Конспект урока по русскому языку на тему "фонетические единицы". Соотношение звука и буквы Алфавит и соотношение между звуками


Хотя графика изначально создавалась для закрепления ре­чи на письме, между буквами и звуками нет прямого (одно­значного) соответствия. Возможны несколько типов соотноше­ния между буквой и звуком.

1. Одна буква может обозначать только один звук. Напри­мер, буква й обозначает только звук «йот», буква у - только звук [у].

2. Одна буква может обозначать выступающие в разных по­зициях разные звуки. Например, буква о в слове городовой [гъръдаво;)] обозначает 3 разных звука - безударные гласные [ъ], [а] и ударный гласный ; буква б в слове рыба обозначает звонкий звук [б], а в форме Р. п. мн. ч. рыб - глухой звук [п]: [рып]. Буква е часто в печатных текстах используется не толь­ко в своем основном звуковом значении, но и заменяет букву ё, т. е. обозначает в подобном употреблении ударный звук [о] (принёс, лёд, вёл), а после гласной буквы или разделительных ъ и ь - сочетание (приём, подъём, вьётся).

3. Одна буква может обозначать сочетание двух звуков. На­пример, йотированные буквы, как уже говорилось выше, час­то обозначают сочетание согласного звука [j] и гласного звука: пою .

4. Буква может не обозначать ни одного звука, т. е. не иметь звукового значения. Это касается не только безгласных букв ъ и ь (подъезд, тетрадь), но и, например, так называ­емых непроизносимых согласных: чувство [чуствъ], сердце [с"эрцъ], солнце [сонцъ].

5. Сочетание двух букв в слове может обозначать один звук. Например, в слове считать две первые согласные буквы обозначают один долгий мягкий согласный звук: [ш"итат"]. Со­четание согласной буквы с мягким знаком обозначает один со­гласный звук: день [д"эн"], мышь [мыш].

6. Разные буквы могут обозначать один и тот же звук. Так, буквы т и д могут обозначать один и тот же звук [т]: тот [тот], год [гот].

Несмотря на особенности соотношения между буквами и звуками, для повседневной практики, не требующей точной фиксации всех особенностей звукового строя нашей речи, сов­ременная русская графика удобна.

Она позволяет достаточно точно представить на письме соотношение звуков русской речи и является хорошей базой для русской орфографии.

33. Транскрибируйте текст, разбив его на фонетические фразы и речевые такты. Выделенные слова разделите на слоги, охарактери­ зуйте каждый слог. Как называются буквы в выделенных словах (нужно дать индивидуальное название каждой буквы и указать, глас­ ная это буква, согласная или безгласная, если гласная - йотирован­ ная или нет) и каково их звуковое значение?

От кудрявых стружек тянет смолью, Духовит, как улей, белый сруб. Крепкогрудый плотник тешет колья, На слова медлителен и скуп (Н. Клюев).

34. Найдите в словах все согласные буквы. Укажите их индиви­ дуальные названия. Определите звуковое значение каждой согласной буквы.

Лай, щука, друг, поезд, шерсть, цех, мир, гриб, ёлка, чу­гун, плащ, сердце, счет; его (Р. и В. п.).

35. Назовите в выделенных словах все гласные буквы. Укажите, йотированной или нейотированной является каждая гласная буква. Определите ее звуковое значение.

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают -

значит - это кому-нибудь нужно?

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

Врывается к Богу,

боится, что опоздал,

целует ему жилистую руку,

чтоб обязательно была звезда! -

клянется -

не перенесет эту беззвездную муку!

Программа вступительных испытаний

Предмет: Русский язык

Тема 1. Звуки и буквы, их соотношение. Графика. Алфавит. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Употребление букв ь и ъ, их функции. Гласные и согласные звуки. Слог. Ударение. Гласные ударные и безударные. Глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные. Обозначение мягких и твердых, глухих и звонких согласных на письме. Элементарные сведения о фонетической транскрипции.

Тема 2 . Основные нормы русского литературного произношения .

Тема 3. Правописание гласных в корне.

Проверяемые безударные гласные. Непроверяемые безударные гласные. Чередующиеся гласные. Гласные после шипящих и после Ц.

