Идея сверхчеловека в произведении «Так говорил Заратустра. Отношение к судьбе и порокам



Зонтик Канта и слуховая трубочка Германа Когена заняли достойное место в коллекции нашего призрачного философского музея. Богата и разнообразна эта коллекция. Регулярно пополняется она новыми и новыми ценностями.
Но вот беда - кажется, что наши музейные экспонаты ничем не отличаются от обычных сокровищ любого музея. Зонтик, щетка…да достаточно посетить Кенигсберг, или Марбургский университет, или знаменитую квартиру №50, в доме, стоящем покоем на Садовой улице - там таких экспонатов хоть отбавляй. Нет ли у нас чего-нибудь пооригинальнее?!
Не будем забывать, что мы уже рассказывали и о Рогах софистов, и о бабочке Чжуан-цзы, и о Философском камне и о других, согласитесь, не совсем необычных для музея вещах. Не часто встретишь в музейных стенах и Слона Будды или Буриданова Осла, а у нас они гуляют совершенно спокойно.
Мы остановились во время прошлой нашей встречи в зале немецкой философии. В этом тихом и светлом воздушном царстве мечты тоже встречаются музейные редкости.
Вот, издавая тихий звон, летает в колбе Вагнеровский гомункулюс, о котором мы обязательно скоро расскажем, а вот призрак совершенного человека с молотом в руках. Это - сверхчеловек, о котором ""кровью и притчами"" писал великий немецкий философ Фридрих Ницше.
Сегодня речь пойдет именно о нём.
Но вначале немного о его создателе. Кто такой Ницше? Говорят он - философ-поэт, писатель, или …просто больной, потерявший рассудок человек. Ну, о болезни Ницше пусть рассуждают профессионалы в белых халатах, а мы вспомним шекспировское - ""в безумье этом есть определенная система"" и, добавим, - есть почва, не только датская, но и общеевропейская.
Рано проявив музыкальные и литературные способности, будучи отмечен учителями Фридрих Ницше не смог заняться преподаванием, вел жизнь одинокого мыслителя-путешественника и…стал событием в духовной жизни Европы и мира, сказав новое слово о человеке.
Эти слова он вложил в уста своего лирического героя Заратустры. Нет, не реального, исторического Заратустры или Зороастра, который, как известно, был пророком в иранской мифологии. Главным в проповедях того Заратустры было учение о зависимости миропорядка и справедливости от свободного выбора человека, от его участия в вечной борьбе добра и зла.
Заратустра Ницше - тоже пророк. Как и положено пророку он живет в горах, изредка спускается к людям и обращается к ним, говоря стихами или притчами. Однако, пророчества нового Заратустры конечно же отличаются от учения его исторического прототипа.
Послушаем главное из них…


Я учу вас о сверхчеловеке. Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя, а вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее вернуться в состояние зверя, чем превзойти человека?
Что такое обезьяна в отношении человека? - Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором.
Даже мудрейший среди вас есть только разлад и помесь растения и призрака. Но разве я велю вам стать призраком или растением?
Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке! Сверхчеловек - смысл земли!

Ницше хочет ответить ""Да!"" на свой юношеский вопрос, на вопрос, которым и мы задаемся особенно в молодые годы - ""Можно ли облагородить человечество?"".
Ницше хочет верить в Сверхчеловека и это ему удается.
В чем смыл идеи сверхчеловека? Что это - призрак, символ, или реальная личность? Иллюзия или надежда?
Слушая проповеди ницшеанского Заратустры трудно ответить на эти вопросы. Иногда Сверхчеловек представляется в них вполне возможной действительностью, а иногда кажется, что идея сверхчеловека - только лирическая фантазия поэта. Ницше как будто забавляется этой красивой идеей, забавляется для того, чтобы возбудить интеллектуальные слои человечества.
А может быть Сверхчеловек - это мечтательная ложь поэта-лирика и философа-провидца, за которой скрывается намек на то, что каждый существующий вид, в том числе и человек, имеет границы, которые не может переступить и что ницшеанский Заратустра хочет, чтобы человек эти границы все-таки переступил. Ведь как говорил Заратустра…


Самые заботливые спрашивают: ""Как сохраниться человеку?""
Заратустра же спрашивает, единственный и первый: ""Как превзойти человека?!""
Этих господ сегодняшнего дня превзойдите мне, о братья мои, - этих маленьких людей: они величайшая опасность для сверхчеловека!
Превзойдите мне, о высшие люди, маленькие добродетели, маленькое благоразумие, боязливую осторожность, кишение муравьев, жалкое довольство, ""счастье большинства""!
И лучше уж отчаивайтесь, но не сдавайтесь. И поистине, я люблю вас за то, что вы сегодня не умеете жить, о высшие люди!
Ибо так вы живете- лучше всего!

Ради Сверхчеловека Ницше порицает все нравственные устои, хочет уничтожить прежнюю мораль и создать новую. Однако, восхваляемая им добродетель оказывается ничем не замаскированной силой. Это дикий пыл, несущий разрушение и смерть, пыл, который люди, живущие по христианским нравственным принципам, стремились ослабить, изменить или навсегда победить.
Вначале Заратустра, как провозвестник Сверхчеловека, призывает уничтожить все слабое. Отсюда другой страшный лозунг - ""падающего толкни!""
А каким орудием нанести удар?!
"Бери молот и бей!"-говорит Ницше.Это уже не попытка внутреннего самосовершенствования, не умственные упражнения интеллектуала - это ни чем не прикрытая воля, оружие морального терроризма.
Мы чувствуем, что Ницше, а вместе с ним и его пророк Заратустра, колеблется и страдает, провозглашая столь ужасную идею. Какие законы, какие вечные заповеди на новых скрижалях хочет он диктовать? Унизить слабых? Укрепить сильных? Разрушить прежнее человечество?
Заратустра пылко проповедует культ храбрости, любви к силе, нечувствительности к боли, презрение к общественным добродетелям. Он горячо любит грядущее поколение сверхлюдей, верит в него, но от этой любви начинает веять леденящим холодом внеземной пустоты…


