Основатель третьяковской галереи диктант. Фонд оценочных работ по русскому языку методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему Известная всему миру галерея в


Фонд оценочных работ по русскому языку
9класс

Выполнил:
учитель русского языка и литературы
Мовсисян Р.А.

Согласовано:
зам.директора по УВР
Н.В. Шлыкова Санкт-Петербург - 2014
1-ая четверть
Контрольный диктант по разделу «Закрепление изученного в 5 – 8 классах.

Гроза.
Гроза надвигалась. Всё чаще над потемневшими полями проносились раскаты грома. Отягощённые влагой тучи обняли всю степь, опустились низко-низко и двигались неторопливо, точно раздумывая, где бы им поудобнее лечь на ещё горячую землю. Ветер утих, наступила тишина, предвещающая близость дождя.
Подсолнухи, сочная лебеда, росшая возле дороги, и лопухи, татарники, поднявшие свои красные головки,- всё насторожилось, почуяв запах дождя: умолкли птицы. Только один единственный жаворонок ещё сверлил небо, напевая что-то своё, весёлое, как бы споря с громом. Но раскаты грома, разразившиеся так близко, оглушили и этого гордого певца – он упал на землю и забился под лист лопуха. Оцепенев от страха, птичка слушала громовые раскаты.
Дождь был совсем близко, и властное дыхание его Сергей почувствовал на своём затылке. Пока Сергей раздумывал, не укрыться ли под навесами, невдалеке темневшими, разразился ливень. Весь мокрый, Сергей вскочил в сенцы первого попавшегося небольшого домика. (140 слов)
(По С. Бабаевскому)
Грамматическое задание.
1)Произвести синтаксический разбор предложения (со схемой):
Дождь был совсем близко, и влажное дыхание его Сергей чувствовал на своём затылке.
2)Разобрать слова по составу: надвигалась, властное, близость, неторопливо, поднявшие, оцепенев.3)Сделать морфологический разбор слова подсолнух.
2. Контрольный диктант по теме «Сложносочинённое предложение»

«Слово о полку Игореве» - древнейшая рукопись.

