Кунсткамера: история создания. Первый музей России


Кунсткамера — это первый музей, открытый на всеобщее обозрение. Создан он был по приказу Петра I в Санкт-Петербурге в начале 18 столетия с целью собрать и исследовать рожденные как природой, так и деятельностью человека раритеты.

Как появилась Кунсткамера?

Кунсткамеры появились в европейских странах еще в 15-16 вв., в эпоху Возрождения, когда стал расти интерес людей к новым научным знаниям и уникальному прошлому. Здесь собирали коллекции редких и неординарных находок, привезенных экспедициями, а также интересные древние инструменты, бытовые предметы, оригинальные произведения декоративного искусства. Все эти коллекции собирались с целью удивить и поразить посетителей. Чаще всего такие кунсткамеры были организованы при княжеских домах, чтобы демонстрировать гостям «ученость» владельцев.

По легенде, однажды, прогуливаясь по берегу Невы, Петр Первый увидел не совсем обычную сосну, ветвь которой вросла в ствол. Это происшествие и подтолкнула царя к идее создания коллекции («собрание диковинок» — пер. с нем.), причем музей (Кунсткамера) должен был строиться именно на месте этой сосны (которую сохранили в виде экспоната), на Стрелке Васильевского острова.

Создание первой коллекции

Петр I приказал приносить любые выявленные подтверждения анатомического уродства в аптеку Роберта Арескина в Москве. И вот со всех окраин России стали привозить различные находки, так было положено начало коллекции. Примечательно, что за них даже платили деньги из государственной казны, а несообщение о наличии интересного раритета каралось штрафом.

Цель государя России отличалась от побуждений владельцев европейских коллекций — он приобретал и собирал экспонаты для просвещения своих сограждан. Первые диковинки были им приобретены еще в 1697 г. в Голландии: чучела птиц и рыб, засушенные насекомые и заспиртованные уродцы. Тогда же Петр I приобрел и уникальный рецепт, помогающий с помощью бальзамирования сохранять для истории трупы.

Кунсткамера: история создания

В 1714 году коллекция раритетов государя была перевезена из столицы в Летний дворец в Петербурге и получила название на немецкий мотив — Куншткамера. Этот год и считается официальной датой основания музея. Первая кунсткамера была насыщена живыми экспонатами — монстрами, а также карликами и великанами, которые были вынуждены жить при музее. Первые смотрители музея — Р. Арескин и И. Шумахер.

Спустя 4 года экспонаты были перевезены в Кикины палаты, так как во дворце уже не оставалось места. После переезда музея коллекция стала открытой для всех желающих, а Петр I даже иногда самолично проводил в ней экскурсии для иностранных послов и русских вельмож.

Здание музея строилось с 1718 г. по проектам нескольких сменяющих друг друга архитекторов, достраивал его уже после смерти Петр I М. Земцов, а украшением строения служили 12 деревянных скульптур мастера Коха, которые олицетворяли науки.

В 1735 г. музей Кунсткамера был перенесен в это здание вместе со всеми экспонатами. Вход был бесплатным, а в качестве угощения предлагалось «искушать кофе да цукерброды».

Первые «кабинеты» кунсткамеры, создание музеев

К началу 40-х годов 18 века музей (Кунсткамера) состоял из 4 «кабинетов»:

  1. «Натур-камера», где находились раритеты по естествознанию.
  2. «Мюнцкамера» содержала коллекцию старинных монет.
  3. Непосредственно «Кунсткамера» представляла редкости прикладного искусства и особенностей быта различных народов.
  4. «Кабинет Петра Великого», где находились вещи, принадлежащие лично самому государю.

В 1747 г. в здании случился огромный пожар, и часть коллекции погибла. Восстановить потерянные экспонаты удалось только к 1766 году. Позднее неоднократно проводились дополнительные надстройки и усовершенствования здания музея. Спустя 200 лет была наверху пристроена армиллярная сфера, символизирующая модель Солнечной системы (арх. Р. Каплан-Ингель).

В конце 18 — начале 19 вв. коллекция музея обогатилась находками не только русских ученых, но и иностранных. Это были экспонаты, привезенные из научных экспедиций капитана Кука (Полинезия) и Миклухо-Маклая (Новая Гвинея), материалы экспедиций по Сибири и Камчатке, антарктических путешествий и другие.

В 1830-х годах Кунсткамера (Санкт-Петербург) была разделена на несколько отдельных музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический, Египетский и Азиатский, а также «Кабинет Петра Первого». Они размещались в двух зданиях.

В 1878 г. два музея объединили в один, а в 1903 г. ему присвоили имя его основателя. Так он теперь и называется — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого, который содержит все собранные научные экспонаты о происхождении человека и различных видах культур.