Всем вам, какое бы почитание не воздавали вы себе на словах, будете ли вы называть себя ""свободомыслящими"" или ""правдивыми"" или ""кающимися духами"" или ""освобожденными от оков"" - всем вам, страдающим подобно мне великим отвращением, для которых умер старый Бог, а новый Бог даже не лежит спеленатым в колыбели - всем вам мил мой дух и демон-чародей.
Но уже учатся они смеяться сами над собой - так ли слышу я? Моя пища мужей действует, мои изречения сочные и сильные и поистине, я не кормил их овощами, от которых пучит живот!
Новые надежды забились в руках и ногах их. Они находят новые слова, скоро дух их будет дышать дерзновением.
Еще немного и они начнут придумывать себе праздники и поставят памятники своим старым радостям.
Ибо они - выздоравливающие!

Ницше так и не суждено было закончить Заратустру. Новых нравственных норм он не сочинил, хотел показать прекрасную смерть пророка, а получилась интермедия - странный эпизод, до сих пор приводящий в замешательство.
В горы, где жил Заратустра поднимаются так называемые ""высшие люди"", дальние предшественники сверхчеловека. Чувствуя силу мудреца, они пришли просить у него помощи. Заратустра изменяет своему дикому нраву, охотно принимает этих людей, просит их присесть в гроте и говорит с ними.
А после разговора Заратустра выходит из пещеры и вдруг там воцаряется тишина и пророк ощущает благоуханный запах ладана.


Что они делают? - спросил себя Заратустра и подкравшись заглянул в пещеру.
И, о чудо! Все высшие люди - два короля, папа римский в отставке, злой чародей, добровольный нищий, странник и тень, старый прорицатель и самый безобразный человек - все они как дети или старые бабы стояли на коленях и молились ослу!!!
А папа римский служил перед этим новым идолом и после очередных слов молебна осел кричал ""иа-иа"" !

Итак, попытка создания нового человека и новой морали осталась незавершенной. Но, слово было сказано. И Ницше не мог предугадать, как оно отзовется в ХХ веке.
Оказалось, что судьба проповеди Заратустры сложится и трагикомично и глубоко трагично. Откровения пророка превратились в цитатник. Что может быть соблазнительнее, чем краткие, легко запоминающиеся и на первый взгляд не требующие глубокого обдумывания цитаты. Ну, например: ""Ты идешь к женщинам? Не забудь плетку!""
v Однако, у того же Ницше читаем: ""Величайшее в великих - это материнское. Отец - всего лишь случайность.""
А какова же судьба сверхчеловека? Эта идея обернулась трагическим фарсом. Ницше, разумеется не по своей воле, занял одно из самых почетных мест в фашистском пантеоне мыслителей, а Заратустра, наряду с Библией и Майн Кампф оказался в ранце фашистского солдата, марширующего по Украине.
Легко было бы во всех этих грехах обвинить самого философа - дескать нашелся бумагомарака…ату его! Но это неблагодарное занятие. Это все равно, что Альберта Эйнштейна или Нильса Бора обвинять в Чернобыльской трагедии.

6. Введение в философию. В 2-х тт. - М. - 1989. - Т.1.

Ф. Ницше «Так говорил Заратустра»

В основе произведения "Так говорил Заратустра" лежат две основные идеи философии Ницше - идея сверхчеловека и идея вечного возвращения. Суть идеи вечного возвращения заключается в том, что время в своем бесконечном течении в определенные периоды должно повторять одинаковое положение вещей. Таким образом, всякая надежда на утешение в будущем должна быть отвергнута, и никакая небесная жизнь нас не встретит. Идея же сверхчеловека - это идея надежды победы над трагичностью бытия.

В первой и второй частях произведения "Так говорил Заратустра" Ницше ярко выражает образ сверхчеловека, которого проповедует главный герой произведения - Заратустра.

Идею сверхчеловека Ницше раскрывает как идею самоопределения человека. "Человек есть нечто, что должно превзойти". На этом пути Ницше выделяет в каждом человеке дух верблюда, дух льва и дух ребенка. Свою задачу Ницше видит в том, чтобы призвать человека преодолеть в себе повиновение духа верблюда, с которым ассоциирует Ницше христианство. По мнению Ницше, христианство превращает человека в больного, стадного, домашнего и слабого.

Преодолеть это можно, по мнению Ницше лишь тогда, когда человек начнет осознавать, что все его формирование как человека протекало ранее без его понимания и участия.

С ранних лет обычный человек подчинен системе норм и ценностей, и лишь через осознание собственной несвободы он стремится пробудить в себе личную волю - волю к власти, волю к жизни, творческой и сознательной. Именно через это в человеке рождается дух и сила льва.

Провозглашенный Заратустрой тип высшего человека можно охарактеризовать следующими чертами:

  • 1. Этот тип человека принадлежит аристократии. Для Ницше человек толпы никогда не станет сверхчеловеком.
  • 2. Его ценностями выступает то "благородное", которое оказывается по ту сторону добра и зла (а, следовательно, - морали).
  • 3. Для такого человека жизнь есть постоянная борьба, ибо он в сущности своей человек войны.
  • 4. В противовес любви к ближнему утверждается любовь к дальнему.
  • 5. Смысл деятельности не в бесконечном и бесцельном труде, а в труде творческом - созидании. При этом созидание невозможно без разрушения старых ценностей и добродетелей. Чтобы стать созидающим придется подвергнуться страданиям и многим превращениям.
  • 6. В противовес состраданию утверждение эгоизма. Необходимо прислушиваться к собственной самости, чтобы именно она реализовалась в созидании. Добродетели должны проистекать только из нее самой и ни в коей мере не могут быть внешними, заданными извне только тогда в них проявится подлинная воля человека, его желания и инстинкты. Этика сострадания как этика альтруизма есть отречение от своих интересов, от себя, недоверие себе.
  • 7. Высший тип человека признает такие добродетели, которые несут страдания и смерть. "Ты должен любить свои добродетели - ибо от них ты погибнешь". "Умри вовремя". "Глупец тот, кто остается жить. Необходимо постараться, чтобы жизнь закончилась быстрей". Стремящийся к сверхчеловеку не должен иметь удлиненную жизнь, не должен бесцельно волочить ее.