«Слово о полку Игореве « уместилось всего на нескольких страницах древней рукописи, но в течение двух столетий люди Руси, истерзанной княжескими раздорами и нападениями кочевников, вспоминали о нём, цитировали наизусть мудрые патриотические строки.
Ко времени похода Игоря, тайком уведшего дружины к Дону и неосмотрительно потерявшего своё войско, честь полководца, Русь распалась на несколько самостоятельных княжеств. Распри князей переходили в кровопролитные войны, а кочующие племена половцев, постоянно совершавших набеги на русские земли, перерезали древний путь «из варяг в греки» и нарушали экономические связи Руси с южными и восточными землями. Их набеги сопровождались разорением городов и уводом в плен жителей, однако князья, утратившие чувство патриотизма, не в состоянии были из-за непрерывного соперничества нанести решительный удар половцам.
Летописцы, как правило, только регистрировали события, и лишь некоторые из них решались на оценки отдельных поступков князей. Но ни один из древнерусских книжников не поднялся, как автор «Слова…», на высоту мудрых исторических обобщений, Поэма постепенно, однако, забылась, и только в конце 18 века, после обнаружения единственно уцелевшего списка, она зазвучала с новой силой.(166 слов)
(По Б.Рыбакову)
2-ая четверть
3. Контрольный диктант по закреплению темы « Сложноподчинённое предложение с придаточными определительными и изъяснительными»
Андрей Рублёв.
В продолжение долгих часов Андрей остаётся наедине со своим учителем Даниилом Чёрным, который открывает юному художнику тайны живописи.
Даниил, по-видимому, был живописцем первой величины. Однако самая большая заслуга его в том, что он не только увидел одарённость Рублёва, но и воспитал в нём самостоятельную творческую мысль и манеру. Не подавлял своим авторитетом, понимая, что каждый должен идти своим путём. Поступать так – значит проявлять поистине большой ум, поразительное уважение к личности, неиссякаемую любовь к жизни. Ведь мастеру не просто примириться с тем, что собственный ученик заводит с тобой споры, и не только не делать попытки оборвать его, а всячески поощрять к продолжению этого спора.
Рублёву повезло, что возле него с самых первых шагов оказался такой душевный и опытный старший товарищ. Андрей оценил это и бережно пронёс признательность и уважение к своему учителю через всю жизнь.
От того далёкого времени сохранилась миниатюра, на которой Рублёв запечатлён с гордо поднятой головой. Неизвестный автор в Рублёве увидел не гордыню, которая на Руси считалась величайшим грехом, а заслуживающее уважения достоинство.
Грамматическое задание:
1)Озаглавить текст.
2)Найти сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными, составить схемы.3)Сделать фонетический разбор слова далёкого.
Итоговая контрольная работа по разделу «Сложноподчинённое предложение».
Диктант
Основатель Третьяковской галереи.
Известная всему миру галерея, в которой представлены произведения искусства, созданные выдающимися художниками России, носит имя Павла Михайловича Третьякова.
Богатый, хорошо образованный купец, он решил употребить своё богатство на пользу народа. «Во всех европейских странах есть богатые музеи, где собраны творения лучших художников этих стран, - говорил он. – Пора и нам иметь такой же».
Две первые картины, которые были куплены в 1856 году, положили начало этому замечательному собранию. Третьяков тщательно подбирал свою коллекцию. Когда он появлялся на открытии какой-нибудь выставки, сосредоточенный, молчаливый, казалось, что он лишь прислушивается к тому, о чём говорят другие, но художники поражались его метким замечаниям, верным оценкам картин. Если картина нравилась Третьякову, он её тут же приобретал и уже никому не уступал.
Сначала для осмотра галереи требовалось разрешение самого Третьякова. Позже, когда он подарил её городу Москве, вход был открыт для всех желающих. (141 слово) (По В. Порудоминскому)
Грамматическое задание.
1)Найти СПП, указать виды придаточных предложений.
2)Составить схему одного из сложноподчинённых предложений
3)Сделать синтаксический и пунктуационный разбор первого предложения второго абзаца.
3-я четверть.
Контрольный диктант по разделу «Бессоюзное сложное предложение».
Кусака Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и, промокшая, грязная, вернулась обратно. Здесь она проделала то, чего никто, однако, не видел: взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы и заглянув в стеклянную дверь, поскребла когтями. В комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке.
Начался частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождём лился с неприветливого неба. На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась странно пустой, свет долго ещё печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он.
И, когда уже не было сомнений, что наступила ночь, собака жалобно завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался вой в монотонный шум дождя, прорезал тьму, и, замирая, понёсся над обнажёнными полями.
И тому, кто слышал его, казалось, что стонет и рвётся к свету сама беспросветно-тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу. (160 слов)
(По Л.Андрееву)
Грамматическое задание:
1)Озаглавить текст.
2)Произвести синтаксический разбор второго предложения (со схемой).
3)Сделать пунктуационный разбор второго предложения третьего абзаца.
4)Морфемный разбор слов: бесшумно, приподнявшись, надвигаться, отовсюду, монотонный, озарял.
Контрольный диктант по разделу «Сложные предложения с различными видами связи».

Старый музыкант.
Старый скрипач любил играть у подножия памятника Пушкину, что стоит в начале Тверского бульвара. Поднявшись по ступенькам к самому пьедесталу, музыкант трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, и все они умолкали в ожидании музыки, потому что она утешает людей, обещает им счастье и славную жизнь. Футляр скрипки музыкант клал на землю; он был закрыт, и в нём лежал кусок чёрного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.
Обыкновенно старик выходил играть под вечер: для его музыки нужно было, чтобы в мире стало тише. Старик страдал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Звуки скрипки раздавались в воздухе и доходили до глубины человеческих сердец, трогая их нежной и мужественной силой. Некоторые слушатели вынимали деньги, чтобы отдать их старику, но не знали, куда их положить: футляр скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножье памятника, почти рядом с Пушкиным.
(162 слова)
(А.Платонову)
Грамматическое задание:
1)Разобрать первое предложение по частям речи.
2)Сделать морфологический разбор слова поднявшись.
3) Произвести синтаксический разбор 1-го предложения второго абзаца. Построить схему.
4-ая четверть
Контрольный словарный диктант по разделу: «Повторение и систематизация изученного в 5 – 9 классах».
Ветрено, пустынно, по весеннему березняку, одеваться по-весеннему, обвешанные серёжками, осенённые, по вытоптанной тропинке, наглухо застёгнутый, поравнявшись, в синем плащике; авторский замысел, острый конфликт, неизгладимое впечатление, интеллект, искусство слова, искусный мастер, искусственный, неповторимый, снова, классический.
Дополнительные задания.
1)Разберите по составу слова неповторимый, искусственный, снова.
2)Подберите синонимы к словам увлекательный, неповторимый, искусный, снова, чуть.
3)Образуйте наречия от слов художественный, искусный, интеллигентный, увлекательный, непредсказуемый, незабываемый.
4)Подберите антонимы к словам вражда, доброта, незримый, накапливать, создавать, вооружение, закат, любить, соединение, легко.5) Используя слова или словосочетания из словарного диктанта, составьте 1простое, 1 сложносочинённое и 1 сложноподчинённое предложение.