Современные залы Кунсткамеры

Современная Кунсткамера — это музей, коллекция которого сильно отличается от первой, созданной самим Петром I 300 лет назад, хотя некоторые экспонаты сохранились и до наших дней. Побывав в музее, турист узнает о происхождении и развитии человека, о зарождении и разнообразии рас на Земле. В нем представлены одни из самых богатых коллекций всего мира, которые отражают быт и традиции народов разных уголков:

  • Северной Америки — раздел посвящен быту алеутов и эскимосов. Представлены различные композиции их ритуальных танцев: вызов дождя, солнца, урожая, лечение больных шаманом и многие другие.
  • Океании, Индии и Индонезии — представлены экспонаты, привезенные с этих континентов: резное дерево, театр марионеток, давние театральные костюмы и разнообразные маски; в Индонезийском зале можно увидеть кинжалы-крисы.
  • Китая, Монголии и Японии — здесь выставлены предметы прикладного искусства этих стран (курильницы, статуэтки, предметы одежды и обуви, заводные игрушки, этнографический манекен и др.).
  • Австралии.

Музей М. В. Ломоносова

Еще один музей Кунсткамеры, расположенный в башне здания, посвящен гениальному русскому ученому-естествоиспытателю и поэту Ломоносову, который работал в этом учреждении в середине 18 века (с 1741 по 1765 г.). Сегодня здесь можно найти его личные вещи, научные приборы, которыми он пользовался во время своих экспериментов, карты, а также различные литературные произведения и труды.

Интересны будут собранные ученым старинные книги, произведения живописи и скульптуры, предметы мебели и декоративно-прикладного искусства.

Готторпский глобус

Расположен наверху здания. Его история очень примечательна: изготовлен он был в 17 в. механиками и граверами из Гольштейнского герцогства, а затем преподнесен Петру Первому в виде дипломатического подарка. Государь привез его в Петербург, и в 1726 г. его установили на 3 этаже здания Кунсткамеры. Это был огромный шар диаметром 3,1 м, снаружи размещалась карта Земли, а внутри — звездное небо. Чтобы попасть туда, нужно было пройти через специальный люк.

После ужасного пожара глобус-планетарий сильно пострадал, практически остался один каркас и детали из металла. К счастью, в 1750-х годах удалось сделать вполне удачную его копию. Во время войны глобус, как большую ценность, даже вывозили на период блокады Ленинграда, чтобы сохранить для музея. Сегодня этот удивительный экспонат можно найти на 5-м этаже музея.

Кунсткамера — это удивительное место, где выставлено множество уникальных экспонатов. Расскажем о некоторых самых интересных, о которых ходят легенды:

  1. Скелет слуги. В начале 18 века во Франции Петр I увидел человека-великана (2,3 м). Звали его Николай Буржуа. Государь привез его в Россию и нанял на должность личного лакея. Когда же француз умер, то его останки были переданы в Кунсткамеру. Во время пожара череп пропал, и на его место закрепили другой. С тех пор говорят, что скелет Н. Буржуа ходит ночью по музею в поисках своей головы.
  2. Пропавшая голова Марии Гамильтон. Мария Гамильтон — английская шпионка и детоубийца. Ее голова хранилась в Кунсткамере, откуда и была похищена вместе с колбой со спиртом, в которой находилась. В похищении обвинили моряков-англичан, которые как раз стояли в петербургском порту. Они пообещали вернуть останки черепа, но так этого и не сделали и уплыли. Через год англичане прислали для музея три головы в знак извинения.
  3. Живые экспонаты. Как уже говорилось ранее, некоторые экспонаты Кунсткамеры были живыми. Вот, например, Федор Игнатьев — человек очень маленького роста (не больше 130 см), у которого к тому же на руках и ногах имелось всего по два пальца.
  4. Флейта. Один из самых интересных экспонатов музея — флейта, изготовленная из бедренной кости человека. Этот музыкальный инструмент сделал монгольский шаман и использовал при ритуалах, связанных с общением с духами.
  5. Анатомическая коллекция Рюйшаколлекция, собранная голландским профессором, считается одной из самых известных и ценных, которыми славится Кунсткамера (Санкт-Петербург). Она состоит из младенцев и их разных частей тела (937 единиц). Рюйш собирал ее 50 лет, а чтобы уговорить голландца передать её, Петр Великий потратил практически 20 лет и в 1717 г. приобрел ее, обещая Рюйшу, что сохранит такое необычное собрание для потомков.

Заключение

Кунсткамера — это поистине удивительный музей. Некоторые его экспонаты поражают, другие пугают своей уродливостью. Здесь можно найти заспиртованных младенцев, людей с разнообразными аномалиями и животных (например, лисицу с двумя головами). О Кунсткамере и ее экспонатах ходит очень много легенд. Этот музей — место, которое действительно стоит посетить.

