Охранять природу значит родину. Охранять природу – значит охранять Родину


Учитель.

Ребята, мы с вами поговорим о природе. Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: Мы – хозяева нашей природы и она для нас кладовая, солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице воздух, зверю - лес, степи, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу, значит охранять Родину.
Природа – наша кладовая. Все в ней есть для жизни. Но, как всякая кладовая, она постепенно истощается. С большой тревогой будут задумываться об этом будущие поколения. Охрана окружающей среды – важная задача. Граждане обязаны беречь природу.

Ученик.

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А если еще природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.

Ученик.

Он свят в любое время суток,
Открыт для вас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.

Ученик.

Здравствуй, планета!
Здравствуй, Земля!
Отныне мы дети твои и друзья,
Отныне мы вместе большая семья –
Цветы и деревья, птицы и я!

Учитель.

Птицы – наши друзья. Голосистый соловей и озорной воробей, неугомонная сорока и веселая трясогузка, синица и снегирь, орел и лебедь, как и многие другие пернатые, не только украшают нашу природу, но и приносят большую пользу людям. Пернатые обитатели защищают наши леса, поля, сады от насекомых вредителей.
Отношение человека с миром пернатых не всегда складываются благополучно. На Земле за последние 350 лет исчезло около 150 видов птиц.

Ученик.

Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась,
Этот сон давнишний до сих пор мне снится –
На траве кровавой вздрагивала птица.

Учитель.

Охрана птиц – большая народнохозяйственная задача. У птиц много юных друзей. Они развешивают в лесах и парках птичьи домики, кормушки, заготавливают корм для птиц.

Ученик.

Так весело в густом лесу,
На ветках птицы распевают,
Увидеть леса красоту
Пернатые нам помогают.

Ученик.

Лес называют « зеленым золотом».
Когда ты входишь в лес,
Душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных
И летней тишины
Встречает грудь твоя
Так радостно и жадно
Дыханье влажных трав
И аромат сосны.

Учитель.

Лес – наше богатство, это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес – всегда чистый воздух. Это дом для зверей и птиц, это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

Ученик.

Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Вот стоит обычный стол. Это лес!
Или рама, двери, пол. Лес!
А пенал красивый наш? Это лес!
Или этот карандаш? Лес!
Ну, а стол, скамейка, парта? Лес!
А тетрадка, книга? Лес! Лес!
Оглянись, все вокруг –
Это наш зеленый друг!

Учитель .

Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес дает нам топливо, мебель. Как велики лесные урожаи! Мы можем сказать, что лес кормит и одевает человека.

Ученик.

Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
А уж сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать – не сочтешь!

Учитель .

Когда вы, дети, идете в лес, то должны помнить правила поведения в лесу. Какие это правила?

Дети .

– Не ломать ветки, не качаться на них.
- Не разорять муравейники и птичьи гнезда.
- Не разжигать костров.

Ученик.

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защищаться.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Ученик.

Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.

Учитель.

Лес, как и все живое, требует бережного отношения к себе не только лесничих, ученых, но и всех людей. Особенно страшен для леса пожар. Случайно брошенная спичка, незалитый костер – и пошел гулять по лесу огонь. Легче не допустить пожара, чем его потушить.

Ученик.

Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег.
Кусты спалил, в зеленый лес вошел.
И, как испуганная стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

Учитель.

Разводить костер следует у воды, на открытых лужайках. Покидая костер, его тщательно тушат, заливают водой, чтобы не было тления. Если нет воды, то его засыпают землей, песком.

Ученик.

Ребята, а какие загадки об обитателях леса вы знаете?

Если знаешь лес, зверей
Назови их поскорей.

Ученик.

Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее (Лиса)

Ученик.

Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий.
Ест траву, кустов побеги.
С ним тягаться трудно в беге. (Лось)

Ученик.

В сосне дупло,
В дупле – тепло.
А кто в дупле
Живет в тепле? (Белка)

Ученик.

Он, как елка, весь в иголках.
Ловит смело страшных змей!
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей!
Он в лесу живет, но вхож
И в сады, отважный (Ёж)

Ученик.

Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой (Медведь)

Ученик.

Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет (Волк)

Учитель.