Содержательно-композиционный анализ текста.
Погода уже три дня стояла тихая и тёплая. На улицах (не) было видно н.. клочка снег а и грязное место зам..нилось бл..стящей мостовой и быстрыми ручьями. С крыш уже ст..кали последние капли и в п..лисаднике на деревьях надувались поч(?ки. На дворе была сухая дорожка и около крыльца между камнями з..ленела мшистая трава. Был тот особе(н,нн)ый период весны который сильнее всего действует на душу человека яркое солнце, ручьи и протал..нки, п..ахучая свеж..сть в воздухе и (нежно)голубое небо.
Все предметы были освещ..(н,нн)ы ярко и комната пов..селела. Какое(то) новое для меня чу..ство проникло мне в душу. Мокрая земля по которой кое(где) выб..вались (ярко)зелёные иглы травы Бл..стящие на солнце ручьи пахучий сырой воздух и радостное солнце всё мне говорило про красоту счастье и добр..детель.
(По Л.Толстому)
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
Определите стиль речи.
Составьте схему последних предложений первого и второго абзаца. Объясните постановку знаков препинания.
Разберите по составу глаголы третьего предложения и приведите аналогичные примеры.
В предложениях первого абзаца выделите грамматические основы и укажите способы выражения сказуемого.
Итоговая контрольная работа.

Диктант
Утро в тайге
Тайга дышала, просыпалась, росла.
Сердце моё трепыхнулось и замерло от радости: на каждом листке, на каждой хвоинке, травке, в венцах соцветий и на живых стволах деревьев – повсюду мерцали, светясь и играя, капли росы.
И каждая роняла крошечную блёстку света, но, слившись вместе, эти блёстки заливали сиянием торжествующей жизни всё вокруг.
Ещё ни единый луч солнца не прошил острой иглой овчину тайги, но по небу во всю ширь расплылась размоина, и белёсая глубь небес всё таяла, таяла, обнажая блеклую, прозрачно-льдистую голубизну, в которой всё ощутимей глазу виднелась несмелая, силы пока не набравшая теплота.
Живым духом пополнились леса, кусты, травы, листья. Снова защёлкали о стволы деревьев и о камни железнолобые жуки и божьи коровки; бурундук умылся лапками на коряге и беззаботно удрал куда-то; костёр наш, едва тлевший, воспрянул, щёлкнул раз-другой, разбрасывая угли, и сам собой занялся огнём.
Солнце во всём сиянии поднялось над лесом, пробив его из края в край пучками ломких спиц, раскрошившихся в быстро текущих водах речонки. (160 слов)
(По В.Астафьеву)

Грамматическое задание
1)Подберите к тексту заголовок.
2)Найдите бессоюзное сложное предложение, замените его на союзное сложное предложение.
3)Произведите синтаксический разбор 3-го предложения. Начертите схему.
4)Сделайте пунктуационный разбор последнего предложения.

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку в 9-м классе национальной школы предназначена для изучения русского языка на базовом уровне и составлена из расчета 2 часа в неделю. Учебный предмет «Русский язык» имеет познавательно - практическую направленность, т.е. дает учащимся знания о русском языке и формирует языковые и речевые умения. Вместе с тем и общепредметные задачи.

Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности.