В третьей части своего произведения Ницше вводит значение вечного возвращения. В этой идеи он видит силу, отсеивающую слабых и усиливающую жизнеспособных. "Что падает, то следует подтолкнуть". Если человек позволит себе один раз слабость, то эти состояния слабости будут бесконечно повторяться в колесе вечного возвращения пока человек окончательно не падет.

ницше заратустра сверхчеловек возвращение

Для сильного человека идея вечного возвращения благотворна: преодолевая себя, человек все ближе и ближе будет приближаться к сверхчеловеку.

Ницше иллюстрирует фазы возвышения к сверхчеловеку образом взбирания в гору. Заратустра живет на горе, которая символизирует тем самым пик наивысшего накопления сил человека. Но дух тяжести давит на плечи всякого человека, кто желает взойти на этот пик, стремясь увлечь его вниз. Под духом тяжести Ницше понимает традиционную мораль, которая своим "долженствованием" сковывает человека, обращая его волю-к-власти обратно, внутрь его самого. Ницше изображает этот дух тяжести в образе карлика - маленького злобного, уродливого человечка. Такой вид принимает человек под давлением традиционной морали. Такой карлик скрывается в каждом из нас, сковывая наши движения, когда мы идем наверх.

Вершиной самоопределения человека является фаза ребенка. Ребенок есть символ игры, новых начинаний и иллюзии. Ведь когда ребенок играет, он пользуется в игре самообманом и тем самым свободно создает иллюзии, в которых отражает подлинную действительность, а не подражает ей. Ребенок есть свободное сознание действительности, и то, во что играет ребенок, есть сама действительность.

Заратустра представляет собой сверхчеловека, преодолевшего все эти три стадии, и сталкивается с пониманием того, что человека и сверхчеловека разделает такая же пропасть, какая разделяет животного и человека. "Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком", - говорит Заратустра.

Фридрих Ницше - один из самых противоречивых философов в мировой истории. Ни один из исследователей его философских произведений не в состоянии сформулировать, в какой из философско-идеологических парадигм следует их рассматривать. Ницше - не либерал, не социалист, не коммунист, не консерватор, не националист, не радикал. Ницше в полной мере - и не материалист, и не идеалист.

Несмотря на всю сложность и противоречивость произведения «Так говорил Заратустра», можно выявить его основные положения.

Во-первых, это нигилистическая философия. И хотя ряд исследователей называет Ницше «анархистом», он прежде всего нигилист. Правда, нигилист не в том значении, в каком принято воспринимать это слово: нигилизм Ницше - это переходное состояние, преодоление всего того отжившего и ветхого, что уже не нужно человечеству. В определённом смысле слова Ницше также антигуманист. Человек для него - лишь этап, ступень на пути от животного к Сверхчеловеку.

Во-вторых, Ницше - один из основоположников «философии жизни». Его произведения - это своеобразный гимн Жизни как явлению. Недаром Заратустра поёт ей свою песнь. Как ни парадоксально это прозвучит, ценности, воспеваемые философом, - это жизненные ценности, не приемлющие любое насилие.

Заратустра - это сам Ницше - философ так же яростно критикует современное ему европейское общество обывателей (автобиографичность книги проявляется даже в мелочах: например, Заратустре в произведении сорок лет, и примерно столько же было Ницше, когда он опубликовал произведение). Подчеркнём, что здесь взгляды Ницше во многом совпадают как со взглядами консерваторов, так и со взглядами марксистов и социалистов (антибуржуазный пафос). Для него нет ничего более жалкого и ничтожного, чем «последний человек» - житель выродившейся, «закатившейся» (по Шпенглеру) Европы, чьи дни уже сочтены.

Мораль для философа - это нечто закосневшее, отжившее. Её, как и человека, «должно преодолеть. Правда, Ницше критикует самодовольство человека, поскольку тот недостоин быть собой довольным. Сверхчеловек - совсем другое дело. Но для него и не будет вопроса - быть довольным или нет, он ни секунды не будет сомневаться в своей правоте.

В «Так говорил Заратустра» описывается, что должно произойти с человеческим духом в течение его жизни: он «становится верблюдом, львом верблюд и, наконец, ребёнком становится лев». Будучи определённым предтечей символизма, Ницше, видимо, хочет этим сказать, что каждый человеческий дух для начала чем-то обременяет себя, затем - напротив, хочет от всего освободиться, а в конечном итоге приходит к детской непосредственности как «венцу творения» и новой жизни (поразительно, как эта идея совпадает с жизнью самого Ницше, последние свои годы пребывавшего в умственном забытьи).

Очень интересна оценка, которую мыслитель устами своего Заратустры, даёт феномену государства: оно является подменой понятий. Прежде всего, подмена общности людей через глубинные пласты культуры, подмена собой нации - кровного родства и единства. Однако он не ратует за свободу индивида, поскольку для современных нам ничтожных «последних людей» она не нужна, а Сверхчеловек и так будет свободен по определению.

