Греческие города-государства крыма. Причины греческой колонизации Причины почему греки остались в крыму


Цивилизацию в Крым принесли древние эллины. Они назвали полуостров Тавридой по имени обитавшего на нём племени тавров.

Великая колонизация

О существовании Крыма греки, по-видимому, знали ещё в эпоху микенской культуры (XV-XII вв. до н. э.). В мифах «Илиады» и «Одиссеи», сложенных позднее, но отражающих знания, полученные в тот период, говорится о Чёрном море как о Понте Аксинском, то есть негостеприимном. Оно описывается вечно холодным и окутанным мрачными тучами. Жившие на его северном берегу киммерийцы, по представлениям греков, обитали непосредственно перед входом в загробное царство теней.

Положение изменилось в VIII веке до н. э., когда греки по причине малоземелья были вынуждены перейти к широкой колонизации побережий Средиземного моря и прилегающих внутренних морей.

Великая греческая колонизация организовывалась так. Решение о создании колонии и переселении туда части жителей принималось народным собранием полиса или его аристократическим советом. Назначался руководитель всего предприятия, носивший титул ойкист. Он обладал высшей властью в колонии на первых порах. Сама колония становилась независимым полисом, однако номинально признавала авторитет своей метрополии, часто обращалась к ней в случае политических затруднений.

Для определения места, куда выводить колонию, полис направлял делегацию в Дельфы, к авторитетному общегреческому оракулу Аполлона. Там пифия, надышавшись серных паров, изрекала пророчество. Конечно, то была обрядовая сторона дела. Но характерно, что заведовали этим жрецы Аполлона, строившие, очевидно, дело таким образом, чтобы разные потоки колонистов не сталкивались между собой на новых местах и не мешали друг другу. Оракул Аполлона давал дельные советы. Таким образом, великая греческая колонизация была хорошо продуманным мероприятием.

Греческие колонии в Крыму

Чтобы приступить к освоению берегов Чёрного моря, грекам прежде следовало колонизовать берега Босфора. На северном побережье Чёрного моря греческие колонисты появляются уже в VII веке до н. э. Первой эллинской колонией в Тавриде стал, по-видимому, Пантикапей (нынешняя Керчь), возникший в конце того же столетия. Его основали выходцы из города Милет на западном побережье Малой Азии.

Те же милетяне в VI веке до н. э. основали Феодосию, а вокруг Пантикапея появился целый ряд городов. В начале V века до н. э. все эти города (кроме Феодосии) объединились в Боспорское царство. Самой поздней из греческих колоний в Тавриде стал Херсонес (близ нынешнего Севастополя), основанный переселенцами из Гераклеи Понтийской (которая сама была колонией) в конце V века до н. э.

На крайнем южном побережье Крыма, где самый тёплый климат, греческих колоний не было, так как там нет удобных бухт. Поэтому на новом месте греческим колонистам приходилось приспосабливаться к новым условиям. Так, выращиванием оливок заниматься здесь было невозможно, поэтому столь привычное грекам оливковое масло приходилось импортировать. Худо-бедно росла здесь лишь виноградная лоза. И конечно, пшеница. Ведь греческая колонизация предпринималась изначально в расчёте на захват площадей для выращивания хлеба для пропитания.

Экономика

Характер организации аграрного производства в колониях зависел от того, откуда вышли сами колонисты. В Боспорском царстве, созданном милетянами, землю обрабатывали свободные общинники. Там существовало и классическое рабство, но в основном в ремесле. В Херсонесе, основанном гераклейцами, было организовано хозяйство по образцу, близкому к Спарте. Там покорённое местное население (илоты) было прикреплено к земле и обрабатывало его на нужды хозяев. Херсонесцы жили в богатых поместьях, на землях которых работали закрепощённые тавры.

Херсонесцы неуклонно расширяли свои владения в Крыму, основывая новые латифундии. Под контролем Херсонесской державы оказалась значительная часть равнинной территории в Западном Крыму, превращённая в поля для выращивания хлеба и виноградники. Границы государства были обозначены укреплённой стеной. Херсонесская держава не уступала в могуществе Боспорской.

Политическое развитие

Греческие государства в Крыму пережили длительную историю, наполненную внутренними политическими переворотами, войнами с соседями (среди которых больше всего неприятностей доставляли владевшие северной частью полуострова скифы), участием в большой политике античного мира.

Херсонес упорно придерживался прежнего порядка натурального хозяйства, не развивая его, что в итоге привело к его упадку. Боспорское же царство постепенно стало главным посредником в хлебной торговле всего Северного Причерноморья с остальным античным миром и процветало до конца II века н. э. Оно сохраняло атрибуты независимости в то самое время, когда Херсонес превратился всего лишь в военный форпост Рима на северном берегу Чёрного мора, место ссылки политических и религиозных диссидентов (среди которых был и святой Климент, папа римский первого века христианства).

Однако, когда в конце IV века н. э. Боспорское царство пало под ударами «варваров» (готов и гуннов), Херсонес именно по этой причине устоял, а после ещё много веков служил опорным пунктом Восточной Римской империи – Византии.

Греческие города-государства Крыма:
история строительства, расположение, общественный порядок

Образование греческих городов-государств в Крыму - это достижение Великой Колонизации эллинов, которая проходила на землях полуострова между VIII и VI вв. до н. э. Иногда считается, что процесс освоения Средиземноморского побережья и Причерноморья лучше обозначать термином «переселение». Однако, что же заставило греков покидать родные места и отправляться туда, где приходилось начинать жизнь заново?

Во-первых, в этот период истории в Греции произошел демографический взрыв. Перенаселение Эллады порождало начало миграционных процессов. Во-вторых, грекам катастрофически не хватало земли хозяйственного назначения. Кроме того, переселенческие процессы были связаны с торговой экспансией, поиском продуктов и источников сырья, дефицитных или, вообще, не существовавших в Греции.

Все это дополняют военные, социальные и этнические причины. Эллинам угрожали лидийцы и персы, да и между греками существовали значительные разногласия, порожденные принадлежностью к разным слоям населения и межэтническими трениями.

Изнеженным под теплым солнцем эллинам вначале не понравился сравнительно холодный местный климат, а жители Крыма наводили страх. Черное море они называли словосочетанием «Понт Аксинский», что означает «негостеприимное море». Однако вскоре они поменяли свою точку зрения и приставка «а» преобразовалась в «эв». Так появился греческий топоним Понт Эвксинский («гостеприимное море»), а история Крыма начала приобретать иной характер.