Начинается программа с повторения изученного ранее материала, в конце учебного года также отводится время для повторения. Выделены часы для уроков развития речи, для проведения контрольных работ. В курсе русского языка в 9-ом классе основной темой является «Синтаксис и пунктуация», изучаются виды сложных предложений. Цели обучения русскому языку: -научить школьников практически владеть государственным языком РФ;

Пользоваться русской речью в производственной и общественной деятельности как средством межнационального общения и языком учебных предметов;

Дать определенный круг знаний о строе русского языка, его структуре, уровнях и единицах (фонемах, лексемах, типах словосочетаний и предложений);

Научить строить функционально-смысловые типы речи(повествование, описание, рассуждение) в устной и письменной форме с учетом стилистических норм, речевого этикета, языковой коммуникации);

Выработать орфоэпические, орфографические и пунктуационные навыки;

Привить навыки различных типов чтения; -пробудить интерес к изучению русского языка, подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.

Тематическое планирование уроков русского языка

в 9 «б» классе

Тема и основное содержание урока

Повторение изученного (4 ч)

Словосочетание и предложение.

Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение.

Обособленные члены предложения. Вводные слова и предложения.

Контрольный диктант

Текст (7ч+2р\р)

Стили речи (повторение)

Публицистический стиль.

Жанры публицистического стиля

Официально - деловой стиль

Стиль художественной литературы

Комплексный анализ текста.

Комплексный анализ текста.

Составление связных текстов об одном

и том же явлении в разных стилях

Лексика и фразеология (3 ч)

Фразеологические обороты(повторение).Фразеологические обороты в коми языке.

Крылатые слова. Крылатые слова в коми языке

Терминология (термины общераспространенные и узкоспециальные)

Синтаксис и пунктуация Сложное предложение (29ч+7р/р)

Общие сведения о сложном предложении.

Понятие о сложносочиненном предложении

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами

Сложносочиненные предложения с противительными союзами

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами

Синтаксический разбор сложносочиненного предложения

Анализ контрольного диктанта



Подготовка к изложению публицистического стиля на

морально - этическую тему. Текст 25, сб.экзаменационных изложений.

Д.Гранин«О милосердии»

Написание изложения

Понятие о сложноподчиненном предложении

Подчинительные союзы и союзные слова в придаточной части. Указательные слова в главной части.

Сложноподчиненные предложения с придаточной изъяснительной частью.

Сложноподчиненные предложения с придаточной определительной частью.

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью места.

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью времени

Устное изложение текста с сохранением стилевых особенностей текста(упр.99) или см.м.п. по рус.яз.зад 1У стр 69

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью степени и образа действия

Сложноподчиненные предложения с придаточной сравнительной частью

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью причины

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью цели

Подготовка к изложению текста публицистического стиля (упр.82)

Написание изложения по тексту публицистического стиля.

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью условной

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью уступительной

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью следствия. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном предложении:



Подготовка к изложению с элементами рассуждения (упр.232)

Написание изложения с элементами рассуждения

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Тире в бессоюзном сложном предложении

Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Сложное синтаксическое целое (2ч)

Понятие о ССЦ (упр.38)

Построение ССЦ: зачин, главная часть, концовка. Связь предложений в ССЦ. Абзац и ССЦ.

Прямая речь (5ч+3р/р)

Прямая речь, знаки препинания при прямой речи.

Понятие о косвенной речи

Изложение с элементами сочинения, подготовка

Написание изложения с элементами сочинения

Составление юмористического диалога по данному образцу (упр.272)

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Анализ контрольного диктанта

Повторение (Зч+2р/р)

Комплексный анализ текста

Подготовка к изложению с элементами сочинения (упр.345 учебник)

Написание изложения с элементами сочинения (упр.345)

Комплексный анализ текста

Комплексный анализ текста

Комплексный анализ текста

Комплексный анализ текста


Название раздела

Повторение изученного

Лексика и фразеология

Синтаксис и пунктуация Сложное предложение

Прямая речь

Повторение изученного

Требования к знаниям, умениям, и навыкам учащихся по русскому языку за курс 9-го класса национальной школы.

    Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определение основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

    К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

    производить все виды разбора: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

    составлять сложны предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

    определять стиль и тип текста;

    соблюдать все основные нормы литературного языка.