Природа без животных мертва. Исчезнувших животных нельзя воссоздать заново. Поэтому так важно сохранить растения и животные стали редкими. Они занесены в Красную книгу.
Почему она красная? Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановись! Еще один не осторожный шаг, и может быть поздно!
Международную Красную книгу создали в 1966 г. Хранится она в швейцарском городе Морже. В нее записаны животные и нашей страны. В 1974г. создана Красная книга и у нас в стране. В Мордовии тоже существует Красная книга.

Ученик.

Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.

Ученик .

Чтобы пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.

Учитель.

Любовь к природе закладывается с детства. Для каждого человека понятие Отечества неразрывно связано с родной природой. Речка и берег моря, хлебные поля и березовая роща, тайга и степь – все эти знакомые с детства картины сливаются в единый большой образ Родины. Беречь все это – значит беречь свою Отчизну.

Ученик.

Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобой родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относится добрей.

Ученик.

Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!

Ученик.

Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На проталинах солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите землю! Берегите!

(Песня «Если все вокруг подружатся»)

"Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – леса, луга, степи, горы. А человеку нужна Родина – будем охранять природу, значит будем охранять Родину". М.Пришвин
Не знаю, сможет ли кто нибудь сказать сильнее и правильнее про Природу, чем когда то сказал Михаил Михайлович Пришвин. Здесь выражена любовь и забота к окружающему миру, флоре, фауне, Родине, Природе и всему нашему Роду. Вслушайтесь в эти сильные слова, несущие мощную энергетику: РОДители, РОДственники, РОДина, приРОДа - это все, что мы должны оберегать и охранять.
К чему все это пишу? Давайте не будем забегать вперед, а совершим прогулку со мной в один из морозных, выходных дней по территории. В конце репортажа хочу задать вопрос. Хорошо?!Тогда поехали!

Ночью резко похолодало, деревья покрылись куржаком, морозный свежий воздух освежает, дышится легко.

Сибирские пейзажи радуют, сердце наполняется любовью ко всему Сущему. Посмотри на эту веточку, покрытую пушистым инеем. Это же само совершенство!

А это, одиноко стоящее дерево, ни кого не оставит равнодушным.

Мы, с напарником Алексеем, решили провести новогодний праздничный день, сочетая приятное с полезным. Произвести осмотр лесов, на предмет выявления лесонарушений, прогулять собак, поэтому взял всю свору и конечно же сделать хорошие снимки для ЖЖ.
Хоть и стоит холодная погода, горные ручьи не замерзли.

А на вершине наоборот, потоки стекающие по дороге замерзли и все превратилось в трассу для слалома.

Вдруг! Помните у Некрасова, «В лесу раздавался топор дровосека»... ?
Убирая профессиональные подробности скажу:-С почином!

Пока общались с товарищами, которые нам вовсе не товарищи, услышал рядом повизгивание Мурзы. Подошел, копает под корневищами. А что же ты один, где свора?

Пока по навигатору смотрел где собаки, у Мурзы перед носом выскочил соболь. Заскочил на пихту и с 2-х метровой высоты заурчал на него. Щенок (по собачьим меркам Мурза еще щенок) от такой наглости "дар речи" потерял. Впрочем и я! Поспешно успел сделать только один, не удачный кадр.
Соболь спрыгнул и понесся прочь. Мурза с визгом за ним.

Навигатор показывает, Умка с Шайбой от нас 2,5 км, бегут по прямой. Значит Хан и Найда то же с ними. Соболь так не бегает, за кем это они?
А, все понятно! Это Шайба всю свору сбила с панталыги. Есть у нее такой порок, за зверем гнаться. С детства щенков отучаю не охотиться за копытными, крупным зверем, а только за соболем. Биты за это не раз. Только Шайба упертая, нет, нет да срывается, вдобавок всех собьет с пути истинного. Придется на снегоходе, через такие заломы вверх в гору лезть, пешком не догоним! Уйдут за перевал можем потерять, там везде браконьеры петли на кабаргу расставляют. Об этом уже писал ранее.

С большим трудом пробрались на самую вершину.

А тут на тебе! Браконьерское логово, "кабаржатники"! От него идут в разные стороны путики. Принимаем решение, пройти по путикам, снять все петли. Один снимает, второй с оружием охраняет. Поэтому фотографий этой части операции нет, не до этого было.

В конце браконьерской тропы нашли припрятанный пакет с петлями и куском печени, скорее всего кабарги.

Все это уничтожили, значит спасли десяток каборожек.

К вечеру Умка и Хан вернулись к нам, были наказаны. Вот они, виновато прячутся.