Однажды, согласно легенде, прогуливаясь по Васильевскому острову Пётр I наткнулся на две необычные сосны. Ветвь одной из них вросла в ствол другой так, что было совершенно невозможно определить, какой из двух сосен она принадлежит. Такой раритет будто бы и подсказал Петру I место для строительство первого музея в России - Кунсткамеры. На Васильевском острове находится строгое увенчанное башней здание, которое называют Кунсткамерой. На здании мраморные мемориальные доски, из надписей на которых вы узнаете что это - одно из старейших зданий Санкт-Петербурга. Его построили уже в 1728 году, а город начинался только в 17О3-м. В этом здании, работал великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов, титан русской и мировой науки.
Петр 1, сооружая новую столицу на берегах Невы, замыслил именно Васильевский остров сделатьь центром столичного города. Вот потому здесь и возводились: Двенадцать коллегий - правительственные учреждения, здание с башней – Кунсткамера - первый российский музей для «поучения и знания о живой и мертвой природе, об искусстве человеческих рук», учреждение, с
которого началось музейное дело в России. Да и не только музейное. Кунсткамера положила начало и некоторым исследовательским институтам в России.
Стрелка Васильевского острова не стала центром столицы, но она на многие годы стала центром русской науки… И поныне здесь, в академических институтах и музеях, в университете, царствует наука.


Комплекс зданий, в котором располагается Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН – МАЭ РАН, это историческое здание Кунсткамеры и пристроенный к нему в XIX в. так называемый «Музейный флигель». Основное здание Музея антропологии и этнографии – выдающийся образец барокко петровской эпохи. Это самое старое музейное здание в мире.
Выбор места для нового здания, по преданию, был сделан непосредственно Петром I. Его внимание привлекли две сосны, росшие на диком берегу Невы. Петр приказал осторожно срубить эти деревья с причудливо переплетенными и вросшими в ствол сучьями, а наиболее курьезные части их передать в Кунсткамеру. Этот один из самых ранних экспонатов Кунсткамеры и сегодня можно увидеть в экспозиции музея. На месте, где росли деревья, было решено заложить фундамент для постоянного здания Музея. Размеры задуманной постройки по тому времени были необычайно велики: длина ее достигала без малого 100 м (97.2 м), а ширина равнялась 15 м. Петр I интересовался состоянием постройки и неоднократно торопил ее окончание. Однако при его жизни здание достроено не было. К началу 1725 г. были возведены лишь стены. Кладка башни, венчавшей здание, и внутренняя отделка были осуществлены Академией уже после смерти царя-реформатора.
Первоначальный проект здания был составлен архитектором Георгом Иоганном Маттарнови, начавшим постройку, но не закончившим ее (1718–1719). После смерти Маттарнови работами руководил Николай Федорович Гербель (1719–1724), несколько видоизменивший проект. Так, оконные проемы украшались кирпичной кладкой, что выглядело богаче, но не соответствовало тому, что было на первоначальном чертеже. Нижний остов башни из двухэтажного стал трехэтажным. При Гербеле здание было выстроено вчерне, с незаконченной башней, в кладке которой появились угрожающие трещины.
Сменивший Гербеля итальянский архитектор Гаэтано Киавери (1724–1727), обнаружив дефекты в башне, настоял на создании комиссии, в которой приняли участие известнейшие архитекторы того времени Доменико Трезини, Михаил Земцов и ряд других зодчих. По предложению комиссии башня была разобрана. Г. Киавери составил новый проект оформления здания. Облик всей башни резко меняется. Нижняя объемная часть становится выше. Вместо четырех павильонов вокруг цилиндра башни появляется легкая колоннада. Высота цилиндрической части башни увеличивается. Наконец, башня увенчивается вышкой с установленной на ней астрономической (армиллярной) сферой.
Указанный вариант оформления башни является последним из нескольких выполненных Г. Киавери по требованию известного астронома Делиля, приглашенного Петром для работы в обсерватории. По проекту Г. Киавери над боковыми ризалитами по фасаду со стороны набережной вместо скромной балюстрады появились вычурные барочные фронтоны с богатой скульптурой на академические мотивы. Г. Киавери не достроил вышку башни, которую по его проекту завершил в 1734 г. архитектор Михаил Земцов.
Одновременно М. Земцов заканчивал верхнюю часть башни, увенчанную сферой. Кроме того, в 1735 г. из липового дерева мастером Кохом (вероятно по рисункам М. Земцова) были выполнены скульптуры, установленные в нишах северного и южного фасадов. Двенадцать статуй олицетворяли собой разные науки.