Греческие города-государства Крыма возводились выходцами из Милета. Реже - переселенцами из Гераклеи Понтийской. Однако ученым удалось отыскать на полуострове следы обитания греков, прибывших из Колофона, Эфеса и Теоса. Сформировался ареал греков-переселенцев: Юго-Восток Крыма, берега Керченского пролива и территория Таманского полуострова.

Греческие города-государства и поселения в Северном Причерноморье:

Политическое устройство крымских античных поселений было схожим с таковым в материковой Элладе. Греческие города-государства Крыма преимущественно были рабовладельческими республиками с демократическим укладом жизни. Полисная модель позволяла органично сосуществовать городу и его хоре, делала такие населенные пункты самостоятельными и жизнеспособными единицами.

Греческие города-государства Крыма имели три традиционные для наших дней ветви власти, они могли решать все внутренние проблемы и самостоятельно выбирать государственные органы. Законодательная власть у них представлялась народным собранием, исполнительная - коллегиями и магистратами. К решению проблем государственной важности допускались взрослые мужчины. Рабы, иностранцы и особи женского пола прав не имели. Суды в греческих колониях Крыма были узкоспециализированными.

Первый греческий город вырос на востоке Крыма, его название — Пантикапей.

Керчь. Руины Пантикапея - первого греческого города-государства на территории Крыма В центре картины К.Ф. Богаевского «Феодосия» (1930 год) - Карантинная горка - предполагаемое место основания греческого города-государства , следы которого теперь скрыты наслоениями последующих цивилизаций. На Карантинной горке изображена генуэзская крепость Кафа .

Со временем на полуострове возвели еще несколько больших населенных пунктов: Херсонес, Керкинитида, Калос-Лимен, Нимфей, Феодосия.

Греческий город-государство Херсонес: руины жилого квартала (Гагаринский район Севастополя) Руины греческого города-государства Калос-Лимен (северо-западное побережье Крыма)

Самое большое греческое государственное объединение Крымского полуострова античных времен - Боспорское царство - появилось в результате постоянных противостояний с местными варварами, о нем будет рассказано отдельно .

Греческие-города-государства на Крымском полуострове можно условно разделить на две части - попавшие в некоторый исторический момент под влияние Херсонеса и оказавшиеся в сфере интересов Пантикапея. Вторые, начиная как независимые города-государства, объединились в союз, точнее, их к этому принудила необходимость - нужно было противостоять местным племенам и развивать торговлю с метрополией. Позже эти полисы вошли в состав Боспорского царства династии Спартокидов. Какие же это города?

Греческие города-государства под влиянием Пантикапея

Если столица была основана в VII веке до нашей эры, то находящийся немного южнее Нимфей - в начале VI. Это было одно из самых крупных и значимых греческих городов-государств.

Основанный милетцами, вскоре он попал под влияние Афин и, соответственно, вошел в Делосскую симмахию, которая в борьбе против Спарты в итоге потерпела поражение. Нимфей отложился от Афин и передал свою судьбу Спартокидам и Боспорскому царству. Не раз город разрушался (особенно катастрофически - готами), не раз артефакты растаскивались уже в наше время, поэтому археологам досталось не так много. Но и то, что осталось, позволяет судить о величии города и его архитектурном великолепии.

Чуть севернее Нимфея, в тот же период что и последний, был основан милетцами ещё один полис - Тиритака. Этот греческий город-государство имел промышленно-хозяйственную направленность, что подтверждают раскопки. Стенами был обнесён лишь в III веке нашей эры. Неоднократно разрушался как неприятелем, так и землетрясениями. При византийцах, в правление Юстиниана I , в Тиритаке была установлена базилика, развалины которой были исследованы в ходе археологической экспедиции.

Среди всех греческих городов-государств Крыма самым притягательным является Акра, всё потому, что этот полис почти полностью ушел под воду в результате трансгрессии, поднятия уровня воды Черного моря. Этот город был не столь большим, как Пантикапей, его главным сооружением был порт. В результате подводных археологических экспедиций были найдены стены, башни, основания зданий, множество мелких предметов и богатая коллекция монет.

С запада портовые греческие города-государства постоянно подвергались набегу кочевников, особенно после падения Понтийского царства. Для защиты полисов от этих набегов из глубины Керченского полуострова был построен город Илурат в I веке нашей эры. Активные раскопки проводились уже после войны, были обнаружены массивные стены, которые не раз перестраивались. Подземные ходы, колодцы, башни - Илурат был построен с использованием всех современных на то время фортификационных знаний. Однако крепость просуществовала недолго, уже в конце третьего века нашей эры защитники покинули её.

История Крыма времен античности - это постоянный поиск соратников и регулярная борьба за выживание. Кого же боялись крымские греки? Отношения с таврами, населявшими полуостров , у них были переменчивыми. Вначале крымские аборигены воспринимались эллинами, только как пиратствующий народ, способный убить чужеземца, чтобы принести его в жертву. В местах поселения тавров практически не найдено предметов, изготовленных греками. Это означает, что торговых связей между народами не существовало.

В античных полисах обнаружены образцы лепной керамики с черными стенками, что позволяет предположить наличие брачных связей между молодыми представительницами таврских племен и сыновьями колонистов. В Пантикапее также было найдено надгробие V в. до н. э., расположенное над могилой уважаемого тавра. Значит, и тавры-мужчины иногда проживали в греческих городах Крыма. Ученые считают, что, как правило, они имели статус рабов, но исключения все же были.

С соседями-скифами греческие переселенцы старались жить мирно, приносили богатые подарки царям варваров, а те уступали им свои территории. Временами между ними все же возникали краткосрочные военные противостояния и напуганные греки строили оборонные крепости. Одна из таких войн ознаменовала конец существования скифского царства .

Во время раскопок некоторых греческих городов были найдены хирургические инструменты, сделанные из бронзы и костей. Эти артефакты позволяют предположить, что в крымских античных поселениях переселенцев из Греции существовала достаточно развитая медицина.

О высоком уровне культурной жизни в греческих городах-государствах Крыма свидетельствует наличие таких же театров, как те, которые существовали на исторической родине эллинов. В таких сооружениях одновременно могло находиться до 3 000 человек. Ученые нашли и музыкальные инструменты, которыми пользовались греки в Крыму: лиру, трубу, флейту, кифару.

Люди, населявшие греческие города-государства Крыма, исповедовали политеизм, многобожие. Они поклонялись языческим богам, которые олицетворяли силы природы. Очень скоро больше внимания начали уделять Аполлону - защитнику переселенцев.