Отчасти данная антигосударственная «проповедь» напоминает воззвания марксистов тех лет. Вернее - социалистов (в понимании Шпенглера и его труда «Пруссачество и социализм»).

Философ критикует «последних людей» современного ему европейского буржуазного общества. В главе книги под названием «О базарных мухах» он, вероятно, выражает своё негативное отношение к экономической основе нынешней европейской цивилизации («рыночная экономика»), безусловно, определяющей и сознание наших современников. «Скоморохами» и «комедиантами» он нарекает публичных политиков - ибо понятно, что их стезя - лицемерие, а реальная власть в государстве - не за ними. Не исключено также, что эти высказывания - о прессе, представителях журналистского сообщества.

Ему отвратителен мирок буржуа: «Я хожу среди этих людей и дивлюсь: они измельчали и всё ещё мельчают - и делает это их учение о счастье и добродетели». Вся отсталость и косность выродившейся Европы словно оттеняет грядущий приход Сверхчеловека, предваряя его.

Философ ненавидит бюрократический принцип правления государством, когда даже Президент государства говорит: «Я - лишь чиновник, и только!».

Глава «Об умаляющей добродетели» - своеобразный памфлет против «маленьких людей» как синонима пошлости, лицемерия, фальши и слабости. Может показаться, что здесь Ницше - антигуманен, в действительности Ницше борется не с человеком вообще, а именно с «маленькими людьми» - порочными и примитивными. «Маленькие люди» Ницше - это современные обыватели, мещанство.

В главе «О тарантулах» Ницше переоценивает ещё одну «ценность» современных демократий - ценность равенства. В этой главе философ рассуждает уже как консерватор - по его мнению, наиболее ярыми сторонниками равенства по определению являются те, кто в данный момент времени чем-то обделён. То есть им из собственной корысти выгодно «взять всё и поделить».

Ницше предупреждает читателя, подобно Ланселоту Шварца, что главное - это «убить Дракона в самом себе», иначе горячие проповедники равенства, придя к власти, установят гораздо большую диктатуру, чем прежний режим. Здесь Ницше воспроизводит один из постулатов-краеугольных камней консерватизма: принцип неравенства.

Эволюция в человеческой истории для него - несомненное благо перед Революцией, любые революционеры - бунтовщики, разрушители.

Философ считает, что толпа, захватившая власть, неизменно породит тирана, отсюда тирания - естественное следствие всякой плебейской демократии. Аристократия же - власть лучших, сонмом могущих управлять государством - залог здоровья и успеха любого государства и любого общества. Хотя современное дворянство, по мнению Ницше, выродилось, будущее дворянство должно быть принципиально иным, и смотреть оно будет не назад, а вперёд, в будущее. Ницше презирает ростовщический капитализм, ставший Новым Хозяином деградировавшей Европы.

Произведение «Так говорил Заратустра» некоторые исследователи наследия Ницше называют «пародией на Библию», и это относится не только к стилю, действительно напоминающему Евангелие.

Ницше не воспринимает христианство как веру (подлинная вера давно умерла в людях), он воспринимает его только как религию, институт несовершенного общества несовершенных людей. По Ницше, религия - это то, что необходимо слабым людям, но у сверхчеловека пропадёт в ней всякая необходимость.

Всё отношение Ницше к христианству заключается в одной фразе: «Бог мёртв; из-за сострадания своего к людям умер Бог». Не исключено, что этой фразой философ хотел сказать, что христианство своим «непротивлением злу насилием» само себя уничтожило. Более того, оказавшись «миной замедленного (двухтысячелетнего) действия», оно к ХХ веку фактически уничтожило и созданную им же европейскую цивилизацию.

Произведение «Так говорил Заратустра» аллегорично, и как следствие сложно воспринимается. Лучше понять завуалированные в тексте тезисы помогают работы философов о нем, а так же знакомство с биографией Ф.Ницше. Я бы не стала принимать «учение Заратустры» на веру, однако нахожу данные философские идеи интересными и глубокими, опередившими свое время и актуальными в настоящем.

Ницше поистине был таким же, как Заратустра в его книге: обличитель старого и провозвестник нового, яростный критик косного прошлого Европы и предтеча Нового Дня - будущего, которого он так жаждал. Все ценности быта, традиций, верований, политического устройства и вправду оказались переоценены философом - именно этим он внёс свой огромный вклад в развитие мировой общественной мысли

Его мысли и высказывания о государстве и человеке, несмотря на то, что Ницше невозможно отнести к представителям какой-либо конкретной идеологии, наиболее близки к идеям европейских «новых правых» - видных европейских мыслителей и деятелей второй половины ХХ века. Сильно влияние Ницше и на ряд политических философов довоенной Европы: Освальда Шпенглера, Меллера ван ден Брука, Эрнста Юнгера, Карла Шмитта, Эдгара Юлиуса Юнга и многих других.

План

1. Ф.Ницше «Как говорил Заратустра».

а) Мысли и идеи

б) Заключение

2. Платон «Диалоги».

3. Философия Достоевского.

4. Философия Толстого.