Круглый зал первого этажа предназначался для Анатомического театра, в зале же третьего этажа был установлен «славный Готторпский глобус», переданный академии наук по сенатскому указу от 30 сентября 1725 г..
Здание значительно пострадало во время пожара 1747 г. В последующие годы оно было восстановлено С.И. Чевакинским без верхнего яруса башни. Одновременно производились работы по укреплению берега, близость которого к зданию Кунсткамеры давно вызывала опасение архитекторов. В бурную погоду волны Невы достигали ее фундамента и подмывали его. В результате работ по укреплению берег Невы был отодвинут от здания Кунсткамеры на 5 м. От стрелки Васильевского острова до 7-й линии появилась деревянная, из половинчатых бревен, набережная, а перед академическими домами выросли на высоких сваях 2 новые нарядные пристани
Первоначальный облик был возвращен зданию только в 1948 г., когда башню увенчала знаменитая армиллярная сфера (проект Р.И. Каплан-Ингеля). Капитального ремонта здания не проводилось с середины XVIII в., поэтапный ремонт и реконструкция здания были начаты лишь в 1998 г. и из-за недостаточного финансирования они далеки от завершения.
В 1887 г. Музею было предоставлено сравнительно просторное выставочное помещение, состоящее из двух залов (архитектор Р.Р. Марфельд) в здании, пристроенном перпендикулярно зданию Кунсткамеры. В этом помещении 23 сентября 1889 г. и открылась первая экспозиция объединенного Музея антропологии и этнографии. В 1912 г. над Музейным флигелем был надстроен третий этаж.


Пётр I во время «великого посольства» в 1697-1698 годах осматривал крупные преуспевающие города Голландии и Англии. Увидел и заморские кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. На страницах дневника, который приказал вести Пётр, часто мелькает восклицание «зело дивно!». Есть запись и о новейшей науке анатомии: «Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, - сердце человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, - как нитки…». Петра очень заинтересовали подобные новшества и царь, не скупясь, закупал целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости. Эти предметы и легли в основу «государего Кабинета», а потом и Петровской Кунсткамеры.
Вернувшись в Россию, Пётр занялся обустройством русского «кабинета редкостей». Распорядившись перенести столицу России из Москвы в Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев Кабинет». Вся коллекция была размещена в Летнем дворце. Помещение было названо на немецкий манер Куншткамерой, то есть «кабинетом редкостей». Событие это произошло в 1714 году и стало считаться датой основания музея.
Хранение этих экспонатов, было доверено президенту Аптекарской канцелярии Роберту Арескину. Иоганн Шумахер был назначен на специальную должность - «надсмотритель редкостей и натуралиев». Этот музей назвали кунсткамерой, но в то время, он был недоступен для всеобщего обозрения.
Только в 1719 году, некоторые коллекции кунсткамеры, были показаны публике. Основным источником пополнения коллекций, были «Академические экспедиции» первой половины XVIII века. Так же, по распоряжению Петра I редкости покупали в разных странах Европы. В коллекции, которая была показана публике, было множество различных животных, а так же живые экспонаты. Это были люди - уроды, карлики, великаны и монстры.
В 1727 году, кунсткамера переместилась в новое место. Здание было построено по приказы Петра I, и посещение этого музея в то время было бесплатным. Петр считал, что посетители должны быть угощены «кофе и цукербродами», ради этого, он выделил из казны определенную сумму на эти угощения. Так же, посетителей угощали закусками и венгерским вином. В кунсткамере существовали служащие, которые показывали посетителям экспонаты и рассказывали об их происхождении. Посетители всегда с большим желанием ходили в этот музей, и есть свидетельства, которые говорят о том, что в кунсткамере всегда было много разного народа. В 1741 году, издали двухтомный каталог, где были опубликованы все экспонаты кунсткамеры с их полным описанием.


Большая часть анатомического собрания принадлежала Фредерику Рюйшу, профессору ботаники и анатомии. Он изготовил уникальную коллекцию по анатомии и эмбриологии. В 1717 году неравнодушный к диковинкам Пётр Великий купил 937, входящих в неё препаратов. Рюйш, собиравший свою коллекцию полвека, согласился продать её только русскому царю. Рюйш верил, что этот человек умеет ценить редкости и сумеет сохранить это необычайнейшее собрание для потомков.

Стремясь к тому, чтобы редкостей в музее становилось все больше, Петр издал специальный указ, в котором говорилось: «Если кто найдет в земле или на воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть… да зело велики или малы перед обыкновенными, также старые надписи на каменьях, железе или меди…». Со всей России в музей стали поступать новые экспонаты, в те, кто бывал за границей, должны были привозить диковинные предметы оттуда.