В Херсонесе чтили культ Артемиды, богини-покровительницы этого полиса. Им делали жертвы в виде рыбы, домашних животных, продуктов земледелия. Божествам поклонялись в святилищах, в храмах, у домашних алтарей. Туда нередко приносили глиняные копии жертв. В III в. н. э. язычество в Крыму стало замещаться христианским учением.

Сделаем несколько выводов. Античная колонизация Крыма началась в VIII-VII вв. до н. э. и греческие города-государства просуществовали до нашествия гуннов, которое произошло в IV в. н. э.

Все поселения, основанные выходцами из Милета, Гераклеи Понтийской, Колофона, Эфеса и Теоса, были республиками с тремя ветвями власти. Среди них выделяется только одна монархия - Боспорское царство. Первый греческий город в Крыму - Пантикапей. Он появился в VII в. до н. э.

Столетием позже был построен Нимфей. Потом выросли Тиритака, Акра, Илурат, Китей, Киммерик, Пормфий, Мирмекий, Зенонов Херсонес, Феодосия. Вскоре все они подпали под влияние Пантикапея и вошли в состав Боспорского царства.

В VI в. до н. э. греки возвели Херсонес Таврический, который сумел покорить Керкинитиду и Калос-Лимен. Крымские греки уживались с таврами, скифами, сарматами, которые также обитали на полуострове. С I в. до н. э. власти греческих городов-государств Крыма вынуждены были покориться Риму. Херсонес просуществовал дольше всех остальных греческих полисов и стал оплотом византинизма в Крыму.

INLIGHT / olegman37

Эллада - так называли древние греки свою родину, располагавшуюся на территории современной Греции, а себя они гордо именовали эллинами. И было им чем гордиться: страна высокой культуры, талантливых поэтов и драматургов, архитекторов и скульпторов, спортсменов и мореплавателей оставила глубочайший след в развитии всей Европы.

Но так как в Древней Греции земля передавалась по наследству целиком только одному сыну, то многие свободные граждане этой рабовладельческой республики оказывались нищими и вынуждены были искать новые средства к существованию. Их выручало море, которое не только кормило рыбой и посылало добычу в виде чужеземных кораблей, но иногда направляло их быстроходные ладьи к чужим берегам, где вчерашние пираты и мореходы становились добропорядочными виноградарями и гончарами.

И когда древние эллины были уже недалеко от берегов Тавриды, вдруг начался сильный шторм, и мореплаватели в большинстве своем погибли. А те, что чудом спаслись и вернулись в Элладу, с восторгом рассказывали внукам и правнукам о далекой прекрасной земле, где горы покрыты прохладными лесами, а их вершины плоски и удобны для выпаса скота, где в горных речках полно воды и рыбы, где морские берега изрезаны уютными бухточками, но к ним не добраться, ибо грозен Понт Эвксинский - Негостеприимное море - и не пускает на свои берега чужеземцев.

Но пройдут века, и опять эллины поплывут к берега Тавриды через Средиземное море, где финикийцы не дадут им высадиться на захваченных ими землях. Затем через Геллеспонт, со страхом, держась поближе к берегам, вплывут они в Понт Эвксинский. И распахнет им навстречу объятия прекрасная маленькая страна.

И всем сердцем полюбят ее греки и будут считать своей второй матерью. Построят они здесь свои города-полисы: Пантикапей, Феодосию, Керкинитиду, Херсонес и Тиритаку.

Греки в Крыму

Греческая колонизация полуострова началась еще в VI в. до н.э. с созданием Боспорского государства и Херсонесской республики. Основу же этнической общности современных греков Крыма составил Греческий батальон, принимавший участие в Крымской войне, а затем оставленный Потемкиным для охраны крымского побережья от Севастополя до Феодосии. Эти греки были поселены в Балаклаве и близлежащих деревнях и вошли в этнографическую историю Крыма как "балаклавские греки", или "арнауты".

В годы первой мировой войны, спасаясь от резни и геноцида, развязанного фанатиками-мусульманами в Турции, греки, столетиями проживавшие в городе Трапезунде и Карской губернии, бежали на Кавказ, откуда 12-13 тыс. человек перебрались в Крым. По социальному составу это были крестьяне, ремесленники и купцы. Многие греки были неграмотны.

Основными занятиями греков было огородничество, бахчеводство, табаководство, виноградарство. Занимались они рыбным промыслом, торговлей.

Греки, как и все жители Крыма, пострадали от голода и эпидемий в 1921- 1922 гг. В 1926 г. их было около 21 тыс. (3,5% населения полуострова). Жили греки во всех городах (преимущественно в Ялте, Севастополе, Керчи, Старом Крыму, Симферополе), а также в 398 селах и деревнях. Сельские жители составляли около половины всего греческого населения Крыма. Жили они компактно или малыми группами в полном согласии с представителями многих других этносов, населявших Крым.

По всему Крыму были созданы сельсоветы по национальному признаку. В 1930 г. на полуострове было 8 греческих сельсоветов. Уже в начале 30-х годов греческого населения, как и других народов Крыма, коснулись репрессии, стали ущемляться их права. Многие греки были осуждены и погибли в сталинских лагерях.

Депортация 1944 года коснулась и греческого населения Крыма. Около 14 тыс. греков были выселены из Крыма, несмотря на то, что среди них были партизаны, подпольщики, фронтовики.

В 1956 г. с греков было снято позорное клеймо "предателей", гражданские права частично восстановлены. Многие из сосланных вернулись и проживают сейчас в Крыму.

Балаклавские греки

Одним из древнейших народов Крыма являются греки, сумевшие удержаться при всех переворотах.

Формирование и развитие этого этноса в Крыму продолжается на протяжении около 2,5 тысячелетий. Греки селились на полуострове в разные временные периоды.

В конце XVIII века греческое население полуострова пополнили новые поселенцы. Это были жители островов Архипелага, принявшие участие в Русско-турецкой войне 1766-1774 гг. на стороне России.

После заключения Кучук-Кайнарджийского мира Россия приобрела в Крыму крепости Керчь и Еникале. В них были поселены греки, которых стали называть неправильно - "албанцы". За ними закрепилось и другое название - "арнауты". Из этих греков был сформирован пехотный полк, позднее переведенный в Балаклаву. Теперь он стал называться Балаклавским батальоном, а сами греки - балаклавскими. Князь Потемкин поручил им охрану береговой полосы - от Севастополя до Феодосии. В 1797 г. император Павел I указом повелел вооружить их по греческому обряду и обмундировать цветом красным и зеленым "по их обычаю". Солдаты батальона были одеты в красные рубахи, зеленые куртки, украшенные шитьем золоченой нитью, на головах красовались красные островерхие шапки, каждый из них был вооружен шашкой и ружьем. Поселились они в Балаклаве и деревнях Кадыкой, Камаре, Карани, Лака, Керменчике, Аутке, Алсу.