Шайбу и Найду нашли через несколько дней. Шайбе я этого не простил, расстался с ней, отдал знакомым. Найда получила предупреждение.
Мы с Алексеем получили осуждение со стороны знакомых за то, что сняли браконьерские петли. То, что лес не даем пилить, молодцы, это наша работа! А вот петли..., в круг наших обязанностей не входит, значит не по понятиям!
А если я не хочу жить по понятиям, а по совести?! Разве бороться с браконьерами это работа только охотоведов и госинпекторов, не давать уничтожать лес работа только лесников, защищать Родину только работа военных?!
Что бы защитить своих РОДителей, РОДных, РОДственников, РОДину,приРОДу нужны какие то специалисты?
Дорогой друг! А ты как думаешь?

Р.S. Материал лежит уже 2 месяца, все размышлял, публиковать или нет?!

Мария Надина
Конспект внеурочного занятия в начальной школе «Охранять природу - значит охранять Родину»

«ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ –

ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ РОДИНУ »

Надина М. И., учитель начальных классов

МАОУ - «СОШ№17» г. Альметьевск

Цели : учить детей любить и охранять природу ; рассказать о богатствах леса и его значении в жизни человека ; расширять кругозор детей, развивать речь, память; воспитывать любовь к природе , к Родине , к животным.

Оборудование : рисунки о природе , Красная книга Татарстана, детские книги о природе , поделки из природного материала , шишки, осенние листья.

План мероприятия.

Учитель. Сегодня мы с вами поговорим о лесе - нашем зеленом друге.

Нет на земле человека, чья жизнь не была так или иначе связана с лесом, с жизнью дерева. Оглянитесь в своей комнате : мебель, пол, окна, двери сделаны из дерева. Из древесины сделаны книги, тетради, специальные масла, деготь, скипидар и многое другое. Более 10 тысяч различных изделий производится из древесины промышленностью нашей страны. Без дерева сегодняшняя жизнь просто немыслима.

Здравствуй, лес, дремучий лес, Весь в росе, как в серебре?

Полный сказок и чудес! Кто в глуши твоей таится?

Ты о чем шумишь листвою Что за зверь? Какая птица?

Ночью темной, грозовою? Все открой, не утаи :

Что там шепчешь на заре, Ты же видишь, мы свои?

Замечательный писатель и большой любитель природы М . Пришвин писал : «Мы хозяева нашей природы , и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе­ вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы, а человеку нужна Родина . И охранять природу - значит охранять Родину ».

Унас в государстве очень много сделано по охране природы : посажены новые леса, организованы заповедники, сохранены от полного уничтожения многие виды животных Человек многим обязан природе , лесу.

Ученик :

Когда на сердце неспокойно станет,

Когда не в силах совладать собой.

Побудь в лесу на солнечной поляне,

И все печали снимет, как рукой.

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь.

Все это называется – природа .

Давайте же всегда ее беречь!

Учитель. А теперь отгадайте загадку. Без чего человек не может жить?

Мы не можем жить без листьев. Все мы дышим кислородом, А точнее сказать ­воздухом, в котором содержится кислород. За сутки каждый из нас вдыхает 700 - 900 кубических метров кислорода. Но еще больше кислорода требуется легковому автомобилю. За 1000 километров пробега он потребляет столько кислорода, сколько хватило бы человеку на год.

Лес - наше богатство.

Лес - это зеленый наряд нашей земли. Там, где лес - всегда чистый воздух.

Лес - это дом для зверей и птиц.

Лес - это наш друг. Задерживая влагу, он помогает человеку выращивать урожай.

Лес - это кладовая, щедро отдающая свои дары : орехи, ягоды, грибы.

С ранней весны до поздней осени в лесах, в поле и даже на пыльной дороге растут лекарства и в большом количестве. Только их надо знать и уметь ими пользоваться. Еще в давние времена наш народ пользовался травами для лечения всяких болезней.

Сегодня мы поговорим о распространенных растениях.

Ученик. Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит.

Мне кажется, его задень,

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышал луг,

И птицы, и цветы вокруг.

Учитель. При болезнях сердца помогают капли ландыша. Цветы его идут на изготовление капель, которое употребляют как средство, успокаивающее сильное сердцебиение. А еще цветы ландыша используют для изготовления духов, одеколона, мыла.

Носит одуванчик желтый сарафанчик.

Подрастет, нарядится в беленькое платьице,

Пышное, воздушное.

Он заметный, золотой, постарел – и стал седой,

И, как только поседел, вместе с ветром улетел.