Список литературы


Эта работа написана по книги Ф.Ницше «Как говорил Заратустра», книга содержит большое количество разнообразных мыслей и идей. Для своей работы я выбрал несколько основных идей, речь о которых и пойдёт ниже. Я попытаюсь раскрыть их максимально полно и высказать свой взгляд на эти идеи Ф.Ницше. Книга написана от первого лица-Заратустры, который в возрасте 30-ти лет покинул свою родину и пошёл в горы. А по прошествии десяти лет Заратустра

Об учёных. Ницше резко критикует учёных и весь учёный мир. Однако тяжело понять основания этой критики, слишком много символизма в высказываниях. «Пока я спал, овца принялась объедать венок из плюща на моей голове,- и, объедая, она говорила: «Заратустра не учёный больше»». Из этого высказывания можно сделать вывод, что Заратустра, герой созданный Ницше, раньше и сам являлся учёным или имел какое-то отношение к учёным. Но со временем Заратустра понял всё «гнилость» общества учёных, и науки в целом: «Ибо истина в том, что ушёл я из дома учёных, и ещё захлопнул дверь за собой». Как пишет автор: «Слишком долго сидела моя душа голодной за их столом; не научился я, подобно им, познанию, как щелканью орехов». Видимо это и стало одной из причин покидания общества учёных, Ницше видит его слишком «пустым», и ничего не делающим. Считает что все учёные просто «греются в званиях и почестях». Он считает, что учёные слишком осторожны в рассуждениях. Что в их сердцах нет пыла, они, учёные, разучились лгать, и верят только опыту, суждения их поверхностны, а истины ничтожны, они сами уже с опаской относятся друг другу. Примером этому могут служить следующие цитаты:

«Когда выдают они себя за мудрых, меня знобит от мелких изречений и истин их; часто от мудрости их идёт запах, как будто она исходит из болота; и поистине, я слышал уже, как лягушка квакала в ней».

«Застывшим умам не верю я»

«Они зорко следят за пальцами друг друга и не слишком доверяют один другому».

В последней четвертой части автор «кричит»: «Остерегайтесь также ученых! Они ненавидят вас: ибо они бесплодны! У них холодные, иссохшие глаза, пред ними лежит всякая птица ощипанной». Отсюда понятно, что Ф.Ницше критикует далеко не науку, и не самих учёных, а научный подход. И он ненавидит этот научный подход за то, что учёные «обдирают перья с птицы», за то, что они своими холодными суждениями и простыми механическими законами объясняют чудеса. За то, что их ум слишком усушен наукой. Из-за своих научных объяснений они теряют ощущение жизни, превращают реальность вокруг в мир сплошной информации и цифр, мир, где всё стандартно, и задается с помощью языка цифр мир, где всё можно описать через формулу. А если какое-то явление непонятно, то сразу же ставят опыт, и этот опыт является неопровержимым доказательством какой-либо формулы. Ницше высказывается против всего этого через своего Заратустру, который несет новое мироощущение людям. И в этом новом мироощущении господствует смех и добро, любовь, и радостный танец. Здесь отсуцтвует дух тяжести и задумчивости. И я согласен с Ницше, но только если не переходить за грань критики научного подхода. Но в более поздней своей книге «По ту сторону добра и зла» Фридрих Ницше в ещё более резкой форме отзовется об ученых. И хотя действительно наука на рубеже 19-20-ого веков ещё только стояла на пороге великих открытий, таких как лазер, теория относительности, энергия атома и т.п., я всё же считаю критику резкой и необоснованной в отношении учёных, если заходить за грань критики научного подхода и начать «разоблачать» весь ученый мир, показывая всю его несостоятельность. Е.П.Блавтская, одна из самых спорных личностей 20-ого века, в своем труде «Тайная доктрина» так же приводит большое количество «реальных» фактов для того, чтобы доказать невежество научного мира. Но мир и наука развиваются независимо от «обличителей», таких как Ф.Ницше и Е.П.Блавтская и мы сейчас с удовольствием пожинаем плоды «гнилой» и «неточной» науки. Компьютер и сотовый телефон стали обыденностью ещё в прошлом веке. А гармонию философии, любви, добра каждый познает независимо от времени, в котором он живет. Поэтому нападки философов на науку, которая дала миру огромное количество полезных вещей, считаю безосновательными.

О церкви и священниках. Прежде всего, обратимся к биографии самого Ф.Ницше. Отец и мать философа были священниками, и маленький Фридрих воспитывался в глубоко религиозной семье, он часто с отцом посещал церковь, рос в любви к богу. Но вот когда вырос, одним из первых твердо заявил: «Бог мертв!».

Ницше считает, что религия ложна, и дает ложные ценности людям, обманывая их: «Тот, кого называют они избавителем, заковал их в оковы. В оковы ложных ценностей и слов безумия! Ах, если бы кто избавил их от их избавителя!». А «избавитель» «знал только слезы и скорбь иудея, вместе с ненавистью добрых и праведных - этот иудей Иисус; тогда напала на него тоска по смерти. Зачем не остался он в пустыне и в дали от добрых и праведных! Быть может, он научился бы жить и научился бы любить землю – и вместе с тем смеяться. Верьте мне, братья мои! Он умер слишком рано; он сам отрекся бы от своего учения, если бы достиг моего возраста!». Довольно веское утверждение того, что Иисус, просто недорос до нужного возраста. Ницше явно выражает свое отвращение к христьянской религии: «Не иначе умели они любить своего Бога, как распяв человека!». Его «тошнит» от церквей: «О, этот поддельный свет, этот спертый воздух! Здесь душа не смеет взлететь на высоту свою!». Вместо религии Ницше предлагает философию, свою философию. Философию – сверхчеловека. Он считает что даже Иисус со временем сам бы отказался от своих проповедей. Следовательно ставит себя на ровне с ним. А устами своего Заратустры он говорит о новой формации человека: «Я бы поверил только в такого Бога, который умел бы танцевать». То есть Ницше готов поверить в существование Бога, но только веселого, танцующего бога, а не того догматичного, все прощающего «христьянского» Бога. Это неприятие порождено длительным и глубоким философским анализом. Позже Ницше подробнейшим образом изложит все свои мысли по поводу религии в «Антихристе». В «Как говорил Заратустра» Ницше только поверхностно говорит о религии, точнее он отрицает церковь, священников, христьянизм, не приводя при этом ни одного чёткого факта на основании которого он делает такие выводы. Здесь мы можем рассматривать Ф.Ницше как нигилиста. Судит он горячо, но неубедительно.