В свободное от службы время балаклавские греки занимались мирными занятиями: сельским хозяйством, торговлей, рыболовством, а с 1859 года, после упразднения батальона, они становятся для них главными. Балаклавские греки разбрелись по всем городам Крыма, где они открывали лавки, гостиницы, кофейни. Другая их часть занималась хлебопашеством, табаководством, виноградарством, виноделием, огородничеством. Степь за Балаклавой была распахана плугом, здесь простирались поля, на которых колосились пшеница, просо, кукуруза. Таких полей больше нигде не было на Южном берегу Крыма. Продолжая традиции античных и византийских греков, "арнауты" выращивали виноград и изготавливали из него вино. Каждый грек имел хотя бы крошечный виноградник в горах. После сбора винограда его давили ногами в специальных чанах. Это делалось в горах под открытым небом, вино помещали в бочки, где оно стояло не менее месяца, после чего разливали в бутылки. Такое вино сами греки называли "бешеным", т.к. оно делало их буйными, заставляло танцевать, плакать, смеяться, рассказывать небылицы.

Но главными занятиями балаклавских греков были рыболовство и торговля рыбой. Рыбаки прекрасно ориентировались в море, им помогали в этом Полярная звезда, колокольня монастыря Св. Георгия, Форосский маяк. У каждого имелись и свои ориентиры; ими могли быть крупные прибрежные камни, одинокие деревья на горах, звезды. Поговоркой старых опытных рыбаков стало выражение: "Я сплю, а знаю, что она (рыба) в Керчи думает". Балаклавские греки ловили рыбу во всякое время года, но наиболее плодотворный лов начинался осенью. Тогда они облачались в огромные, до бедер, сапоги из конской кожи, непромокаемые, крашенные желтой масляной краской плащи и кожаные штаны. Сетями, сделанными из ниток, ловили макрель (скумбрию), кефаль, хамсу, морских бычков, камбалу, барабулю.

После Рождества балаклавские греки-рыбаки снаряжали лодки на громадных белуг, которых они называли волками, потому, что лов этой рыбы напоминал охоту на хищного зверя и иногда заканчивался для рыбаков трагически. Для ловли этой рыбы при сильном холодном ветре выходили вглубь зимнего моря на 10-15 верст от берега и бросали крючья в воду. Кефаль заготавливали впрок, солили, коптили, сушили. Сушеная икра считалась лакомым блюдом, но поскольку добывалось ее немного, продавался этот деликатес по очень высоким ценам. Скумбрию солили, выдерживали в рассоле год, после чего она не уступала по вкусу голландской сельди. Маленькую рыбку барабульку, или султанку, искусно мариновали. В это время счастливыми чувствовали себя жены рыбаков, хотя нелегкий труд по переработке рыбы выпадал на их долю.

Между всеми греками Крыма укоренились восточные обычаи, суть которых заключалась в ведении женщинами замкнутого и целомудренного образа жизни. Все свое время они уделяли ведению домашнего хозяйства. Единственное место вне дома, где посторонний человек мог их увидеть, был фонтан, куда они приходили за водой и вели там длинные беседы. Путешественники, описывая балаклавских гречанок, не скупились на эпитеты. Они находили их очень красивыми, сравнивали их облик с изображением Богородицы на старинных византийских иконах. Этих женщин можно было увидеть сидящими за прялками перед дверями своих домов в теплую погоду, и тогда очарованные путешественники могли услышать приветливое КАЛИ ИМЕРА (добрый день) от милых гречанок. В конце XVII - начале XIX века одежда балаклавских гречанок была красочной и колоритной. Они одевались, как и мужчины, по своему обычаю в одежду красного и зеленого цвета: зеленое платье, кафтан, полосатые шаровары, красные остроносые туфли, белый полотенчатый головной убор. Однако уже к концу XIX века они стали носить одежду европейского покроя, чаще черного цвета. Жили "арнауты" в невысоких каменных, крытых черепицей домах. В Балаклаве эти дома были раскинуты по скату горы амфитеатром, образуя несколько кривых коротких переулков. А в деревнях, в которых проживали балаклавские греки, можно было увидеть чистенькие домики с плоскими кровлями, на подоконниках за вышитыми занавесками были видны горшки с геранью. Перед такими домиками всегда были разбиты небольшие цветники и росло несколько деревьев - черешня, абрикос, персик...

Гордеева Т.Г..

Численность и районы проживания

По переписи 1989 г., в Крыму насчитывалось 2684 грека, а на 1994 г., по данным ЦСУ Крыма - около 4000 человек. Наиболее компактно греки проживают в Симферополе, Ялте, Керчи, а также в районах: Симферопольском (селах Пионерское, Доброе, Заречное, Лозовое) и Белогорском (пгт. Зуя и с. Чернополье). Надо отметить, что греки, депортированные из Крыма, пополняются и людьми из других регионов (например, в Нижнегорском и Советском районах проживают греки, прибывшие в 90-е гг. с Кавказа, что было вызвано политической нестабильностью в данном регионе).

В ноябре 1992 г. зарегистрировано Крымское республиканское культурно- просветительное общество греков, объединяющее городские и региональные общества. Ведется работа в различных направлениях: восстановление памятников и церквей (в Ялте, Балаклаве, Зуе и с. Чернополье уже есть действующие), изучение языка и культуры в воскресных школах, выпуск греческих программ на Крымском телевидении и радио и т.д.

По разработанному прогнозу до 2000 г. в Крым должно приехать 20,6 тыс. греков, или 6438 семей. Уже поступило около 1,5 тысяч заявлений от семей, проживающих в Узбекистане, Украине, Казахстане и Российской Федерации. В Симферопольском (села Пионерское и Клиновка), Белогорском (пгт. Зуя), Судакском (пгт. Коктебель) и других районах выделена земля и начато строительство.

Греческое население Крыма в 20-30-е гг. ХХ века

ОбразованиеКрымской АССР в 1921 г. привело к стабилизации политической и экономической жизни на полуострове. Греки Крыма приняли активное участие в восстановлении промышленности и сельского хозяйства, пришедших в упадок за годы гражданской войны.

В 1921 г. в Крыму проживало 23868 греков, они составляли 3,3% от всего населения республики. При этом 65% греков жило в городах. Грамотных греков было 47,2% от общего числа. По всему Крыму в местах компактного проживания греков были открыты школы семилетки, а в Керчи средняя школа. С началом организации колхозов на полуострове возникают греческие колхозы "Эврика" в с. Клиновка, "Неа Зои" в с. Лозовое, "Неос Дромос" в с. Краснолесье.