Учитель. Корень этого растения возбуждает аппетит. Его охотно едят и животные.

Ученик. А если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, подымится жар,

Придвинь себе кружку, в которой хранится,

Слегка горьковатый душистый отвар.

Знакомые с детства родные ромашки,

Как белые звезды средь розовой кашки,

В букете сияющие лепестки.

Учитель. Кроме трав есть лекарственные деревья. Например, береза. В старину о березе говорили : «Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре угодья : первое - больным на здоровье, второе - свет от тьмы да тепло от стужи, третье - дряхлым пеленанье, а четвертое - жаждущим родник).

Многовековый опыт народной медицины, исследования ученых подтверждают, что береза - одно из редчайших деревьев, древесина, кора, сок, и листья, которых содержат ценные лекарственные вещества.

А еще береза является символом Родины . Россия и береза! Эти два понятия неразделимы.

Ученик. Без березы не мыслю России­

Так светла по-славянски она,

Что, быть может, в столетья иные

От березы вся Русь рождена.

Учитель. Кроме лекарственных растений есть ядовитые растения. Некоторые ­рассмотрим. (Рассматриваются открытки с ядовитыми растениями) .

Ребята, а кто знает, что такое Красная книга природы ?

Представителей природы , занесенных в эту книгу, охранять надо особенно бережно. (Рассказ о некоторых растениях и животных, занесенных в Красную книгу) .

1. Азиатский речной бобр : самый крупный грызун нашей фауны и непревзойденный лесоруб. Бобровый мех с давних пор очень дорого ценится.

2. Белый медведь : это обитатель полярных льдов и прирожденный бродяга .

3. Амурский тигр : самый северный и самый крупный тигр, превосходящий по размерам даже льва.

4. Синий кит : крупнейший среди своих собратьев и среди всех животных, когда - либо населяющих нашу землю.

5. Даурский журавль : в Красную книгу занесены пять видов журавлей из семи. Самое губительное для них - разрушение среды обитания.

1. Прострел : (сон трава) многолетнее растение. Сон трава потому, что когда смотришь на поникшие ветки, кажется, они спят.

2. Кувшинка белая : многолетнее травянистое растение семейства кувшинковых. Одно из самых красивых растений средней полосы. Сейчас кувшинка встречается все реже и реже. Берегите этот цветок.

3. Ландыш майский : многолетнее травянистое растение высотой 15 - 20 сантиметров. В переводе с латинского : ландыш - лилия дама, цветущая в мае.

4. Купальница европейская : она хороша в лесу, а не в увядающих букетах.

5. Подснежник белоснежный : маленькое растение. Цветок подснежника состоит из шести чисто - белых лепестков. О подснежниках есть стихотворение :

Выглянул подснежник

В полутьме неясной,

Маленький разведчик,

Посланный, весной.

Это лишь частичка тех растений и животных, которым требуется помощь, и если их не брать под охрану , они исчезнут навсегда.

Учитель. А какие загадки вы знаете о лесе и его обитателях?

Если знаешь лес, зверей

Назови их поскорей!

Что это за девица. В сосне дупло,

Не швея, не мастерица. В дупле – тепло,

Ничего сама не шьет, А кто в дупле

А сама в иголках круглый год. (Ель) Живет в тепле? (Белка)

Я из крошки - бочки вылез,

Корешки пустил и вырос

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок,

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

А вы знаете, что дуб живет 400 - 500 лет, а иногда и до двух тысяч лет. Часто дубы растут целой рощей. Кто скажет, как называется такая роща? (Дубрава.)

Давайте заглянем под дерево, что там такое притаилось?

Кто сидит на крепкой ножке Нет грибов дружней, чем эти -

В бурых листьях у дорожки? Знают взрослые и дети.

Встала шапка из травы - На пеньках растут в лесу,

Нет под шапкой головы. (Гриб) Как веснушки на носу. (Опята)

Вы, конечно, знаете, что кроме съедобных грибов бывают еще и ядовитые грибы. Кто может назвать их? (Дети перечисляют. Рассматриваются картинки с изображением грибов.)

Хвойный домик сложен кучей

Он без окон, без дверей,

Только вы на всякий случай,

Проходите поскорей.

В этом домике из хвои

Без окон и без ворот

Все хозяева - герои,

Самый «маленький» народ.

(Муравейник.)

Далеко мой стук

Слышится вокруг. Червякам я враг,

А деревьям друг. (Дятел.)