Тема 4. Правописание согласных в корне.

Звонкие и глухие согласные. Двойные согласные в корне и на стыке корня и приставки. Непроизносимые согласные.

Тема 5. Разделительные ъ и ь.

Тема 6. Правописание приставок .

Приставки, оканчивающиеся на согласную. Приставка С-. Приставки, оканчивающиеся на З-. Безударные гласные в приставках. Приставки пре- и при- . Гласные ы - и после приставок.

Тема 7. Гласные е - о после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях разных частей речи.

Гласные е - о в суффиксах. Гласные е - о в окончаниях. Гласные после Ц.

Тема 8. Правописание имен существительных.

Падежные окончания существительных в единственном числе. Падежные окончания существительных во множественном числе. Окончания существительных после суффиксов.

Суффиксы существительных. Существительные с Н и НН.

Тема 9. Правописание имен прилагательных.

Падежные окончания прилагательных. Суффиксы прилагательных, образованных от имен существительных. Суффиксы прилагательных, образованных от глаголов.

Тема 10. Правописание сложных слов.

Сложные слова с соединительной гласной. Сложные слова без соединительной гласной. Сложные существительные (слитное/дефисное написание). Сложные прилагательные (слитное/дефисное написание).

Тема 11. Правописание имен числительных.

Количественные числительные. Порядковые числительные. Дробные числительные. Собирательные числительные.

Тема 12. Правописание местоимений.

Личные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения.

Тема 13. Правописание глаголов .

Личные окончания глаголов. Буква ь в глагольных формах. Суффиксы глаголов.

Тема 14. Правописание причастий.

Суффиксы причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Тема 15. Правописание наречий.

Гласные на конце наречий. Наречия, оканчивающиеся на шипящие. Отрицательные наречия. Дефисное/слитное написание наречий. Раздельное написание наречий и наречных сочетаний

Тема 16. Правописание предлогов.

Непроизводные предлоги. Производные предлоги и предложные сочетания. Слитное/раздельное написание предлогов.

Тема 17. Правописание союзов.

Слитное написание союзов. Раздельное написание союзов

Тема 18. Правописание частиц.

Раздельное написание частиц. Дефисное написание частиц. Правописание НЕ и НИ.

НЕ с именами существительными. НЕ с именами прилагательными. НЕ с именами числительными. НЕ с местоимениями. НЕ с глаголами. НЕ с причастиями. НЕ с наречиями. НЕ в составе союзов и союзных слов.

Разграничение НЕ и НИ.

Тема 19. Правописание междометий и звукоподражательных слов.

Тема 20. Употребление прописных букв.

Тема 21. Знаки препинания в конце и в начале предложения.

Знаки препинания в конце предложения. Вопросительный и восклицательный знаки внутри предложения.

Тема 22. Знаки препинания в простом предложении.

Тире между подлежащим и сказуемым. Соединительное тире. Выделительное тире.

Тема 23. Знаки препинания при однородных членах предложения.

Однородные члены, соединенные и не соединенные союзами. Однородные члены с обобщающими словами. Однородные и неоднородные определения. Однородные и неоднородные приложения.

Тема 24. Знаки препинания при повторяющихся членах предложения.

Тема 25. Знаки препинания при обособленных членах предложения.

Знаки препинания при обособленных определительных оборотах. Обособленные и необособленные согласованные определения. Знаки препинания при обособленных и необособленных приложениях.

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах. Деепричастные конструкции. Обстоятельства, выраженные существительными и наречиями.

Тема 26. Знаки препинания при ограничительно-выделительных оборотах.

Знаки препинания при оборотах со значением включения, исключения и замещения.

Тема 27. Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения.

Уточняющие члены предложения. Пояснительные члены предложения. Присоединительные члены предложения.

Тема 28. Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях.

Вводные слова, сочетания слов и предложения. Вставные конструкции.

Тема 29. Знаки препинания при обращениях, междометиях и частицах.

Обращения. Междометия и междометные предложения.

Знаки препинания при утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах.

Тема 30. Знаки препинания в сложном предложении.

Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение.

Бессоюзное сложное предложение.