В 1930 г. в Крыму было 5 греческих сельских советов, в которых делопроизводство велось на греческом языке. Распространялись выходившие в Мариуполе газеты на греческом языке: "Комунистис" и "Коллективистис", журналы "Пионерос" и "Махитис". К концу 30-х годов национальная политика СССР круто меняется. Школы национальных меньшинств, в том числе и греческие, закрываются. Уничтожается ряд церквей, а священнослужители репрессируются вместе с активистами религиозных общин.

По данным Всесоюзной переписи 1926 г. греческое население было преобладающим в деревнях Аутка, Карачоль (с. Чернонополье Белогорского района), Аппак-Джанкой (с. Васильковое Кировского района), Джантора (с. Клиновка Симферопольского района), Камара, Карань, Скеля (на территории Севастопольского горсовета).

Греки в селах занимались преимущественно огородничеством, бахчеводством, табаководством, виноградарством, а также рыбным промыслом и торговлей. Большинство греков трудилось в многонациональных хозяйствах, где жили русские, татары, немцы.

По данным ЦСУ на 1 апреля 1930 г. в кустарной промышленности было занято 435 греков, входивших в число членов артелей. Около 150 человек было кустарями-одиночками. Кустари трудились в многонациональных коллективах артелей, производя товары для обеспечения населения. Значительное количество греков работало в промышленности и на транспорте.

В 1925-1926 учебном году в Крыму насчитывалось 25 греческих школ I ступени с 56 учителями и 1500 учащимися. В городах и селах Крыма открывались греческие клубы, избы-читальни, "красные уголки". Греки до середины 30-х годов имели возможность изучения греческого языка, читали газеты и журналы на родном языке, издававшиеся в Мариуполе.

В конце 30-х годов многие греки стали жертвами сталинских репрессий и погибли в лагерях, не дожив до освобождения.

Даже когда современные дизайнеры под влиянием идеи «единой Украины» создают визуальные образы различных регионов в виде орнаментов, то для Донетчины вместо традиционных узоров лепят шахтерскую каску (мол, откуда же на Донбассе традиционные орнаменты?). А зря.

Донетчина имеет свою традицию, пусть не слишком известную, но самобытную, связанную с этносом, который живет на этих землях на протяжении уже не одного века. И села с «экзотическими» названиями – это те, что их когда-то, 235 лет назад, основали крымские греки на территории современной Донетчины, в той ее части, что зовется Надазовьем или Приазовьем, – это южная часть Донецкой области, начинается примерно от печально известной ныне Волновахи и простирается дальше, вплоть до северных берегов Азовского моря. Именно здесь, в Надазовье, компактно проживает третья по численности после украинцев и русских, этническая общность региона – греки, которых называют надазовскими (приазовскими) или мариупольскими. Именно таким словосочетанием – «надазовские греки» – правильно обозначать эту общину, ведь она отличная от других групп греков, которые живут где-либо в Украине или за ее пределами: понтийских, фракийских, малобуялыкских греков в самой Греции и т.п.

У многих непосвященных читателей греческая культура ассоциируется прежде всего с танцем «сиртаки», древнегреческими мифами, туниками и тому подобное. На самом же деле различные группы греков (подобно, скажем, евреев или цыган, которые проживают в разных странах) имеют немало существенных отличий в истории, языке, традиционной культуре, обычаях, музыке, кухне, народном костюме и тому подобное. Итак, культура надазовских греков имеет немало общих черт скорее с культурой крымских татар, чем греков, проживающих в Греции или в других странах, поскольку они являются выходцами из Крыма. Эти общие черты прослеживаются в музыке, кухне, материальной культуре, а также в языке. Один из двух диалектов надазовских греков – урумский – родственный с крымскотатарским, а другой – румейский – имеет в своем лексическом составе немало тюркских заимствований.

НА СЕВЕРНОМ ПОБЕРЕЖЬЕ АЗОВСКОГО МОРЯ КРЫМСКИЕ ГРЕКИ ВМЕСТЕ С МАЛОЧИСЛЕННЫМИ ГРУЗИНАМИ И ВАЛОХАМИ ОСНОВАЛИ НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ СЕЛ И ГОРОД МАРИУПОЛЬ

Откуда появились надазовские греки

Надазовские греки берут начало от первых эллинских колонистов, которые основали античные города на черноморском побережье в Крыму. Как особая этническая группа они сформировались на Крымском полуострове в раннем Средневековье и во времена Крымского ханства. Об их истории до сих пор свидетельствуют остатки античных полисов, пещерных городов и раннехристианских храмов. На протяжении нескольких веков крымские греки называли себя «ромеос», то есть «житель Восточно-Римской (Византийской) империи», что в местном диалекте превратилось в «ромей» или «румей». Впоследствии часть греков, которая подверглась языковой ассимиляции со стороны крымских татар и турок, стала называть себя «урум», что, собственно, и является тюркским переводом самоназвания «румей». Следовательно, крымские греки, имея общую историю, материальную культуру, христианскую православную веру, поделились на две языковые группы: румеев (еллинофонов) и урумов (тюркофонов).

Поселения основанные урумами и ромеями на северном приазовье

В 1778-1780 годах почти все христианское население полуострова, которое в то время состояло преимущественно из этнических греков, армян, грузин и валахов, по инициативе руководства Российской империи во главе с Екатериной II было переселено на северное побережье Азовского моря. Сейчас идут споры относительно того, можно ли это назвать депортацией. Да, эти переселенцы имели возможность собрать вещи, взять какое-то имущество, скот и тому подобное. На новом месте им обещали материальную помощь, землю и ряд привилегий, таких как: определенный уровень самоуправления (управления Мариуполем и греческими селами осуществлялось Мариупольским греческим судом в составе Мариупольского греческого округа, упраздненного в 1869 году), избавление от уплаты налогов на определенный период и избавления от рекрутской повинности. Поэтому они отправились в дорогу. Но при этом в случае изменения своего решения или недовольства новыми условиями им уже нельзя было вернуться обратно в Крым. На всем пути из Крыма до новых земель переселенцев сопровождали солдаты суворовского войска. В дороге, которая длилась два года, немало мигрантов погибли от заболеваний и нищеты. В общем, вызывает сомнение массовая согласие христиан на добровольное переселение с обжитого Крыма до незнакомых земель. Недаром в одной из давних песен «Исход греков из Крыма» есть такие строки: «Сегодня черное небо, сегодня черный день, сегодня все плачут, и горы грустят...» Поэтому, наверное, этот факт можно назвать если не настоящей депортацией, то, по крайней мере, насильственным переселением.