В 1747 году, здание кунсткамеры охватил пожар, и большая часть коллекций сгорела. Работники кунсткамеры, разослали по губернским канцеляриям списки сгоревших экспозиций, с намерением собрать их заново. Кунсткамеру восстановили только к 1766 году.
В начале 19 века, музей начали пополнять экспонатами. В основном, это были вещи, которые привез капитан Кук из Полинезии. Так же, здесь появились этнографические экспонаты разных народов мира.

Популярность Кунскамеры среди петербуржцев была чрезвычайно велика. Многие экспонаты со временем обзавелись своеобразными легендами. Одна из них рассказывает о заспиртованной голове казнённой ещё при Петре I за детоубийство Марии Гамильтон. Голова хранилась заспиртованной в стеклянной колбе. Однажды неким посетителем спирт был использован по прямому назначению, а голова исчезла. Обеспокоенные хранители музея обратились к морякам стоящего напротив Кунсткамеры корабля с просьбой найти экспонат. Моряки пообещали, однако корабль ушёл и матросы надолго пропали. А чуть ли не через год они появились в музее и предложили взамен одной головы английской леди целых три головы подстреленных басмачей.
Другая легенда рассказывает о Николае Буржуа. В 1717 году во Франции Пётр увидел этого человека ростом почти 2 метра 30 сантиметров. Пётр привёз его в Россию и сделал своим личным лакеем. В 1724 году Николай Буржуа умер, его скелет был передан в Кунцкамеру. Во время пожара в 1747 году череп скелета пропал, на его место укрепили другой подходящий череп, коих в собрании было превеликое множество. С тех пор, как гласит легенда, по ночам скелет ходит по залам и ищет свою голову.

В 1777–1779 годах в связи с 50-летием Академии наук в Кунсткамере были установлены аллегорические группы, бюсты и медальоны с портретами учёных. Из них в восточном зале сохранился барельеф «Празднующая Европа», бюст Екатерины II, барельеф «Россия», медальон с изображением Л. Эйлера.
На основе коллекций Кунсткамеры в 1836 году было создано ещё несколько академических музеев (зоологический, ботанический, этнографический и др.). Тогда же, после перевода обсерватории в Пулково, библиотека Академии наук заняла все помещения здания. В 1878 году здесь открылся Музей антропологии и этнографии. В 1884–1886 годах по проекту Р.Р. Марфельда в Таможенном переулке был построен новый двухэтажный корпус. В 1909 году он по проекту А.В. Друкера был надстроен третим этажом.
В 1947–1949 годах был восстановлен верхний ярус башни, в ней установили Готторпский глобус. В 1949 году в здании Кунсткамеры открылся музей М.В. Ломоносова.


МАЭ РАН - единственный музей России, объединяющий и показывающий посетителям коллекции материалов по культуре и истории народов мира, археологии и антропологии. Коллекции, принадлежащие к числу наиболее крупных в мире и насчитывающие более 1.8 млн единиц хранения, были собраны многими поколениями отечественных и иностранных ученых, среди которых такие исследователи, как Джеймс Кук, Ю. М. Лисянский, И. Г. Вознесенский, О. Е. Коцебу, И. Ф. Крузенштерн, Ф. П. Литке, Н. Н. Миклухо-Маклай, В. В. Юнкер, Л. И. Шренк, М. А. Кастрен и др.
Исключительную ценность представляют коллекции этнографических (более 250 тыс.), археологических (около 460 тыс.), антропологических (около 380 тыс.) предметов и иллюстративных материалов (более 800 тыс.).
В трех залах Музея М. В. Ломоносова, расположенного в башне здания, демонстрируются документы и предметы (научные приборы и инструменты, книги, портреты, гравюры), характеризующие науку и культуру России XVIII в., личные вещи М. В. Ломоносова; представлена история русской астрономии XVIII-XIX вв., в том числе Большой Готторпский глобус-планетарий (создан в Германии в 1664 г., восстановлен в России в 1750 г. после пожара 1747 г.). Воссозданы интерьеры зала заседаний Академического собрания и кабинета ученого-естествоиспытателя.
C 1992 г. Музей вновь стал самостоятельным Музеем и научно-исследовательским институтом в составе Отделения истории Российской Академии Наук, сохранив свое старое название «КУНСТКАМЕРА» и носит
присвоенное ему в 1903 г. имя Петра I. Полное и официальное название сегодня – Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) им. Петра Великого РАН.
Все экспозиции Петровской Кунсткамеры сохранились до настоящего времени несмотря на стихийные бедствия: пожары, наводнения, войны, революции. Во время блокады в музее осталось всего 15 человек, они спасали и спасли коллекции мирового значения.