О войне и воинах. Этой мысли Ф.Ницше уделил отдельный «разговор» Заратустры. И четко и конкретно обозначил все идеи и мысли по поводу войны и войнов. И лучше чем словами Ницше тут ничего не скажешь. Необходимо только пояснит, что Ф.Ницше имеет в виду под понятиями «война» и «воин». Под «войной» автор понимает не только боевые действия, но также различные жизненные ситуации, и вообще жизнь в целом, под понятием «воин» автор понимает не столько солдат, и военных сколько каждого человека как личность, приписывая ему качества воина: храбрость, силу, выносливость и т.п.. Вообще это довольно абстрактные понятия, и довольно тяжело точно конкретизировать, что философ подразумевает под ними. Лучше всего прочитать мысли самого Ницше:

«Я вижу множество солдат; как хотел бы я видеть много воинов! «Мундиром» называется то, что они носят; да не будет мундиром то, что скрывают они под ним!»

«Будьте такими, чей взор всегда ищет врага – своего врага».

«Своего врага ищите вы, свою войну ведите вы, войну за свои мысли!»

«Любите мир как средство к новым войнам».

«Я призываю вас не к работе, а к борьбе. Я призываю вас не к миру, а к победе. Да будет ваш труд борьбой и мир ваш победой!»

«Можно молчать и сидеть смирно, только когда есть стрелы и лук; иначе болтают и бранятся».

«Вы говорите, что благая цель освещает даже войну? Я же вам говорю, что благо войны освещает любую цель».

«Война и мужество совершили больше великих дел, чем любовь к ближнему. Не ваша жалость, а ваша храбрость спасала доселе несчастных».

«Что хорошо? Спрашиваете вы. Хорошо быть храбрым. Предоставьте маленьким девочкам говорить: «быть добрым – вот что мило и в то же время трогательно»».

Из этого набора цитат мы можем хорошо представить себе, каким Ницше хочет видеть человека - «воина». Он считает, что каждый человек должен быть «воином», и принимать «войну» не как необходимую службу, а как стиль жизни, каждый человек должен постоянно вести борьбу за свои мысли, идеи, и непременно отстаивать их. И Ницше желает победы каждому индивиду, который ведет свою борьбу, но далеко не каждый победит в борьбе, но это не так важно, важен именно процесс. Автор подводит нас к тому факту, что «война» должна всегда иметь место, так как без войны люди начинают терять ориентиры добра и зла, любви и сострадания, всегда для того, чтобы понять истину сострадания, необходимо, чтобы существовала и жестокость, так же и с добром, чтобы понять, что есть хорошо, а, что плохо, необходимо сравнить. Реальность жизни требует от человека храбрости, борьбы, напряжения, твердости, жесткости, а не добра и расслабленности. Философ говорит, что в борьбе совершается великих дел больше, чем в обыденном состоянии. Именно борьба, индивидов выделяет самых сильных, именно борьба убивает слабых и «гнилых». В противостоянии люди доходят до края своих возможностей, противостояние показывает все недостатки каждой личности. Борьба – основной инструмент отбора в природе. И самый яркий пример тому мировая история. Правители, такие как Иван Грозный и Петр I, были далеко не добрыми, наоборот их времена отмечены кровавой точкой на карте истории, количество войн в их время высоко. Однако Петр I – великий реформатор, и создатель русского флота, победоносец. Иван Грозный – одна из самых уважаемы и значительных личностей в истории Руси, расширил границы в три раза. «Любовь народа, это смесь поровну любви и страха» - поэтому Ф.Ницше полностью прав говоря, что «благо войны освещает любую цель!». Как бы война не осуждалась, какой бы страшной не была, она все же необходима, как в глобальном, так и локальном плане. Это не призыв к новой мировой войне, это констатация факта необходимости воин, смерти и страха. Чтобы люди научились ценить любовь, жизнь и свободу. На весах должны лежать равные гири с двух сторон, чтобы весы были в равновесии. При отсуцтвии гирек, весы сами по себе теряют всякий смысл. Так и в жизни либо существует добро и зло, либо жизнь теряет смысл. Это факт. И Нище иногда в своих книгах говорит о чем-то подобном. Позже эти идеи и были взяты Гитлером. Якобы, выдвигая Ницше как идеолога фашизма. Идея «сверхчеловека», которой пронизаны все поздние книги Фридриха Ницше, идеально подходила для вдохновения огромных масс людей на войну. Идеи Ф.Ницше были просто удобны Гитлеру. Сам же философ открыто выступал при жизни с критикой зарождавшегося тогда фашизма. Его философия была трактовано неверно, поверхностно. Жаль, Ницше уже не было в живых к этому времени.

О сверхчеловеке.