На северном побережье Азовского моря крымские греки вместе с малочисленными грузинами и волохами основали несколько десятков сел и город Мариуполь. На новом месте уруми и румеи селились отдельно, за исключением одного совместно основанного села Великая Новоселка (известное и как Большой Янисоль). Свои поселения на новом месте прибывшие греки в основном называли в честь покинутых ими поселений в Крыму. Румеи основали села Ялта, Урзуф, Сартана, Чермалык, Чердакли (ныне Кременевка), Малоянисоль, Каракуба (ныне Раздольное), Стыла и Константинополь. Уруми же основали села Улаклы, Богатырь, Комар, Керменчик (ныне Старомлиновка), Старый Крым, Мангуш, Бешево (ныне Старобешево), Ласпи (ныне Староласпа), Карань (ныне Гранитное), а также, собственно, и сам город Мариуполь, который стал центром одноименного уезда и по сей день остается неофициальной столицей надазовських греков. Со временем возникли новые поселения, основанные румеями: Бугас, Новая Каракуба (ныне Красная Поляна), Новоянисоль, Труженка, Кир"яківка (ныне Катериновка), Касянивка, Византия (ныне Ключевая), Афины (ныне Заря), Келлерово (ныне Кирово) и др. Уруми дополнительно основали поселение Новобешеве, Новоласпа, Белая Каменка, Новая Карань (теперь Каменка), Малый Керменчик, Новый Керменчик (теперь Новомлиновка) и др.

Сегодня почти все эти села расположены на территории современной Донетчины, за исключением одного села – Новомлиновки, которое принадлежит Запорожской области. Сейчас надазовские греки представляют преимущественное большинство греческой диаспоры в Украине, а Донецкая область является местом их компактного проживания.

Язык надазовских греков

Как свидетельствуют документы конца XVIII столетия, на момент переселения в Надазовье обе группы крымских греков владели урумским языком, то есть Румеи внутри своей общины общались румейским, уруми – урумским, но урумский был еще и языком межгруппового общения урумов и румеев. Он также был в обиходе в судах, торговле, общественной жизни. Для написания текстов урумским языком пользовались греческими буквами.

Вскоре российская власть начала отменять привилегии, предоставленные переселенцам. С 1820 года земли, которые не могли освоить греки, отдали другим колонистам: немцам, евреям, украинцам. В 1834 году греки потеряли предоставленное им ранее исключительное право селиться в Мариупольском греческом округе. В 1859 году было отменено административное самоуправления Мариупольского уезда и он становится подотчетным Екатеринославской губернии. С середины XIX века в Мариуполь, а впоследствии и в греческие села начали активно переселяться русские, украинцы, немцы, евреи, цыгане, представители других национальностей. На конец XIX века греки уже не составляли преимущественное большинство.

С тех пор урумский и румейский языки использовали в быту, но на нем не преподавали вплоть до конца 1980-х – начале 1990-х годов, когда вновь появилась возможность национального возрождения, развития национальных языков и культур. Начали выходить в свет литературные произведения на урумском языке. Но издавать было некого. Это Валерий Киор (1951 г. н.) из Старого Крыма, Виктор Борота (1936 г. н., родился в селе Старогнатовка, живет в Донецке) и Кирикия Хавана (1947 г. н.) со Старогнатовки. В этот раз во время написания текстов на урумском языке уже пользовались кириллицей, которая используется и по сей день. Валерий Киор создал факультатив по изучению урумского языка при школе в Старом Крыму, вел передачу на урумском языке «Ана сезю» («Родное слово») на городском радио Мариуполя.

Языки надазовских греков

Диалекты: Кыпчакско-половецкие говоры:

  • Великая Новосёлка
  • Старобешево
  • Мангуш

Кыпчакско-огузские говоры:

  • Старый Керменчик
  • Богатырь
  • Улаклы

Огузско-кыпчакские говоры:

  • Карань
  • Староласпа
  • Камара
  • Гурджи

Огузские говоры:

  • Мариуполь
  • Старый Крым
  • Каракуба

Распространение урумского диалекта в северном приазовье

Когда встал вопрос, какой язык в качестве родного для греков вводить официально в системе школьного образования в греческих селах, то организация, на то время представлявшая интересы греков Украины, приняла решение избрать новогреческий язык для преподавания как в румейских, так и в урумских селах. Считалось, что владение новогреческим языком станет культурной объединяющей надазовских греков, в частности урумов, как в самой Греции, так и в других греческих диаспорах по миру, поможет приобщиться к мировому эллинизму. Греция не замедлила с оказанием помощи в образовательной сфере: посылала в Мариуполь преподавателей новогреческого языка, а местные греки получили возможность изучать этот язык в Греции. Преподавателей новогреческого языка также начали готовить в Мариупольском университете. В школе урумского села Старый Крым преподают новогреческий язык. Языки, которые на самом деле являются родными для надазовских греков, – урумский и румейский – так и остались без внимания. Они были нивелированы до статуса «диалектов приазовских греков», чем был значительно снижен уровень их престижа среди местного населения и соответственно их статус среди местной греческой общины.

Неуместны этнонимы

На момент переселения из Крыма в конце XVIII столетия приазовских греков официально обозначали единым термином – «христиане Греческого закона», за язык – на урумов и румеев – их не разделяли. В период становления советской системы образования установка на преподавание национальных языков вызвала необходимость терминологического различения двух групп надазовских греков, которых разделили по языковому признаку разделились на «греко-татаров» и «греко-эллинов». После свертывания политики «коренизации» и прекращения преподавания национальных языков в 1930-х годах опять отпала необходимость различия двух групп. В советскую эпоху во время переписи населения для указания обеих групп – урумов и румеев (да и вообще представителей всех групп греков) – опять использовали единый термин «грек/гречанка». Такое название указывалось в графе «национальность» в советском паспорте, в официальных анкетах и других документах.

