумно удержалась от того, чтобы взять на вооружение этот аргумент. Нет, авторитет и компетентность ученых сомнений ни у кого не вызывали. Но то же самое никак нельзя было сказать об объекте исследования. Таковым был фрагмент пальца, предоставленный Антонием Граббе, возглавлявшим с 1968 по 1986 год Русскую духовную миссию в Иерусалиме (представительство РПЦЗ в Святой земле) и принимавшим в 1981 году участие во вскрытии гроба Елизаветы Федоровны. Граббе божился и клялся - в том числе, по некоторым сведениям, под судебной присягой, - что это частица мощей, взятых из того самого гроба. Но никаких документальных подтверждений его словам пока не имеется. Официально РПЦЗ ничего на экспертизу не передавало, все делалось в частном порядке.

Не исключено, конечно, что Граббе, скажем деликатно, исказил факты, либо сам был кем-то обманут. Существует, однако, и другое объяснение нестыковки: проблема не в Граббе, а в гробе - в самих мощах, за которые, по этой версии, выдаются останки другого человека. В лучшем случае - инокини Варвары. Есть мнение, что во время перемещений по миру, в ходе которых тела мучениц многократно перезахоранивались, их могли перепутать друг с другом. Но нельзя исключать, что путаница зашла еще дальше. И, судя по всему, в патриархии тоже имеются определенные опасения на этот счет.

Иначе трудно объяснить то, что среди многочисленных экспертиз, назначенных по просьбе церкви Следственным комитетом и проводимых ею самой, отсутствует та, которая напрашивалась в первую очередь, - исследование останков сестры императрицы. Такая предусмотрительность, кстати, - лишнее подтверждение тому, что в подлинности праха Александры Федоровны и других «екатеринбургских останков» у руководства РПЦ в действительности сомнений нет. Но официальное признание этого праха святыми мощами открывает путь для сомнений в аутентичности мощей, хранящихся в церкви Святой Марии Магдалины.

Откровение от Романовых

По сути, власть и патриархия загнали друг друга в ловушку. Громогласно объявив, что без церкви ничего решать не будут, чиновники сделали себя заложниками политики патриархии. Последняя же оказалась в позиции «между молотом и наковальней». С одной стороны - власть, проявляющая явные признаки нетерпения. С другой - православные фундаменталисты, грозящие чуть ли не расколом, если руководство церкви предпочтет привычную и любимую ими Ганину Яму Поросенкову логу - в названии урочища некоторым бдительным правоверным слышится слово «подлог» - и заставит поклоняться «лжемощам».

«На церковном руководстве лежит очень большая ответственность, - говорит член правительственной рабочей группы протоиерей Всеволод Чаплин . - Если верующие откажутся почитать эти останки как мощи, это будет тяжелая ситуация. С другой стороны, когда-то все-таки нужно выходить на честный прямой разговор и с властями, и с обществом». Формально, кстати, Чаплин состоит также и в церковной комиссии по останкам, но никакими сведениями о ее деятельности не располагает. По словам протоиерея, уволенного в декабре 2015 года с поста руководителя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества и вступившего после этого в открытый конфликт с церковным начальством, его по понятным причинам не зовут на заседания.

Тем не менее, как ему представляется, «прошло уже достаточно времени для того, чтобы достичь определенности». По информации протоиерея, в следующем месяце патриарх планирует приехать в Екатеринбург на «царские дни». И это будет, судя по всему, не дежурная поездка. «Царские дни», поясняет Чаплин, собирают именную часть православной общественности, с которой в этом плане могут возникнуть проблемы: «Туда приезжают десятки тысяч ультраконсервативно, монархически настроенных людей. Важно почувствовать настроения этих людей: выйти на прямой диалог с ними, и прямо там, в Екатеринбурге, послушать, что они думают на тему останков».

«У патриархии нет иного выхода, кроме признания останков», - уверен философ и политик Виктор Аксючиц . Поясним, что Аксючиц также имеет непосредственное отношение к этой теме: в 1997–1998 годах он был советником вице-премьера Бориса Немцова и де-факто секретарем тогдашней правительственной комиссии по останкам. Иной вариант, считает собеседник обозревателя «МК», был бы «просто нонсенсом».

Кроме того, патриархия вряд ли отважится вступить в открытый конфликт с властью. Правительственная рабочая группа была создана по личному указанию Путина, напоминает Аксючиц: «Позиция президента известна, и думаю, принципиально она не изменилась».

Правда, предвидит Аксючиц, дабы сохранить свое лицо, патриархия сопроводит признание критикой действий прежней правительственной комиссии и предыдущего следствия: «Мол, тогда было совершено много ошибок, а нами все сделано так, как надо. И получены адекватные результаты. Ну а о том, что эти результаты полностью соответствуют предыдущим, умолчат».

Если эти предположения верны, - а оснований считать так достаточно много, - то совещание, собираемое патриархом 14 июня, можно считать началом процедуры признания. В эту картину хорошо ложится и июльская поездка патриарха в Екатеринбург. Кириллу можно даже ничего не говорить на эту тему. Важным символическим и, по сути, все объясняющим жестом явилось бы уже одно посещение им Поросенкова лога. Дальше, судя по всему, вопрос будет вынесен на «политбюро» патриархии - Священный синод. Ну а потом - на «пленум», Архиерейский собор, который пройдет в конце года, с 29 ноября по 2 декабря. Но, думается, вовсе не случайно в числе инстанций, обладающих соответствующей компетенцией, епископ Тихон упомянул Поместный собор - всецерковный съезд. Похоже, церковное руководство не прочь разделить ответственность с клиром и паствой. И это, пожалуй, было бы мудрым решением.

Определенные корректировки, возможно, претерпит и план работы правительственной рабочей группы. Парадокс, но признание церковью «екатеринбургских останков» противоречит конечной задаче группы: согласно православным традициям, святые мощи должно не хоронить, а, напротив, ставить на возвышенное место в храме - для всеобщего почитания. Что означает: а) останки Алексея и Марии не подлежат преданию земле; б) прах их родителей и сестер, покоящийся в Екатерининском приделе Петропавловского собора, также должен быть извлечен на поверхность. Как будет решаться эта проблема, пока не ясно.

Возможно, мощи царственных страстотерпцев все-таки останутся в виде исключения «почивающими под спудом» - в нынешней усыпальнице. Церковная практика в принципе допускает и такой вариант.

Кстати, если исходить из мистических соображений, наиболее предпочтительным выглядит как раз последний сценарий. Посмертная история Романовых свидетельствует о том, что каждый раз, когда их прах меняет свое местоположение, с государством Российским случаются какие-то бедствия. Спустя месяц после вскрытия захоронения в Поросенковом логу - июль 1991 года - страну потряс августовский путч, который привел в итоге к краху СССР.

Через месяц после их захоронения в Петропавловском соборе - июль 1998-го - был объявлен дефолт.

После обретения и идентификация праха Алексея и Марии - экспертизы завершились летом 2008-го - на страну обрушился новый разрушительный кризис…

Впрочем, если рассуждать с точки зрения той же мистики, возможно, все это намеки высших сил на то, что царственные страстотерпцы должны поскорее воссоединиться и упокоиться с миром. Но в таком случае лучше и впрямь не тянуть с решением вопроса. Боженька - он все видит.







2024 © speleo96.ru.