«- Я буду учить вас о Сверхчеловеке. Человек есть нечто, что следует преодолеть. Что сделали вы для этого? Все существа всегда создают нечто высшее, нежели они сами. Вы что хотите быть отливом среди этого прилива? Что такое обезьяна по отношению к человеку - стыд и жалкое уродство. Человек по отношению к Сверхчеловеку - то же лишь стыд и жалкое уродство. Вы прошли долгий путь от червя до человека, но слишком много у вас осталось еще от червя. Когда-то вы были обезьяной - смотрите, как много в вас еще от обезьяны. Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке! Сверхчеловек - смысл земли. Пусть ваша воля говорит: да будет сверхчеловек смыслом земли. Поистине человек - это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять в себя грязный поток и остаться чистым. Смотрите, я учу вас о Сверхчеловеке - он это море, в котором тонет ваше великое презрение. Не грехи ваши, но чванство ваше вопиет к небесам: ничтожество грехов ваших вопиет к небесам! Но где же та молния, которая лизнет вас своим языком? Где то безумие, которое необходимо привить Вам? Смотрите я учу вас о сверхчеловеке: он - эта молния, он - это безумие!» это изложено на одной из первых страниц книги Ф.Ницше «Так говорил Заратустра». В этих словах Ф.Ницше кратко излагается сущность его философии и смысл его судьбы. Именно проповедованием своей концепции сверхчеловека будет заниматься Ницше на протяжении всей книги. Читая диалоги Заратустры, мы постоянно наталкиваемся на идею «сверхчеловека». Недаром эта книга в творчестве Ницше является книгой, предшествиницей знаменитой книге «Сверхчеловек». Попытаемся понять, что Ницше вложил в свою концепцию сверх человека. Во-первых «сверхчеловек», это существо совершенно аморальное, не считающееся с никами моральными нормами или рамками, существо наполненное разрушенными идеалами из произведения Ницше «Человеческое, слишком человеческое». Мораль противна для Ницше потому, что она отчуждает человека от чистого и сверхразумного ритма жизни, от первичного источника бытия - потому что она ставит между человеком и миром “иллюзию”, успокаивает духовную тревогу, подменяет страшный и опасный вопрос “Кто Я? Где Я?” поспешной системой неоплаченных и непродуманных ответов. Мораль - грех против Жизни и Истины. Она вуалирует Бездну, защищая слабых. Это Ницше еще мог признать. Но она посягает и на свободу высших людей, на расу господ, удерживает в узде присущую элите волю к Истине. Все те ложные чувства и всё то ложное поведение, обманчивые идеи который вскрыл Ф.Ницше, все это он вложил с своего «сверхчеловека», добавив, что нет бога, значит «сверхчеловек» станет им. Главное, что должно исходить от сверхчеловека - призыв к духовным превращениям, внутреннему дисциплинированию и воспитанию собственной личности, ответственной за будущее. “Бог умер! Мы его убили - вы и я!”, - говорит Ницше словами “сумасшедшего” в своей работе “Весёлая наука”. На место бога встаёт человек, но не обычный, как мы все, а сверхчеловек - идеал человека, лишённый многих моральных запретов и наделённый почти неограниченными правами, то, к чему должен стремиться каждый из “обычных” людей. Сверхчеловек рождается, говорит Ницше, чтобы создать новую человеческую общность. Объединенные в нее люди становятся "сеятелями будущего". Им претит мораль рабов, угнетенных, взывающих к филантропии и состраданию. Они освобождают себя сами, для чего им прежде всего нужны сила и дерзость. Не дворянское звание, не туго набитый кошелек торгашей, не служба князю или какому-то другому властителю делает их аристократией, элитой, но величие духа, чистота и новизна целей, решимость отбросить, как обветшавшие, но еще крепкие цепи, все условности, догмы, предрассудки попавшей в глубокий кризис цивилизации. Сверхлюди, должны создать расу господ – богов, расу которая не ищет успокоений и иллюзий. Она ищет Истины и Власти, она интересует безднами и угнетает и презирает тех, кто устроен иначе, то есть расу рабов. Раса рабов, напротив, заимствует жизнь вовне, огораживается предписаниями, нравственными запретами и обязательствами, которые, однако, выполнять не торопиться.... Раса рабов предпочитает добро, мягкость, снисхождение, комфорт, безопасность, сытость, культуру - короче все то, что делает их существование закрытым для злых и бушующих энергий неразумной, дикой и страшной реальности. Такой “расизм” не имеет ничего общего с вульгарным национализмом, который Ницше беспощадно высмеивал. Грань между двумя расами проходит не по цвету кожи, языку, религиозной или государственной принадлежности. Эта черта. связанная со строением души. Внутреннее "я" человека заведомо принадлежит к определенной касте, и это чаще всего фатально. Таким образом, жизнь - это человеческая жизнь, человек в этой философии становится на главное место, становится мерилом всего бытия. Человек рассматривается не как бесстрастно-теоретическое существо, а как субъективно заинтересованный в целях и задачах своей деятельности, как единственное существо, способное к нравственной оценке. Нравственность в философии Ницше имеет первоочередное значение. Главная идея ницшеанской морали - волюнтаризм - учение о воле как о первооснове всего сущего. Эту идею Ницше заимствовал у А. Шопенгауэра, кого он считал своим учителем в начале своего пути.


Заключение.

Заратустра - это не сверхчеловек, это “мост” к сверхчеловеку. Обычные люди - это исходный материал, почва для выращивания сверхчеловека. Сверхчеловек - это новый “культ личности”, далеко выходящий за рамки “культа личности” обычных людей и легший в основу мифологии Ницше, изложенной более полно в “Сверхчеловеке».

Людей пропитанных идеей «сверхчеловека» показал Достоевский в своем романе «Бесы». Страшная сила помещает Кириллова из “Бесов” Достоевского в желтую камеру добровольного суицида - если “Бога нет, то мы - Боги” - говорит Кириллов. К этой чудовищной, невыносимой мысли медленно и тяжело идет Фридрих Ницше. Для полноценной Традиции фраза о “смерти Бога” не означала ровным счетом ничего - в ней не было бы ни кощунства, ни парадокса, ни святотатства. Бог умирает и в христианстве. Именно Бог и именно от сострадания к людям.

«В человеке соединяются тварь и творец: в человеке есть материя, недоделанность, избыток, прах, нечисть, бессмыслица, хаос; но есть в нем и создатель, художник, есть в нем твердость молота, божественность созерцателя, настроение седьмого дня...»

«Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» - впервые изданная в 1885 году, одна из самых спорных и известных философских книг. Изначально книга состояла из трёх отдельных частей, написанных в течение нескольких лет. Ницше намеревался написать ещё три части, но закончил только одну - четвёртую. После смерти Ницше книга «Так говорил Заратустра» была опубликована в одном томе.