По пунктуации.

Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.

По орфографии.

Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слова. Правильно писать изученные в 5-9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи.

Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи.. Подготовить доклад на историко - литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно- критической статьи (или фрагмента большой). Писать сочинения публицистического характера. Писать заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседником соответствующий речевой этикет.

Литература

    Сабаткоев Р.Б. Русский язык: учебник для 9 классов национальной школы-СПб: отделение издательства «Просвещение», 1999 год;

    Русский язык: учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений(С.Г.Бархударов и др.)-М: «Просвещение», 2007

    Русский язык: учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. Под ред. М.М.Разумовской. М: Дрофа, 2002г

    руеский язык для 9 классов. Поурочные планы по учебнику С.Г.Бархударова и др. Автор составитель Л.А.Тропкина. Волгоград, «Учитель», 2007

Контрольный диктант №5. 9 класс. Журчеёк.

Если вас когда-нибудь осчастливит судьба и вы в летнюю пору спуститесь к болотцу, а потом по узенькому мостку перейдёте заросшую осокою и кувшинками речушку с нежным именем Конопляночка, то на опушке небольшого лесочка вы услышите неугомонное мелодичное журчание.

Оно всегда разное: на утренней зорьке, под ватниками тумана, звуки тише, мягче, более кроткие, чем солнечным жарким днём, когда вода, разбавленная небесной голубизной, становится лазурнее, прозрачнее, кажется звонче. Проносится ветер над лесом- ручеёк затихает, затаивается, словно прислушивается и разгадывает, куда он, озорной, полетел и когда вернётся снова. А когда водную гладь трогают струйки дождя, ручейковую музыку не описать, до того она божественна в осеннюю непогодь. Когда деревья роняют на воду золото листвы, в журчании слышатся и грустные мелодии расставания с летом, и жизнерадостные песнопения о волшебной необходимости зимнего отдыха перед буйством грядущей весны.

Журчит на радость всем ручеёк. И, может быть, поэтому у него такое красивое имя-Журчеёк.

Сказочная песня природы в неповторимом исполнении прибежавшего в Конопляночку ручейка вам запомнится на всю жизнь, как самое дорогое, от чего на душе бывает по-особенному светло и радостно. (173 слова).

Задание.

1. Выделите грамматические основы в предложении:

1-ый вариант в предложении Проносится ветер...

2-ойвариант в первом предложении.

2.Обозначьте морфемы в словах:

1-ый вариант: осчастливит, услышите,неповторимом;

2-ой вариант: проносится,затихает, прибежавшего.

Сквозь чащу черёмухи пробираемся к берегу. Конец июня, а она только- только оделась по-весеннему. Запоздалым сиреневым цветом горит багульник, а берёзка, не поверив лету, стоит голая.

Тайга, увидев простор Байкала, катится к нему по сопкам ярусами зелени и у самой воды замирает. Пощупав корнями воду, лиственницы,берёзы и сосны раздумали купаться, остановились, а тайга напирает сзади, остановиться не может. Оттого на берегу лежат поваленные деревья-великаны, загородив дорогу к озеру.

Удивительно видеть здесь апрель и июнь сразу. За спиной запахи лета, а на Байкале- точь-в -точь Волга в разливе. То же безбрежное водное пространство, те же льдины стадами.

Байкал вскрывается поздно, и до конца мая носятся по воде ледяные стада. В июне они пристают к берегу и тут, у валуна, медленно оседают, неожиданным шорохом пугая зверей у водопоя.

Чистая, как слеза, вода Байкала не терпит мусора, и в штормовую погоду он швыряет на берег обломки лодок, коряги. Ни соринки в воде!

Дальние синие сопки сливаются с закатными полосами, и их медленно заволакивает вечерняя дымка. (165 слов).

Задание.

1.Выполнить синтаксический разбор предложения:

1-ыйвариант: 1-ый абзац, 3-е предложение.

2-ой вариант: последнее предложение текста.

Контрольный диктант № 8 . 9-ый класс.

Река шла причудливыми изгибами.Над бегущей водой беспрерывно перелетали с берега на берег сверкающие стрекозы, а в вышине неподвижно парили огромные ястребы. Песчаные косы, перемытые речной водой и перевеянные ветром, поросли разномастными цветами.