Сложные синтаксические конструкции.

Тема 31. Знаки препинания при прямой речи и цитатах.

Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при цитатах.

Тема 32. Текст как единица речи. Стилистическая окраска текста.

Тема 33. Средства выразительности речи.

Тема 34. Культура речи .

Орфоэпические, грамматические, лексические нормы. Типы речевых ошибок.

1. Графема и буква. Состав современного русского алфавита. Названия букв. Характеристика русской графики. Соотношение букв и звуков: от звука к букве и от буквы к звуку.

2. Обозначение на письме фонемы . Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Значения букв ь и ъ. Соотношение букв а–я, о–е, у–ю, и–ы. Особое соотношение букв э–е; различные функции этих букв после букв согласных и во всех остальных случаях.

3. Буквы для обозначения гласных после шипящих и ц; написание и после ш и ж, написание а, у после ч и щ.

Литература

I. 9, 12, 19, 22, 36.

II. 45, 61, 64, 65, 66.

Алфавит, вампум, глаголица, графема, графика, демотическое письмо, идеограмма, идеография, иератическое письмо, иероглиф, кипу, кириллица, клинопись, консонантное письмо, латинизация письменности, латинский алфавит, пиктограмма, пиктография, письменная речь, письменность, письмо, прописные буквы, силлабическое письмо, слоговое письмо, слоговые буквы, прописные буквы, фонография,

1. Какие буквы русского алфавита имеют имена в виде закрытых слогов? Какой тенденцией фонетики русского языка можно объяснить появление у этих букв разговорных вариантов имени (АР) ? (60, 66)

2. Существует два способа чтения аббревиатур: буквенный и звуковой. Прочитайте слова, затранскрибируйте их и разделит на слоги. Совпадают ли они с именами букв (АР) ?

СССР, ВЛКСМ, ГУМ, МТС, ЖСК, МГУ, ПТУ, ФЗУ, РКИ, ТЮЗ, БДТ, ФПК, МРТЗ, МФТИ, МИМО, УДН, МГПИ, МИСИ, МАДИ, ГЭС, СЭВ, ФБР, КВН, США, нэп (60, 66).

3. Все буквы русского алфавита делят на гласные и согласные в зависимости от их функции. Можно ли назвать гласными буквами Я, Е, Ё, Ю (АР) ? (60, 67)

4. Одинакова ли функция буквы Е в русском и латинском алфавитах (АР) ? (60, 67)

5. Обратите внимание на выделенные фонемы в данных словах. Как изменится фонетический состав слова и его графическая передача, если заменить в фонемном составе слова твердую фонему на мягкую 1) перед гласной, 2) перед согласной, 3) на конце слова?

М ол, с ок, п ыл, в ол, п альцы, н ос, т омный, л ог, м эр, т орта, м ышка, ш ок, гр об, м ода (АР) .

Пыл , мол , мел , пар , вон , ест , куш , мест , лез , граб , част , плюш .

Бан ка, сан ки, вол на, гор кой, пол ка, зор ки (СР) (60, 67).

6. Каким способом передается на письме мягкость / твердость согласных фонем? Одинаков ли этот способ для всех позиций? Есть ли фонемы, имеющие особый способ передачи на письме этого признака? Какая буква русского алфавита передает не фонему, а только признак фонем? Каким способом передается противоположный признак фонемы (АР) ? (60, 67)

7. Выделите в тексте разные способы обозначения мягкости, а также случаи, где мягкость не обозначается, разграничивая отступления от слогового принципа русской графики от случаев, где мягкость согласного обусловлена ассимиляцией следующему мягкому согласному (СР) .

Жара заставила нас, наконец, войти в рощу. Я бросился под высокий куст орешника, над которым молодой клен красиво раскинул свои лёгкие ветки… Я лег на спину и начал любоваться мирной игрой перепутанных листьев на далеком светлом небе. Удивительно приятное занятие лежать на спине в лесу и глядеть вверх! Вам кажется, что вы смотрите в бездонное море, что оно широко расстилается под вами, что деревья не поднимаются от земли, но, словно корни огромных растений, опускаются, отвесно падают в те стеклянно-ясные волны; листья на деревьях то сквозят изумрудами, то сгущаются в золотистую, почти черную зелень (И.С. Тургенев). (55, 73)

8. Данные цепочки слов на письме различаются лишь гласной буквой. Каково различие в фонемном составе этих слов? Когда при мене гласных букв меняются гласные фонемы, а когда – согласные?