Летом много их бывает,

А зимой все вымирают. Прыгают, жужжат над ухом,

Как они зовутся?. (Мухи)

Непоседа пестрая

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока.)

(Рассматриваются картинки) . Из всех явлений, происходящих в жизни птиц, самое удивительное - их перелеты, совершаемые два раза в году. Когда приближается осенняя пора, многие птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. С наступлением весны они возвращаются на родину . И так из года в год, из поколения в поколение.

Вы хорошо знаете обитателей леса.

Ученик. Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

И поэтому все мы

Жить не можем без воды,

Без растений и животных,

Без красивых гор высоких,

Без лесов, полей и рек

Жить не может человек.

Учитель. Так давайте сбережем

Наш земной природный дом !

Чтоб река и ручьи не мутнели,

Рыбы резвились и птицы бы пели,

Зелень от солнца в жару бы спасала,

Каждому правила знать не мешало.

Учитель. Назовите правила поведения в природе .

· никогда не наноси вред природе ;

· не убивай зверей и птиц;

· не трогай домиков животных и их детенышей;

· не трогай птичьи яйца,

· не губи деревья (не ломай, не делай надписей, не собирай сок) ;

· оказывай помощь растениям и животным, попавшим в беду :

· подкармливай зверей и птиц зимой;

· в меру бери дары природы ;

· не шуми на проryлках, не пугай животных;

· не разжигай большие костры ПОМНИ! Из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнем в лесу.

Бесценна российского леса краса

Зеленое золото наши леса.

Богатство лесов охраняй , карауль,

Внимательный, зоркий, зеленый патруль.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Учитель. - А теперь давайте поиграем.

1. Определите «Чьи шишки?»

Дети подходят к столу, где разложены шишки разных деревьев (по 5 - 6 штук каждого вида) : сосны, ели, лиственницы.

2. Какому дереву принадлежат веточки? Расскажи о нем. Рассматриваются несколько веточек разных деревьев.

3. «Узнай по описанию» .

1. Это и сорняк, и лекарственное растение. Русское название происходит от древнерусского слова «коприна» - шелк. Из стеблей получают волокно для выработки тканей. В сказке «Дикие лебеди» об этом говорится. Это растение может остановить кровотечение и насытить наш организм витаминами. (Крапива) .

2. Летающее насекомое, имеющее «тигриную» окраску - желтые и черные полосы. Приносят огромную пользу человеку - вырабатывают мед, воск и т. д. Собирая с цветков нектар, опыляют растения. (Пчела) .

4. «Ответьте на вопросы» .

1. Дерево - символ нашей Родины . (Береза) .

2. Кто меняет шубу два раза в год? (Заяц, лиса, белка) .

3. Какая ягода бывает красной, черной, белой? (Смородина ) .

4. Какая птица подбрасывает свое яйцо в чужие гнезда? (Кукушка) .

5. Плоды какого дерева вкусны в подмороженном виде? (Рябины) .

6. Какое дерево ежегодно страдает больше всего по вине человека? (Ель. Из - за новогодней традиции) .

7. Какой зверек умеет летать? (Летучая мышь) .

5. «Да или нет» .

1. Ласточки и стрижи питаются насекомыми. (Да) .

2. Ляryшка - домашнее животное. (Нет) .

3. У кукушки кукует самец. (Да) .

4. Перелетные птицы на юге тоже строят гнезда. (Нет) .

5. Почки на деревьях раскрываются сразу после листопада. (Нет) .

6. Число 28 есть только в феврале. (Нет) .

7. Береза, осина и тополь - лиственные деревья. (Да)

Деревья у нас растуг не только в лесу, они есть всюду : у школы , у вашего дома. Какие они большие и красивые! Но как больно бывает видеть, когда по их веткам лазят ребята.

Наверное, бывало так, что и вы бывали на деревьях.

А вы не задумывались, что им больно, ведь их ветки - это как ваши руки, а вам часто бывает больно. Им больно не меньше вашего, лишь закричать они не могут от боли. Так давайте не будем причинять им боль.

Играют горнисты,

Скликая ребят,

Зеленый, тенистый

Мы вырастим сад.

Нас много, ребята,

Пусть каждый из нас

Хоть кустик для сада

Посадит сейчас.

Пусть лучше и краше

Сама, как весна,

Становится наша

Учитель.