Мысль о том, чтобы завести в России музей, появилась у 25-летнего Петра во время «великого посольства» в Голландию и Англию. Было это в 1697 году. За границей царь и увидел кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. На страницах дневника Петра часто мелькает «зело дивно!» Не скупясь, царь покупал целые коллекции и отдельные вещи. В Амстердаме он побывал на публичных анатомических лекциях учёного Рюйша: «Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята». Со временем Пётр купил у Рюйша его коллекцию «заспиртованных уродов».

В России в то время анатомические вскрытия были запрещены. Царь издал указ, по которому это больше не считалось богохульством. Пётр хотел видеть Россию просвещённой, для этого и создал Кунсткамеру - кабинет редкостей - первый государственный общедоступный музей. «Я хочу, чтобы люди смотрели и учились», - говорил царь.

Поначалу музей располагался в Летнем дворце, потом был переведён в Кикины палаты. Чтобы заманить публику, Пётр сделал вход бесплатным. Более того, велел угощать посетителей дорогими в то время «чаем, кофе и цукебродами», а также «венгерским вином с закусками».

Кунсткамера стала достопримечательностью столицы, там всегда было «великое людство» и множество «разного звания народу». Пётр любил сам водить экскурсии по музею. Для пополнения коллекций Пётр издал указ, чтобы со всех концов России в Кунсткамеру присылали всё редкостное, необычное. За это выплачивалось вознаграждение. В 1715 году в Петербург привезли знаменитую сибирскую коллекцию скифского золота.

Живые экспонаты

Интересно, что в Кунсткамере были и живые экспонаты. Так, из Выборга прислали овцу с двумя языками и четырьмя глазами. Но «экспонатами» становились и люди! Карлики, великаны, «уроды»… При Кунсткамере они и жили. Пётр хотел развеять предрассудок, что монстры являются порождением дьявола. Он писал, что «един творец всея твари Бог».

Царь лично привёз из Франции великана Николя Буржуа ростом 2 метра 27 см. Пётр увидел его в Кале, где силач выступал в балагане. Царь сделал Буржуа своим гайдуком и женил на чухонке. Когда в 1724 году Буржуа скончался, сделали манекен, обтянутый его же кожей. Отдельно выставили скелет. Через несколько лет череп сгорел в пожаре, пришлось искать новый. Соответствующий по размерам привезли из Средней Азии. История умалчивает, каким образом его добыли. Зато возникла легенда, что Буржуа ходит по музею и ищет свой череп.

«Дерево-монстр!»

Вскоре коллекциям стало тесно в Кикиных палатах. Пётр захотел разместить музей на Васильевском острове, который должен был стать центром столицы. Сохранилась легенда, связанная с выбором места под здание. Царь будто бы обратил внимание на необычную сосну: несколько ветвей, изгибаясь, вросли в ствол и образовали полукольца. «О, дерево-монстр! Так быть на сем месте новой Кунсткамере!» - воскликнул Пётр. В 1718 году начали строить огромное здание длиной около ста метров и шириной пятнадцать. Его мы видим и сейчас. А вот императору не довелось - работы были закончены уже после его смерти.

Ещё при Петре Кунсткамера стала подразделением Академии наук. В башне здания располагались астрономическая обсерватория, служба точного времени и условная линия Петербургского меридиана.

О Кунсткамере современники писали, что её собрания едва ли не «оставляли за собой все другие музеи Европы». Тем более что в Европе за посещение музеев взимали плату, и немалую.

Готторпский глобус

Один из самых уникальных экспонатов Кунсткамеры - Готторпский глобус, установленный в башне. Этот один из первых в мире планетариев был получен Петром как дипломатический подарок.

Изготовили диковину в 1651-1664 годах для Готторпского герцога Фридриха III. Гигантское сооружение диаметром более трёх метров снаружи оклеено географической картой Земли. Внутри же - небесный купол с медными звёздами, круглый столик и скамейка для 10-12 человек. С помощью механизма небесная сфера начинает вращаться.

Из Голштинии до Петербурга глобус добирался почти четыре года. Его везли морем до Ревеля, потом на огромных санях до столицы. Поначалу глобус находился на Царицыном лугу, это нынешнее Марсово поле. Царь почти ежедневно его осматривал. Затем глобус занял своё место в Кунсткамере. В 1747 году он сильно пострадал во время пожара и был восстановлен русскими мастерами. Увидеть диковину можно и сейчас.

Каждый российский школьник знает, что в Кунсткамере хранится уникальная коллекция заспиртованных «уродцев». Но мало кому известно, что вскоре после открытия в XVIII веке музей сгорел. Некоторые уникальные экспонаты были утеряны. Разрушительный пожар произошел 16 декабря 1747 года.

сайт вспоминает, как зародился первый в России Музей антропологии и этнографии, а также какие необычные экспонаты там хранятся.