Так – ток – тук – тик – тюк – тёк, вол – вал – вёл – вял – выл – вил, лук – лак – люк – лик – лык, сок – сук – сак – сёк (АР) .

Был – бал – бил – бел, мэр – мор – мер – мир, бык – бак – бок – бук – бек, нос – нас – нёс (СР). (60, 67)

9. В данном тексте укажите для каждой буквы, в основном или второстепенном значении она выступает. Укажите, какое значение имеют буквы Я, Ю, Ё, Е (когда они обозначают сочетание йота с гласной, когда гласный и мягкость предшествующего согласного) и от каких условий это зависит (АР) .

Помнится, я видел однажды, вечером, во время отлива, на плоском песчаном берегу моря, грозно и тяжко шумевшего вдали, большую белую чайку: она сидела неподвижно, подставив шелковистую грудь алому сиянью зари, и только изредка медленно расширяла свои длинному крылья навстречу знакомому морю, навстречу низкому, багровому солнцу: я вспомнил о ней, слушая Якова. (И.С. Тургенев) (55, 71)

10. В данном тексте укажите для каждой буквы, в основном или второстепенном значении она выступает (СР) .

Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. Вы едете по зеленой, испещренной тенями дорожке. (И.С. Тургенев) (55, 73-74)

11. В данных строка И. Анненского найдите все случаи реализации фонемы . Какими буквами передана эта фонема? Все ли способы передачи соответствуют правилам русской графики? Объясните случаи употребления Ь. Всегда ли его появление продиктовано правилами русской графики (АР) ?

Я полюбил безумный твой порыв,

Но быть тобой и мной нельзя же сразу,

И, вещих снов иероглифы раскрыв,

Узорную пишу я четко фразу.

Ты говоришь… Вот счастье бьётся

К цветку прильнувшее крыло,

Но миг – и ввысь оно взовьётся

Невозвратимо и светло.

А сердцу, может быть, милей

Высокомерие сознанья,

Милее мука, если в ней

Есть тонкий яд воспоминанья (60, 68).

12. Как изменится фонемный и фонетический состав данных слов, если из их написания убрать Ь? В каких позициях Ь не передает ни признака, ни фонемы? В каких словах наличие Ь зависит только от правил русской орфографии (СР) ?

Стань, ель, месть, есть, пусть, моль, вонь, топь, гробь, весь, путь.

Галька, банька, зорькой, вольна, Волька.

Польёт, семья, ульи, гостья, кутья, третьи, молью, рысьи.

Рожь, плачь, ночь, ложь, тушь, ешь, режь, мочь, мощь, сушь (60, 68-69).

13. Приведите примеры на соответствие между звуковой моделью слова и графической: 1) 4 звука – 3 буквы, 2) 3 звука – 4 буквы, 3) 3 звука – 3 буквы, но без прямого соответствия между звуком и буквой. Какие из данных примеров не отвечают ни одной из перечисленных схем (СР) ?

Яма, ещё, юла, ест, грамм, ель, мель, галл, балл, режь, игра, кросс, имя (60, 69).

14. В данном тексте укажите все случаи отступления от слогового принципа русской графики: одной чертой, когда за буквой, обозначающей мягкий согласный, следует буква, не обозначающая мягкости предшествующего согласного; двумя чертами, когда за буквой, обозначающей твердый согласный, следует мягкий знак или гласная буква, обозначающая мягкость.

Но зной нестерпим по-прежнему. Он как будто висел над самой землей густым тяжёлым слоем; на тёмно-синем небе, казалось, крутились какие-то мелкие, светлые огоньки сквозь тончайшую, почти чёрную пыль, всё молчало; было что-то безнадежное, придавленное в этом глубоком молчании обессиленной природы (АР) .