Во времена Украины, как независимого государства, хоть и отменили графу «национальность» в паспорте, во время проведения переписи населения в официальных документах, в статистических данных всех греков обозначают термином «грек». В таблицах, документах, на картах, отражающих национальный состав населения Украины, везде среди других народов указано «греки», а их родной язык – «греческий». Кроме того, во многих официальных документах, в частности во время переписи населения, на картах, которые отражают национальный (или этнический) состав населения Украины, обе группы мариупольских греков обозначены одним общим термином - «греки», а их родным языком - греческий. Нет ни одного намека на то, что подавляющее большинство всего греческого населения Украины составляют Уруми и Румеи, а их родными языками являются урумский и румейский. Итак, под словом «греческий» язык можно понимать все что угодно: и новогреческий, и румейский, и язык тюркского происхождения – урумский. Такая неточность создает определенную путаницу в терминах, подает ложную картину этнического состава, а следовательно усложняет законодательную или просветительскую работу, направленную на информирование общественности об этническом и языковом разнообразие в Украине, а также вносит путаницу в определение, формирование и осуществление соответствующей государственной языковой политики, которая способствовала бы, в частности, защите урумского языка как находящегося под угрозой исчезновения. Уверен, что такая же путаница возникает и с другими народами, этноконфессиональными или языковыми группами, проживающих в Украине. К решению вопроса, который является достаточно контраверсионным и требует проведения серьезных дискуссий, надо отнестись профессионально, взвешенно и осторожно и не закрывать глаза на попытки определенных кругов использовать принадлежность к определенной национальной группы, как к способу получить какие-то политические дивиденды.

В решении этого вопроса следовало бы обратиться к опыту других государств. Скажем в Польше на карте, где указаны этнические меньшинства, рядом с литовцами, цыганами, татарами и многими другими отдельно указаны, например, кашубы или лемки.

Тем временем процесс языкового упадка продолжается. Что же до урумского языка, то сегодня еще кое-где сохранился урумский фольклор, созданы фольклорные коллективы, еще поются урумские песни. Есть даже современная урумская литература: и проза, и поэзия. Вот только количество аудитории и читателей, способных читать эти произведения, то есть носителей урумского языка, которые на сегодня являются преимущественно представителями старшего поколения, неуклонно снижается. За последние более 20 лет уже выросло новое поколение урумов, которое изучало новогреческий язык, но он для них не стал родным (что вполне очевидно), хотя языком прадедов они также не владеют. На сегодняшний день урумский язык оказался, как отмечают ученые-лингвисты, в ситуации так называемого языкового сдвига: его почти полностью заменил русский. Урумский город Мариуполь, где, кстати, родился выдающийся художник, урум по происхождению, Архип Куинджи, сегодня является почти сплошь русскоязычным, а сами греки составляют значительное меньшинство среди его населения. Процесс языковой ассимиляции среди урумов набирает все большие обороты.

На сегодня наиболее полным исследованием урумского языка остаются труды Александра Гаркавца, который издал урумско-украинский словарь («Урумский словарь») и сборник урумського фольклора («Уруми Надазов"я»). По результатам научных исследований в урумских селах, которые провели ученые из Санкт-Петербурга, был издан первый экземпляр учебного пособия урумского языка «Урумский язык. Урум дили (приазовский вариант)» (автор Мария Смолина). Но, естественно, по-прежнему не хватает учебной и методической литературы, словарей, учебников. До сих пор официально не согласован и не утвержден единый алфавит и правила написание урумского языка, не сформировано единая литературная норма урумского языка. Учитывая все вышесказанное, можно констатировать, что урумский язык находится действительно под угрозой вымирания и уровень этой угрозы весьма высок. И если о полноценном возрождении речь уже не идет, то стоило бы поднять вопрос хотя бы о сохранении этого языка, и помощь государства здесь бы действительно пригодилась. Хотя, бесспорно, в вопросе дальнейшей судьбы урумского языка не следует пренебрегать и отношением к нему со стороны самой группы урумов, которым следовало бы проявлять к нему большее уважение, понимать его ценность. Есть немало методов для популяризации сведений о разных этносах, об их культуре, немало средств для взаимного познания и обогащения.

После Майдана много говорится и о создания единой украинской политической нации. Согласимся, что это, действительно, является делом с ориентацией на будущее. Но согласимся также и с тем, что возвращение к истокам – это не только возвращение к прошлому, наоборот: этот процесс может идти в ногу с созиданием единой Украины, в которой живет немало этносов, сохранением, изучением свей традиционную культуры, параллельно творя современную культуру, общую для всех.

Перевод с украиского Павел Онойко

Учёные, изучающие историю греков в Крыму, подразделяют их на четыре разные группы. Эти группы не только проживали на полуострове в разные эпохи, но и отличаются друг от друга особенностями своего формирования, языка и культуры. К самой ранней группе относятся античные реки, их эпоха длится с VI в. до н.э. до III в н.э. Вторая группа - это средневековые крымские греки (III-XVIII вв.), потомков которых сейчас называют "мариупольскими греками". Их сменили греки "русского периода" истории Крыма, жившие в конце XVIII-XX вв. Четвертой группой принято считать складывающуюся в наши дни современную греческую общину. Это деление можно считать достаточно условным, так как между этими группами наблюдалась преемственность культуры.

Средневековых крымских греков многие историки считают новой этнической общностью и называют их "горно-крымской народностью" или крымскими христианами".

После вторжения в III в. н.э. на полуостров германских племен - боранов и готов, а также их союзников - алан, наступает закат эллинистической эпохи в Крыму. Нашествие гуннов в V веке заставило эти племена переселиться в юго-западный Крым. Там они смешиваются с уцелевшими - эллинами, перенимают у них культуру хозяйствования, христианскую религию, греческий язык. Постепенно происходит "варваризация" греков, которую с не меньшим основанием можно именовать по-иному - "эллинизация" варваров. Так, в результате взаимной ассимиляции эллинов, тавров, готов, аланов и боранов, в южнобережном и Горном Крыму начала складываться новая средневековая народность. Себя они стали называть "ромеями", не вкладывая в этот термин этнического содержания, а просто желая себя выделить самостоятельной общностью.

В последующие столетия в Крыму завершается образование нового этноса, достаточно редкого по характеру формирования: его создали народы, не связанные родством. Это слияние происходит в период XII-XVII веков, а способствовали этому общность греческого языка и культуры религии ("греческого православия"), территории. Консолидирующими, факторами здесь можно также считать необходимость единения перед возникающими угрозами со стороны татар и генуэзцев. Способствовало объединению и сплочению крымских христиан княжество Феодоро возникшее в первой половине XIV века в горном Крыму и просуществовавшее до завоевания Крыма турками в 1475 году. Со временем само звание "ромей" стало синонимом "православный", а позже в это слово вкладывается и этническое содержание - "православный грек", а не эллин-язычник, поклоняющийся своим олимпийским богам.