«Государев кабинет»

Кусок той сосны, курьезностью которой так восхитился Петр I, до сих пор хранится в экспозиции. Император задумал грандиозный музей: длина здания должна была составить 100 метров, ширина - 15 метров.

Незадолго до начала строительства молодой правитель побывал в крупных и преуспевающих городах Англии и Голландии. Он был поражен развитием этих стран. Особенно удивили царя новейшая наука анатомия и заморские кабинеты редкостей и чудес. «Зело дивно», - восхищался юный Петр, посещая иностранные музеи. Не скупясь, он закупал целые коллекции и отдельные вещи: инструменты, приборы, книги, оружие, природные редкости. Именно эти предметы и легли в основу «государева кабинета» или Кунсткамеры. Тогда же Петр приобрел и первые экспонаты для Анатомического театра - заспиртованных уродцев. Кстати, первый Анатомический театр был открыт в Москве в 1706 году, а в Кунсткамеру коллекция переехала лишь в 1728 году.

Император много путешествовал, постоянно докупая новые экспонаты. В 1717 году он во второй раз приехал в Голландию и посетил музей Альберто Себа. Богатое собрание минералов, растений и других произведений природы были куплены у голландского аптекаря за 100 тысяч гульденов. После приобретения этих «сокровищ» у Петра и родилась идея строительства здания для музея. Работы начались в 1718 году и продолжались без малого 16 лет. Над сооружением в стиле петровского барокко трудились несколько архитекторов: Георг Маттарнови, Николай Гербель, Михаил Земцов, Гаэтано Киавери. Сегодня здание Музея антропологии и этнографии является одним из самых старых в Петербурге.

Погорелые палаты

Уже в 1726 году в еще недостроенные корпуса начали свозить петровские коллекции. Сам император не дожил до открытия музея, скончавшись за год до начала сбора экспозиций. Круглый зал восточного крыла предназначался для Анатомического театра, в котором были представлены двухголовый ягненок, сиамские близнецы, циклопы и другие экспонаты с анатомическими уродствами.

Готторпский глобус. Фото: Commons.wikimedia.org / Андрей Корзун

В зале третьего этажа был установлен «Готторпский глобус». Этот уникальный экспонат считается первым и некогда самым большим в мире глобусом-планетарием, диаметром 3,1 метра. В залах западного крыла заработала Академия наук, где чуть позже трудился великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. В остальных помещениях были открыты богатейшие коллекции по традиционной культуре и быту эскимосов, индейцев, японцев, китайцев, народов Африки, Индии и Индонезии.

Первоначальная коллекция Кунсткамеры насчитывала более 2000 экземпляров. Она вызывала огромный интерес у всех петербуржцев. В документах 1741 года говорится, что «в музее всегда великое людство», «всякого чина люди приходят и просятся».

Однако 16 декабря 1747 года уникальный музей с бесценными экспонатами чуть не был утерян. В этот день в здании вспыхнул пожар, пламя охватило башню и два верхних этажа Кунсткамеры. В огне сгорели многие уникальные вещи. В частности от «Готторпского глобуса» сохранилась лишь одна деталь - дверца, украшенная геральдическим щитом Гольштейн-Готторпского герцогства. Она сохранилась лишь потому, что в момент пожара находилась в подвале здания. От самого глобуса остались лишь обгоревшие металлические конструкции. Его восстановление продолжалось вплоть до конца 18 века. Новый глобус получил название Академический. После восстановления на его поверхности появились новые изображения «с учетом всех случившихся на земле перемен и обогативших землеописание открытий». Сегодня этот уникальный экспонат может увидеть далеко не каждый посетитель Кунсткамеры, а только лишь тот, кто оплатит экскурсию по 4 и 5 этажу музея.

Несколько лет после пожара здание музея стояло заброшенным: окна заложили кирпичами, а двери заколотили. В 1748 году помещения обследовали два великих архитектора Трезини и Растрелли. Они приняли решение, что для восстановления можно использовать прежний фундамент, а стены необходимо воссоздать заново. Началась долгая реконструкция, во время которой снова поменялось несколько архитекторов. Пришлось даже создавать комиссию «по выстройке погорелых палат». Восстановили Кунсткамеру лишь к 1766 году.

Череп великана

Кунсткамеру окружает множество легенд. Это неудивительно, ведь там хранятся такие необычные, а порой и зловещие экспонаты. Одно из преданий гласит, что в Голландии Петр I встретил огромного человека ростом 2 метра 30 сантиметров. Император привез Николая Буржуа в Россию и сделал его личным лакеем. В 1725 году великан умер, его скелет был передан в Кунсткамеру. Во время пожара 47-го года череп гигантского скелета пропал, его заменили другим, коих было в музее в достатке.