Я вышел. Заря уже давно погасла, и едва белел на небосклоне ее последний след; но в недавно раскаленном воздухе сквозь ночную свежесть чувствовалась ещё теплота… Ветра не было, не было и туч; небо стояло кругом всё чистое и прозрачно-темное, тихо мерцая бесчисленными, но чуть заметными звёздами (И.С. Тургенев) (СР) . (55, 72)

15. Распределите написания на: 1) определяемые произношением и 2) не определяемые произношением: а) косвенно определяемые (проверяемые) и совсем неопределяемые (беспроверочные) (АР) .

Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой… Сердце то вдруг задрожит и забьется, страстно бросится вперед,то безвозвратно потонет в воспоминаньях (И.С. Тургенев). (55, 74)

16. Распределите написания на: 1) определяемые произношением и 2) не определяемые произношением: а) косвенно определяемые (проверяемые) и совсем неопределяемые (беспроверочные) (СР) .

В избах красным огнем горят лучины, за воротами слышны заспанные голоса. А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют; предрассветный ветер подул, - и тихо всплывает багровое солнце (И.С. Тургенев). (55, 74)

17. Понаблюдайте за различием средств передачи значений, которыми располагает устная и письменная речь. В приведенных примерах выделите случаи, кода два сравниваемых предложения различаются в значении и произношении, но совпадают на письме, а когда они оба совпадают в произношении, но различаются на письме. Установите разницу в их значении.

Помощь батареи была своевременна. Помощь батарее была своевременна.

Вдали показался Орел. Вдали показался орел.

Опять удивило его лицо вошедшего. Опять удивило его лицо вошедшего.

Нельзя не восхищаться Анной Карениной. Нельзя не восхищаться «Анной Карениной».

Ты лучше напиши! Ты лучше напиши!

В чугун печальный сторож бьет (М.Ю. Лермонтов). В чугун печальный сторож бьет.

Мальчик остановился у дома великана. Мальчик остановился у дома-великана.

Луна спокойно с высоты над Белой Церковью сияет (А.С. Пушкин). Луна спокойно с высоты над белой церковью сияет.

Я, беззаботливый душою, вострепещу ль перед судьбою (Е. Баратынский)? Я беззаботливой душою вострепещу ль перед судьбою? (АР)

Игрушкой золотой он [кинжал] блещет на стене, увы, бесславный и безвредный (М.Ю. Лермонтов). Игрушкой золотой он [кинжал] блещет на стене, увы, бесславной и безвредной.

И были все ее черты исполнены той красоты, как мрамор, чуждой выраженья… (М.Ю. Лермонтов). И были все ее черты исполнены той красоты, как мрамор, чуждый выраженья…

Он просто рассказал мне всё. Он просто рассказал мне всё.

Она не из Нежина. Она не изнежена.

От сестры-пианистки она привезла ноты. От сестры пианистки она привезла ноты.

Прочтите повесть «Вокруг света на «Коршуне». Прочтите повесть «Вокруг света на коршуне».

Гранильщик Алмазов перевыполнил заданье на сто процентов. Гранильщик алмазов перевыполнил заданье на сто процентов.

Вчера вернувшийся брат отправился на работу. Вчера вернувшийся брат отправился на работу. (СР) (55, 79-80)

ПРЕДМЕТ ФОНЕТИКИ.

ОСНОВНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ

ФОНЕТИКА – раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка. Фонетика представляет собой определенную систему, включенную в общую систему языка. Это подуровень общей языковой системы, неразрывно связанный со всей системой, так как основные единицы языка – слова, морфемы, словосочетания, предложения, представляющие более высокие уровни, - являются знаками . Ведь помимо смысловой стороны – обозначаемого (значения ), все они имеют и материальную сторону, доступную органам чувств - обозначающее (звуки и их сочетания). Между обозначаемым и обозначающим существует условная (не природная, не естественная) связь. Так, слово мечта имеет материальное выражение – это сочетание пяти звуков, служащее для выражения значения «нечто, созданное воображением, мысленно представляемое». Предметом фонетики является матеральная (звуковая) сторона языка.