Ребята, мы с вами поговорим о природе. Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: Мы – хозяева нашей природы и она для нас кладовая, солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице воздух, зверю - лес, степи, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу, значит охранять Родину.
Природа – наша кладовая. Все в ней есть для жизни. Но, как всякая кладовая, она постепенно истощается. С большой тревогой будут задумываться об этом будущие поколения. Охрана окружающей среды – важная задача. Граждане обязаны беречь природу.

Ученик.

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А если еще природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.

Ученик.

Он свят в любое время суток,
Открыт для вас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.

Ученик.

Здравствуй, планета!
Здравствуй, Земля!
Отныне мы дети твои и друзья,
Отныне мы вместе большая семья –
Цветы и деревья, птицы и я!

Учитель.

Птицы – наши друзья. Голосистый соловей и озорной воробей, неугомонная сорока и веселая трясогузка, синица и снегирь, орел и лебедь, как и многие другие пернатые, не только украшают нашу природу, но и приносят большую пользу людям. Пернатые обитатели защищают наши леса, поля, сады от насекомых вредителей.
Отношение человека с миром пернатых не всегда складываются благополучно. На Земле за последние 350 лет исчезло около 150 видов птиц.

Ученик.

Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась,
Этот сон давнишний до сих пор мне снится –
На траве кровавой вздрагивала птица.

Учитель.

Охрана птиц – большая народнохозяйственная задача. У птиц много юных друзей. Они развешивают в лесах и парках птичьи домики, кормушки, заготавливают корм для птиц.

Ученик.

Так весело в густом лесу,
На ветках птицы распевают,
Увидеть леса красоту
Пернатые нам помогают.

Ученик.

Лес называют « зеленым золотом».
Когда ты входишь в лес,
Душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных
И летней тишины
Встречает грудь твоя
Так радостно и жадно
Дыханье влажных трав
И аромат сосны.

Учитель.

Лес – наше богатство, это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес – всегда чистый воздух. Это дом для зверей и птиц, это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

Ученик.

Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Вот стоит обычный стол. Это лес!
Или рама, двери, пол. Лес!
А пенал красивый наш? Это лес!
Или этот карандаш? Лес!
Ну, а стол, скамейка, парта? Лес!
А тетрадка, книга? Лес! Лес!
Оглянись, все вокруг –
Это наш зеленый друг!

Учитель .

Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес дает нам топливо, мебель. Как велики лесные урожаи! Мы можем сказать, что лес кормит и одевает человека.

Ученик.

Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
А уж сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать – не сочтешь!

Учитель .

Когда вы, дети, идете в лес, то должны помнить правила поведения в лесу. Какие это правила?

Дети .

– Не ломать ветки, не качаться на них.
- Не разорять муравейники и птичьи гнезда.
- Не разжигать костров.

Ученик.

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защищаться.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Ученик.

Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.

Учитель.

Лес, как и все живое, требует бережного отношения к себе не только лесничих, ученых, но и всех людей. Особенно страшен для леса пожар. Случайно брошенная спичка, незалитый костер – и пошел гулять по лесу огонь. Легче не допустить пожара, чем его потушить.

Ученик.

Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег.
Кусты спалил, в зеленый лес вошел.
И, как испуганная стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

Учитель.

Разводить костер следует у воды, на открытых лужайках. Покидая костер, его тщательно тушат, заливают водой, чтобы не было тления. Если нет воды, то его засыпают землей, песком.

Ученик.

Ребята, а какие загадки об обитателях леса вы знаете?

Если знаешь лес, зверей
Назови их поскорей.

Ученик.

Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее (Лиса)

Ученик.

Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий.
Ест траву, кустов побеги.
С ним тягаться трудно в беге. (Лось)

Ученик.

В сосне дупло,
В дупле – тепло.
А кто в дупле
Живет в тепле? (Белка)

Ученик.

Он, как елка, весь в иголках.
Ловит смело страшных змей!
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей!
Он в лесу живет, но вхож
И в сады, отважный (Ёж)

Ученик.

Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой (Медведь)

Ученик.

Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет (Волк)

Учитель.

Природа без животных мертва. Исчезнувших животных нельзя воссоздать заново. Поэтому так важно сохранить растения и животные стали редкими. Они занесены в Красную книгу.
Почему она красная? Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановись! Еще один не осторожный шаг, и может быть поздно!
Международную Красную книгу создали в 1966 г. Хранится она в швейцарском городе Морже. В нее записаны животные и нашей страны. В 1974г. создана Красная книга и у нас в стране. В Мордовии тоже существует Красная книга.