Сегодня коллекции Музея антропологии и этнографии насчитывают более 1,8 миллионов экземпляров. Они были собраны многими поколениями отечественных и иностранных ученых, среди которых такие исследователи, как Джеймс Кук, Юрий Лисянский, Илья Вознесенский, Отто Коцебу, Иван Крузенштерн, Федор Литке, Николай Миклухо-Маклай, Василий Юнкер, Леопольд Шренк, Матиас Кастрен и другие.

Исключительную ценность представляют коллекции этнографических (более 250 тысяч), археологических (около 460 тысяч), антропологических (около 380 тысяч) предметов и иллюстративных материалов (более 800 тысяч). Не случайно Наполеон Бонапарт после взятия Москвы в 1812 году издал высочайший указ, в котором повелевал вывезти из Петербурга в первую очередь коллекции Кунсткамеры, а затем уже сокровища Эрмитажа. К счастью, воплотить эти замыслы в жизнь французской армии не удалось. Поэтому все экспозиции Петровской Кунсткамеры сохранились до настоящего времени, несмотря на стихийные бедствия: пожары, наводнения, войны, революции. Во время блокады в музее осталось всего 15 человек, они спасли коллекции мирового значения.

Санкт-Петербург – один из самых посещаемых туристами городов. Ежегодно в культурную столицу России прибывают миллионы путешественников из разных стран мира. Они осматривают многочисленные дворцы и соборы града Петра, знаменитые музеи и картинные галереи.

Но одна достопримечательность Петербурга стоит особняком – это знаменитая Кунсткамера Петра I. Пожалуй, это самый удивительный музей в России, а, может быть, и во всем мире.

Кунсткамеру основал лично император Петр Великий, являвшийся большим поклонником всяких древностей, необычайных предметов и явлений. В музей свозили уникальные экспонаты со всей России и из-за границы. В наши дни Кунсткамера получила официальное название – Кабинет редкостей или Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого. Не побывав в Кунсткамере, турист не может считать полноценным посещение Петербурга.

Этот знаменитый на весь мир музей был основан в 1714-ом году на основе московского Кабинета редкостей. Император повелел переправить московскую экспозицию в новую столицу, в только что построенный Летний дворец. Согласно легенде, идея о создании большого собрания редких вещей пришла к Петру на прогулке в лесу, во время которой он обнаружил березу, сросшуюся с другим деревом.

Кунсткамера Петра I много раз переезжала с места на место. Скоро экспозиция оказалась слишком большой для помещений Летнего дворца, и было принято решение о ее переносе в Кикины палаты. Но и площади палат оказалось мало, после чего император распорядился построить под музей отдельное здание. Проект сооружения был создан при деятельном участии царя.

Кунсткамера получила статус одного из лучших европейских музеев еще при правлении своего основателя – Петра Великого. В Петербург приезжали ведущие ученые, чтобы на месте изучить экспозицию. От обычной публики и вовсе не было отбою: народ шел в Кунсткамеру толпами.

Дело в том, что в те годы кроме статичных экспонатов, в музее можно было посмотреть на карликов, гигантов и людей с другими отклонениями в развитии. «Уродцы», по сути дела, работали при учреждении за ночлег и еду. При Петре I жителями Кунсткамеры были гигант Буржуа ростом в 2,3 метра и метровый карлик.

Экспозиция современной Кунсткамеры достигла титанических размеров. По данным администрации, в музейном фонде Кабинета редкостей находится около миллиона экспонатов. Все это богатство разделено на несколько огромных экспозиций – Зоология, Ботаника, Минералогия и Этнография.

Самой большой популярностью среди туристов пользуется коллекция уродцев – заспиртованных людей, младенцев и различных существ, имеющих отклонения в развитии. В огромных прозрачных емкостях находятся сиамские близнецы, теленок с двумя головами, младенец с хвостом. Часть экспонатов были приобретены Петром I.

В существовавшем в петровские времена «Анатомическом театре» учились анатомии будущие медики. Известно, что сам Петр также интересовался медициной и умел делать несложные хирургические операции. В Кунсткамере есть коллекция инструментов царя и выставка зубов, которые Петр удалил у своих подчиненных.

Любителей астрономии ждет огромное собрание телескопов всех видов и размеров. В Кунсткамере хранится самый большой в России глобус. Здесь можно увидеть самурайские доспехи, статуэтки народов Африки, редчайшие геологические находки и тропические растения.

Безусловно, Кунсткамера Петра I – один из самых необычных, интересных и разносторонних мировых музеев. Экспонаты Кабинета редкостей вызывают у туристов целую гамму чувств – от восторга до отвращения.

Видео:







2024 © speleo96.ru.