Задача фонетики – изучение способов образования (артикуляции) и акустических свойств звуков, их изменения в речевом потоке. Изучать фонетику можно с разными целями и разными методами. В зависимости от этого различают общую фонетику, описательную фонетику, сопоставительную фонетику, историческую фонетику, экспериментальную фонетику.

Общая фонетика на материале различных языков рассматривает теоретические вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой системы языка к его грамматической системе.

Описательная фонетика исследует звуковой строй конкретного языка в синхронном плане, т.е. на современном этапе развития языка.

Сопоставительная фонетика объясняет явления в области звукового строя, обращаясь к материалу родственных языков.

Историческая фонетика прослеживает становление фонетических явлений на протяжении более или менее длительного периода времени, изучает изменения фонетической системы, произошедшие на определенном этапе их развития, т.е. изучает фонетику в диахроническом плане.

Экспериментальная фонетика является частью общей фонетики, изучает звуковую сторону языка инструментальными методами.

Таким образом, фонетика современного русского языка – это описательная фонетика, так как фонетические явления рассматриваются на определенном этапе развития языка, в данный момент времени.

Всефонетические единицы языка - фразы, такты, фонетические слова, слоги, звуки – связаны между собой количественными отношениями.

Фраза самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других таких же единиц паузой. Фраза не всегда совпадает с предложением (предложение может состоять из нескольких фраз, а фраза – из нескольких предложений). Но даже если фраза совпадает с предложением, то все равно одно и то же явление рассматривается с разных точек зрения. В фонетике обращается внимание на интонацию, паузы и т.д.

Интонация совокупность средств организации звучащей речи, отражающих ее смысловую и эмоционально-волевую стороны, которые проявляются в последовательных изменениях высоты тона, ритма речи (соотношения сильных и слабых, долгих и кратких слогов), темпа речи (ускорении и замедлении в протекании речи), силы звучания (интенсивности речи), внутрифразовых пауз, общего тембра высказывания. С помощью интонации производится членение речи на синтагмы.

Синтагма объединение двух или нескольких фонетических слов из состава фразы. Например: Увидимся завтра I вечером. Увидимся I завтра вечером. В данных предложениях паузой отделены синтагмы. Надо отметить, что термин «синтагма» понимается учеными по-разному. Академик В.В.Виноградов, в частности, отграничивает синтагму от речевого такта как интонационно оформленную семантико-синтаксическую единицу речи, вычленяемую из состава предложения

Речевой такт часть фразы, объединенная одним ударением, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности (за исключением последнего). Например: В час испытанья / поклонимся отчизне/ по-русски/ в ноги. (Д. Кедрин).

Фонетическое слово - часть речевого такта (если фраза делится на такты) или фразы, объединенная одним ударением. Фонетическое слово может совпадать со словом в лексическом и грамматическом понимании этого термина. Фраза имеет столько фонетических слов, сколько в нем ударений, т.е. чаще всего знаменательные слова выделяются в отдельные такты. Так как некоторые слова не несут ударения, то нередко фонетических слов меньше, чем лексических. Как правило, неударяемыми являются служебные части речи, но могут оказаться в неударном положении и знаменательные слова:

. Слова, не имеющие ударения и примыкающие к другим, словам называются клитиками . В зависимости от того, какое место они занимают по отношению к слову, имеющему ударение, различают проклитики и энклитики. Проклитиками называют безударные слова, стоящие впереди ударного, к которому они примыкают: , энклитиками - безударные слова, стоящие после ударного, к которому они примыкают:, . В качестве проклитик и энклитик обычно выступают служебные слова, однако энклитикой может оказаться и знаменательное слово, когда предлог или частица принимает на себя ударение: по ´ воду [по´въду].

Слог - часть такта или фонетического слова, состоящая из одного или нескольких звуков, соединение наименее звучного звука с наиболее звучным, являющимся слоговым (см. раздел «Слогоделение. Типы слогов»).

Звук - наименьшая единица речи, произносимая за одну артикуляцию. Мы также можем определить звук как мельчайшую фонетическую единицу, выделяемую при последовательном членении речи.

Звуки речи - наименьшие звуковые единицы, которые мы слышим и произносим.

Буквы - условные графические знаки, которые выражают звуки речи на письме.