Ученик.

Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.

Ученик .

Чтобы пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.

Учитель.

Любовь к природе закладывается с детства. Для каждого человека понятие Отечества неразрывно связано с родной природой. Речка и берег моря, хлебные поля и березовая роща, тайга и степь – все эти знакомые с детства картины сливаются в единый большой образ Родины. Беречь все это – значит беречь свою Отчизну.

Ученик.

Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобой родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относится добрей.

Ученик.

Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!

Ученик.

Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На проталинах солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите землю! Берегите!

(Песня «Если все вокруг подружатся»)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Белоногово

УСТНЫЙ ЖУРНАЛ

для учащихся 3-4 классов

«Охранять природу – значит охранять родину»

Цель: пробудить интерес детей к судьбе нашей Земли, вызвать чувство озабоченности отношением человека к природе, как родного края, так и Земли в целом.

1. Удовлетворить и развивать познавательные возможности учащихся, опираясь на уже имеющиеся у них знания об экологии.

2..Учить учащихся выступать на школьных мероприятиях.

3. Развитие навыков работы со справочниками и публицистическими материалами.

Оформление зала: на стенах плакаты, детские рисунки которые выполнила группа – оформителей.

Оборудование: книжная выставка, плакаты о природе, рисунки ребят.

Ведущие: учащиеся 4-х класса

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь...

Все это называется - природа.

Давайте же всегда ее беречь!

Подсолнух солнечного цвета,

Такой, что радостно всем жить.

Природой называется все это, давайте же с природою дружить!

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубиться на заре тумана дым...

Все это называется - природа,

Давайте же сердца ей отдадим!

Страница 1.

«Природа - наш дом»

Дорогие друзья, сегодня я приглашаю вас полистать устный журнал под названием «Охранять природу - значит охранять родину». Первая страница называется «Природа - наш дом». Мы поговорим о нашей планете, о существах, живущих на Земле.


Какая же она - наша Земля? Вот так она выглядит из космоса.

Наша планета - это огромный шар. Чтобы представить, сколь многочисленно население Земли, было подсчитано, какой длины окажется колона людей, построившихся в затылок друг другу. Оказалось, что длины этой колоны достаточно для того, чтобы 50 раз обогнуть земной шар. Все мы хотим дышать чистым воздухом, пить нормальную воду без вредных примесей, употреблять в пищу экологически чистые продукты, но делать это с каждым годом становиться все сложнее. Виной тому очень сильное . Что такое окружающая среда? Это богатый и удивительный мир растений и животных. Это наша родная природа. Мы начали нашу встречу с замечательного стихотворения о природе. Вы видите, что класс украшен разнообразными пейзажами: репродукции с выставки «С любовью о родной природе», рисунки. Здесь представлены стихотворения поэтов-классиков о родной природе. Задумывались ли вы, почему поэты и художники в своем творчестве обращаются к природе? В ней они находят созвучие своим мыслям, настроению, в ней черпают вдохновение. Чаще всего воспевается родная природа. И это не случайно. Потому что природа и родина неотделимы друг от друга. Недаром же у этих слов одна основа, один корень: при - РОД - а, РОД - ина. Если человек умеет понимать красоту природы, он постарается не делать ей больно. Древние люди поклонялись матушке - природе. Они понимали, что полностью зависят от нее, человек тогда очень четко сознавал, что земля его поит, кормит, обувает, одевает. А мы, в наше время, все чаще видим неухоженные поля, горы мусора, загрязненные реки, высохшие озера, вырубленные леса. Мы дышим отравленным воздухом и едим овощи и фрукты, зараженные ядовитыми веществами.

Как вы думаете, ребята, что нужно сделать, чтобы сохранить красоту природы? Как помочь нашей матушке - природе?

Можно сберечь и лес, и сад, и поел, и речку, и все, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения на природе. Правил, выполнение которых должно стать совершенно естественным делом для каждого из нас. Вот сейчас мы и проверим, как хорошо вы знаете правила поведения в лесу. Сейчас мы поиграем «Догадайся, что за знак».

Знак 1 «Не ломай ветки деревьев и кустарников».

Лесничий: Растение - живое существо, и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Не случайно там, где много растений, легко дышится.

Знак 2 «Не повреждай кору деревьев»

Лесничий: Помните, им больно, они перестают расти и долго и мучительно умирают, только сказать об этом не могут.