В период турецкого владычества количество крымских греков уменьшается, что вызвано их миграцией в пределах Османской империи, а также культурной ассимиляцией, следствием которой было принятию греками новой религии и языка. Мусульмане в Крыму пользовались многими льготами, в том числе и экономическими: налогов они платили в два раза меньше. Это и было, наряду с желанием получить равные права в политической и социальной сферах, одной из главных причин, побуждавших греков принимать ислам и становиться полноправными членами турецкой или крымскотатарской общины.

Уже в Крымском ханстве тюркский язык постепенно становится средством межнационального общения на полуострове, вытеснив греческий язык. При Османской империи появляются этнически смешанные поселения, в которых живут греки, крымские татары и турки. Происходит языковая ассимиляция греков, наиболее четко наблюдаемая в юго-западном Крыму. Постепенно греки переходят на пользование крымскотатарским языком, даже православные службы, проповеди и молитвы ведутся и читаются на этом языке. Священники учат детей писать греческими буквами по-татарски - такие документы хранятся сейчас в украинских архивах.

До сих пор крымскотатарский язык живет в местах переселения средневековых греков из Крыма - в селах Северного Приазовья: на нём поют песни и пишут стихи. Сами греки называют этот язык урумский "греко-татарский". Межэтническое смешение приводит к появлению разнонациональных браков, своеобразной одежды и украшений.

В XVIII веке греки проживали более чем в 80-ти населенных пунктах, четверть из них была горожанами. Их поселения были на Южном берегу и в горах, а занимались они ремеслом, торговлей, рыболовством, самыми разными отраслями сельского хозяйства. Ханская перепись движимого имущества, составленная при переселении крымских греков в Приазовье, показывает, что материальное благополучие основной их массы было достаточно высоким.

Добровольное переселение крымских христиан-греков и армян в Россию было проведено по инициативе П. Румянцева-Задунайского. После победы России над турками и присоединения к ней южных земель условиям Кючюк-Кайнарджийского мира появилась необходимость в заселении этих земель. Крымские греки и армяне подходили для этих целей и по другим причинам: их отъезд ослаблял экономику Крымского ханства и готовил почву для присоединения полуострова к России; эмигранты таким образом спасались от возможных притеснений и мести со стороны мусульман за помощь русским в завершившейся войне.

В середине 1778 года представители крымских христиан подписали документы, подтверждающие их намерение добровольно переселиться в Россию. Им было обещано выделить по 30 десятин земли на каждого члена семьи мужского пола - значительно больше крымских земельных владений самых богатых христиан. Переселение производилось под надзором войск Суворова, который уже в сентябре того же года рапортовал, что 18395 греков, 12598 армян, валахов и грузинов покинули Крым. Они основали в устье реки Кальмиус город Мариуполь и 19 сел в округе. Когда едешь из Донецка или Мариуполя в сторону Мелитотополя дорожные указатели пестрят чисто крымскими названиями населённых пунктов - Старый Крым, Ялта, Ласпи, Мангуш, Карань... Таким образом переселенцы решили сохранить память о малой родине. Так же бережно мариупольские греки хранят свой язык, традиции, культуру.

Самыми знаменитыми потомками крымских греков, родившихся уже в Приазовье, стали художник А. И. Куинджи, ученый К. Ф. Челпанов, поэт Г. А. Костоправ, знаменитая бригадир женской тракторной бригады Паша Ангелина, лётчик-испытатель Г. Я. Бахчиванджи, полярник И. Д. Папанин, бывший мэр Москвы Г. Х. Попов и многие другие.

Часть переселенцев так и не смогла привыкнуть к новым местам. Многие из них, пренебрегая запретами властей, возвратились в Крым и вместе с не переселившимися греками основали новую общину. В начале XIX века на полуострове проживало около трех тысяч греков. В то время всех христиан в Крыму насчитывалось примерно 14000 человек, следовательно, каждый четвертый из них был греком. Многие крымские греки сделали блестящую военную карьеру, особенно на службе в Российском морском флоте: контр-адмиралы И. Манто, М. Кумани, И. Антипа, вице-адмирал К. Кутров и др. Много лет был командиром Балаклавского греческого батальона подполковник Ликург Качиони - сын национального героя Греции, основателя крымской Ливадии, Ламброза Кацониса.

Российское правительство активно привлекало крымских греков на государственную службу, используя их знание турецкого и татарского языков, местных традиций и обычаев. Многие греки назначались градоначальниками, полицмейстерами, переводчиками, землемерами и др. В середине XIX века в родословной книге дворян Таврической губернии насчитывалось более 80 греческих фамилий.

Наиболее распространенным занятием греков в Крыму было мореплавание и рыболовство. У них были собственные суда, лодки и баркасы. Многие греки-купцы имели собственные коптильни и магазины, где продавалась рыба самых разных видов и способов приготовления.

Во второй половине XIX века - начале XX веков в Крым переселяются и греки-земледельцы из османских провинций Румелии и Анатолии, причем переезжали даже целые села. Часть переселенцев из Румелии обосновалась в Старом Крыму. Многие из этих переселенцев начали в Крыму восстанавливать свои бывшие занятия: производство и переработка табака, виноградарство и виноделие, садоводство. Широкую известность приобрели табачные фабрики Стамболи - в Феодосии, Месаксуди - в Керчи. А симферопольский винопромышленник Г. Н. Христофоров за свою производственную и общественно-благотворительную деятельность получил дворянский титул и звание Почетного гражданина Симферополя.

--

Перед 1918 годом в Крыму проживало уже около 25000 греков. Многие из них не имели российское подданства. Когда новая, советская, власть предложила им выехать на свою родину некоторые иностранноподданные греки покинули Крым.

В годы войны с гитлеровской Германией греки особенно активно участвовали в партизанской борьбе, а Михаил Македонский даже командовал Южным соединением партизан Крыма. За помощь партизанам фашисты уничтожили деревни, где массово проживали греки - Шахмурзу, Армутлук, Пайляры, а греческая деревня Лаки была сожжена вместе с жителями. Однако греков, как и крымских татар, болгар и армян, объявили "пособниками оккупантов". "Чёрным днём" в новой истории крымских греков стало 27 июня 1944 года, когда в Узбекистан, Казахстан, Сибирь были депортированы 15040 греков.

В 1970-х гг. более 200 семей возвращаются из ссылки, несмотря на официальные запреты, на свою малую родину, в т.ч. и в Старый Крым. Массовое возвращение греков в Крым началось в дни горбачевской перестройки. В настоящее время на полуострове существует 15 греческих национально-культурных обществ и религиозных общин. Объединяет и координирует их деятельность Федерация греков Крыма. В Старом Крыму городское региональное греческое общество "Понтос" было создано в 1993 году.







2024 © speleo96.ru.