Гласные звуки под ударением произносятся отчетливо и ясно, в безударных словах неясно, поэтому в безударных слогах гласные буквы и звуки могут не совпадать: тОвар - т[А]вар.

Йотированные буквы е, ё, ю, я не являются звуками. Эти йотированные буквы обозначают:

  • один звук после мягкого согласного: [э] ([м’эл]); [о] ([л’от]); [у] ([л’ук]); [а] ([м’ач’]);
  • два звука:

      а) в начале слова ([й’ама]);
      б) после ь и ъ ([п’й’ут]);
      в) после гласного звука ([пай’уг]).

Звучание и написание звонких и глухих согласных совпадает в сильной позиции:

  • перед гласными: борода;
  • перед звонкими согласными: смола.

В слабой позиции парные звонкие и глухие согласные оглушаются или озвончаются.

Звонкие и глухие согласные могут оглушаться и озвончаться.

Оглушение происходит:

  • на конце слова: лоб [лоп];
  • перед глухими согласными: лодка [лотка].

Озвончение наблюдается перед звонкими согласными: молотьба [малад’ба].

Запомните:

  • ь и ъ не являются звуками;
  • удвоенные согласные произносятся как один долгий звук (касса [к а С а]);
  • сочетание тс дает звук [ц] (нравится [н р а в’ и ц а]);
  • буквенное сочетание сч дает звук [щ’] (считать [щ’ и т а т’]).
  • В русском языке в некоторых сочетаниях согласных (стн, здн, стл, лнц, рдц ) происходит выпадение звука, такие выпадающие звуки называются непроизносимыми согласными.

Различайте:

    блеснуть - блестеть
    косные (взгляды) - костный (бульон)
    участвовать - чувствовать
    яства (ясти - есть) - явственный (явь)
    шествовать (по улице) - шефствовать (над кем-то)
    ровесник - сверстник
    искусный (умелый) - искусственный
    лестница - но: лесенка

Тест

1. В каком ряду во всех словах произносится звук [С]?

    а) образ, глаз, матрас
    б)здоровье, косьба, трасса
    в) массовый, корыстный, сделать
    г) сбросить, вывоз, дрозд

2. В каком ряду во всех словах произносится звук [Т]?

    а) огород, склад, брод
    б) местный, демократия, тонус
    в) опасный, тревожный, разъезд
    г) трогательный, теннисный, проезд

3. Укажите, в каком ряду во всех словах встречаются непроизносимые согласные.

    а) лестница, явственный, лестный
    б) костный (бульон), поздний, праздник
    в) яства, блеснуть, бессловесный
    г) искусный, страстный, чествовать

4. Укажите, в каком ряду во всех словах происходит озвончение.

    а) женитьба, сбежать, сделать
    б) сделка, сбрить, съезжать
    в) здесь, кувшин, ловкий
    г) сдобный, сберкасса, сброшюровать

5. Укажите, в каком ряду во всех словах происходит оглушение.

    а) много дров, гадкий, робкий
    б) порог, сладкий, ландшафт
    в) берег, дворняжка, рентген
    г) флаг, стружки, блюдце

6. Укажите, в каком ряду е, ё, ю, я обозначают один звук.

    а) люк, каюта, яма
    б) яркий, поёт, съёмка
    в) ключ, лещ, песня
    г) щавель, пьеса, консьержка

7. В каком ряду во всех словах есть ударный гласный [О]?

    а) елка, поем, кует
    б) добела, съемный, увлечен
    в) дожить, перченый, льет
    г) чопорный, освещенный, взбалмошный

8. В каком ряду во всех словах встречается звук [Ц]?

    а) цапля, увлекаться, прислоняться
    б) куцый, цилиндр, сердце
    в) рассердиться, жаловаться, циновка
    г) цельный, консультация, цитировать

9. Укажите слова, в которых звуков больше, чем букв.

    а) восторженный
    б) успокоиться
    в) путешествие
    г) объедение

10. Укажите слова, в которых букв больше, чем звуков.

    а) девятьсот
    б) премьера
    в) неуместный
    г) улыбаться

Ключи к тестам







2024 © speleo96.ru.