Знак 3. «Не рви цветов в лесу и на лугу».

Лесничий: Ведь цветок в вазе - это пленник, приговорены й к скорой

смерти. Пусть лучше это чудо радует глаз, омолаживает сердце и душу всех,

кто придет следом за нами. Именно наша давняя привычка рвать цветы

привела к исчезновению многих видов растений. А букеты можно составлять

из прекрасных цветов, выращенных человеком.

Знак 4. «Нельзя брать яйца из гнезда, разорять муравейники».

Лесничий: Если увидите в лесу маленьких птенцов или зверенышей, не

берите их собой. Не разоряйте муравейники. Не трогайте руками яйца

потому, что птица бросит их.

Знак 5. « Не сбивай грибы, даже несъедобные»

Лесничий: Часто человек, проходя по лесу, сбивает палкой мухоморы и другие несъедобные грибы. Тот, кто так поступает, не уважает лес, не понимает и не любит его! Мухоморы помогают расти соснам, елям, березам и другим деревьям. Ими питаются белки, лоси, сороки. Многие грибы участвуют в уничтожении растительных остатков в лесу: разрушают пни, поваленные стволы, упавшие сучья, отмершую листву. Они - санитары леса! Знак 6 «Не разводите костер в лесу, если в этом нет острой необходимости»


Лесничий: А кроме того, кострища - это раны в напочвенном покрове леса. Для их заживления потребуется 15 -20 лет. В лесу может возникнуть пожар. Вы, конечно, знаете, какими огромными по масштабам стихийными бедствиями становятся порой лесные пожары, особенно во время засухи.

Отдыхая в лесу, не забывайте, что вы находитесь в гостях у природы, никогда не оставляйте после себя беспорядок. Помните: брошенный клочок бумаги разлагается 2 года, консервная банка - не менее 70 лет. Оставленный

вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько веков, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить. А осколки банки или бутылки способны причинить вред даже через 2000 лет. Сколько людей получили травмы из-за стекол, которые легко прорезают обувь. А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар. Мы выяснили, что правила поведения в лесу вы знаете хорошо, поэтому лесные жители всегда будут рады встретить вас у себя дома.

Страница 2

«Там-там новости»

Ведущий (1):

Начинаем экстренный выпуск экологических новостей. Подсчитано, что за день на Земле исчезает 100 видом растений и животных. Сокращается площадь леса на 15 млн, гектаров, превращаются в пыль миллиарды тонн почвы. 60% болезней людей - это производные от состояния экологического напряжения.

Ведущий (2):

«Покорять природу», «Не ждать милости от природы» - это лозунги не столь далекого времени. Из богатейшего набора фауны и флоры исчезли многие виды. Даже ландыш сегодня стал редкостью и воспринимается как некое чудо.

Ведущий (1):

Настало время задуматься над вопросом: выживут ли будущие поколения землян? Смогут ли дети 21 века купаться в реке, море, гулять в лесу, видеть звезды и вдыхать аромат цветов? Промышленные предприятия отравляют воздух, которым мы дышим. Реки загрязнены нефтепродуктами и фенолом. Газы автомобилей попадают к нам в легкие. Ядовитые вещества после сжигания мусора на свалках летают в воздухе и приносят окружающей среде.

Ведущий (2):

Отбирая у природы самое красивое, самое яркое и душистое, мы в результате грабим себя. В библиотеке есть Красная книга. Она не совсем обычная. Красный цвет - сигнал тревоги, надвигающийся опасности, предупреждения. Сюда занесены животные и растения, которых на Земле осталось очень мало, они находятся под угрозой вымирания. Вы только представьте: под угрозой исчезновения в ближайшем будущем 5435 видов животных и 5611 видов растений!

Ведущий (1):

Природа - наш дом, и мы, его жители, должны этот дом беречь. А сейчас предоставляем слово нашим корреспондентам. (Далее следует выступления ребят (трех корреспондентов) по любым разделам «Красной книги»)

Страница 3

«Профессия – эколог».

Гибнет природа. Земля в опасности. Она требует помощи! Как же мы с вами сможем ей помочь? Я думаю, для этого нужно просто по-настоящему любить природу; научиться беречь всех, кто ее населяет; птиц, зверей, жучков, цветы. Этим и занимаются люди, которые выбрали для себя раз и навсегда профессию эколога.

Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней!

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.







2024 © speleo96.ru.