В книге повествуется о судьбе и учении бродячего философа, взявшего себе имя Заратустра в честь древнеперсидского пророка Зороастра (Заратуштры). Через его речи и действия Ницше высказывает свои мысли. Одной из центральных идей романа является мысль о том, что человек - промежуточная ступень в превращении обезьяны в сверхчеловека: «Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком. Канат над бездной». Философ, важной темой которого является декаданс, также подчеркивает то, что человечество пришло в упадок, исчерпало себя: «Человек есть то, что должно превзойти».

В противовес сверхчеловеку автор создает образ Последнего человека, о котором в своей речи к толпе Заратустра рассказывает на площади. Он соединяет в себе все негативные, по мнению писателя черты: он не знает, что такое любовь, творение устремление, он приспособленец, живет дольше всех, неистребим, но «делает все маленьким». Забыв о высших идеалах, он, остановившись в развитии, думает, что нашел уже счастье. Для него труд не средство достижения цели, а лишь развлечение, да и то в меру, чтоб не утомиться. Он объединяется в стадо, желая равенства и презирая чувствующих иначе. Толпа радуется словам Заратустры и просит сделать их похожими на последнего человека, что дает нам понять, что, по мнению Ницше, весь мир стремится к неверным целям, руководствуется ложными идеалами. Заратустра в своих речах называет своих противников лишними людьми, посредственностью. Еще одной их ложной добродетелью является крепкий сон, которому подчиняется все их жизнь. Именно из него происходит их умеренность и ровность в желаниях, а не из соображений долга.

Сверхчеловек, напротив, должен гармонично сочетать в себе физическое совершенство, высокие интеллектуальные качества ради того, чтобы обновить человечество, воплотив идею вечного возвращения Ницше, которая выражается в цикличности бытия. Сверхчеловек должен обладать, прежде всего, несокрушимой волей. С ее помощью он преодолеет все трудности и построит новый мир. Но сверхчеловек скорее гений или бунтарь, чем правитель или герой. Он разрушитель старых ценностей. Заратустра призывает «разбить старые скрижали, ибо Бог мертв». Ради достижения своей цели сверхчеловек может пренебречь общепринятой моралью («Нет истины, все позволено»), поскольку его разум не должен быть ничем задурманен. Придерживаясь прагматического подхода, Ницше дал ему право быть «по ту сторону добра и зла». Но афоризм «падающего подтолкни» происходит не отсюда. Его не следует понимать в том упрощенном смысле, что не стоит помогать ближним. Так как автор испытал на себе влияние дарвинизма, он уверен, что самая действенная помощь ближнему – дать ему возможность достигнуть крайности, в которой можно будет положиться только на свои инстинкты выживания, чтобы оттуда возродиться, или погибнуть. В этом проявляется вера Ницше в жизнь, в ее способность самовозрождения и сопротивления всему роковому («То, что не убивает нас, делает нас сильнее»).

Сравнивая великого человека и последнего, автор проводит параллель к разнице алмаза и древесного угля. Они ведь суть одно и то же, состоят из углерода, но алмаз тверд и несгибаем, как воля стремящихся к пришествию сверхчеловека, а уголь мягкий и рассыпчатый, так как последний человек слаб и безволен. Завершая сравнение, Ницше горюет о том, что даже великие люди все еще слишком похожи на людей, то есть человек стоит в самом начале своего пути к обновлению.

Обновление должно произойти с помощью трех превращений. Первое превращение Верблюд. Он символ стойкости и выносливости. Человек должен противопоставить эти качества духу времени, выдержать все испытания, не сдавшись, не превратившись в маленького человека. Второе превращение Лев. Своей силой и яростью человек должен разрушить старые устои и традиции, а не разрушив старого, не получить нового. («Беззаботными, насмешливыми, сильными – такими хочет нас видеть мудрость, она женщина и всегда любит только воина»). Последнее превращение Ребенок. Он символ невинности, забвения, нового начинания, начального движения, так как Лев разрушитель не способен созидать, ему на смену приходит Ребенок.

Ницше провозглашает свободу смерти, лозунгом которой является слоган «Умри вовремя». Это подразумевает то, что смерть, как часть жизни, тоже должна быть подчинена цели. Человек должен ей управлять, он имеет на это право. То есть для Ницше Бог уже не владеет монополией на жизнь, ибо Бог умер. А человек подчиняя смерть идее сверхчеловека, на одре благословит клятвы больших людей быть верными своей цели.

Сверхчеловек освобождается не только от морали и религии, но и от авторитетов. Даже таких сильных как пророк сверхчеловека – Заратустра, который учит своих последователей: потеряйте меня и найдите самого себя. То есть каждый человек должен найти самого себя, принять себя.

Поиску себя мешают традиции, институты общества… Автор объявляет священников врагами сверхчеловека, ибо они проповедники медленной смерти, они служат мертвому Богу, и они лживы («Когда заповеди были особенно священны – на свете было больше всего грабежей и убийств»). С ними рядом стоят добрые и праведные. Это довольные и сострадательные горожане, «чья тетива разучилась дрожать и им не стать стрелами тоски». Они никогда не смогут стать мостом над пропастью, так как они довольны тем, что имеют. Аристократия тоже подвергается жесткой критике, поскольку кто как не они должны вести людей в светлое будущее, а они погрязли в пороках, в блуде и лжи, в корысти и лени.

В отличие от аристократии, Ницше возвышает простого крестьянина, который способен на перемены. У него есть воля и этим он силен. В подтверждение этой мысли, автор рассказывает нам о пастухе, в рот к которому заползла змея пока он спал, он откусил ей голову и отбросил прочь по подсказке Заратустры, таким образом, выжив. Этим Ницше обозначает главную свою идею: слушай Заратустру и будешь жить.







2024 © speleo96.ru.