Сосновые сухие леса по берегам перемешивались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы и ольхи. Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали через реку над прозрачной водой, как будто медные литые мосты. Лес тянулся на двести километров, и не было поблизости никакого жилья. Лишь кое-где на берегах стояли шалаши смолокуров, и изредка по лесу тянуло сладковатым дымком тлеющего смолья.

Удивительнее всего в этих местах был воздух, в нём была полная и совершенная чистота, и эта чистота придавала особую резкость всему, что было окружено этим воздухом. Каждая сухая ветка сосны была видна среди тёмно- зелёной хвои очень далеко.

По К.Паустовскому. (130 слов).

Задание.

1.Обозначьте грамматическую основу предложений.

2. Найдите сложносочинённые предложения, выделите в них союзы.

3. Укажите, какими частями речи выражены главные члены предложения в сложносочинённых предложениях.

4. Объясните правописание слов: причудливыми, беспрерывно, песчаные, разномастными, зарослями, поваленные, корабельные, кое-где, изредка, совершенная, придавала, тёмно-зелёной.

5. Сделайте разбор по составу и словообразовательный разбор:перевеянные, поблизости.

6. Сделайте морфологический анализ слов:литые, окружено.

Найдите изобразительно-выразительные средства.

Контрольный диктант № 8 . 9-ый класс.

Основатель Третьяковской галереи.

Известная всему миру галерея, в которой представлены произведения искусства, созданные выдающимися художниками России, носит имя Павла Михайловича Третьякова,

Богатый, хорошо образованный купец, он решил употребить своё богатство на пользу народа. «Во всех европейских странах есть богатые музеи, где собраны творения лучших художников этих стран,-говорил он.- Пора и нам иметь такой же».

Две первые картины, которые были куплены в 1856 году, положили начало этому замечательному собранию. Третьяков тщательно подбирал свою коллекцию. Когда он появлялся на открытии какой-нибудь выставки, сосредоточенный, молчаливый, казалось, что он лишь прислушивается к тому, о чём говорят другие, но художники поражались его метким замечаниям, верным оценкам картин. Если картина нравилась Третьякову, он её тут же приобретал и уже никому не уступал.

Сначала для осмотра галереи требовалось разрешение самого Третьякова. Позже, когда он подарил её городу Москве, вход был открыт для всех желающих. (141 слово).

Задание.

1. Выполнить синтаксический разбор предложения.

1-ый вариант. 3-ий абзац, последнее предложение.

2-ой вариант.4-ый абзац, последнее предложение.

Контрольный диктант №4. 9-ый класс. Летний день.

Хороши такие летние туманные дни, хотя охотники их и не любят. В такие дни нельзя стрелять: птица, выпорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана. Но как тихо, как невыразимо тихо всё кругом! Всё проснулось, и всё молчит. Вы проходите мимо дерева- оно не шелохнется: оно нежится. Сквозь тонкий пар, ровно разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса. Вы принимаете её за близкий лес; вы подходите- лес превращается в высокую грядку полыни на меже. Над вами, кругом вас-всюду туман... Но вот ветер слегка шевельнётся, и клочок бледно- голубого неба смутно выступит сквозь редеющий, словно задымившийся пар, золотисто- жёлтый луч ворвётся вдруг, заструится длинным потоком, ударит по полям, упрётся в рощу- и опять всё заволоклось. Долго продолжается эта борьба; но как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет восторжествует и последние волны согретого тумана то скатываются и расстилаются скатертями, то извиваются и исчезают в голубой нежно сияющей вышине. (153 слова).

Задание.

1 .Произведите синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения, укажите смысловые отношения между простыми предложениями; составьте схему: 2-го предложения (1 вариант); предложения Вы проходите мимо дерева... (2-ой вариант).

    Разберите по составу слова:

1-ый вариант: (в) вышине, редеющий,расстилаются;

2-ой вариант: клочок,задымившийся, восторжествует.

    Найдите слова с орфограммой:

1-ый вариант: «Не с прилагательными, наречиями, глаголами», объясните правописаниес не в каждом конкретном случае;

2-ой вариант: «Буквы з ис на конце приставок», объясните выбор букв.

    Произведите морфологический разбор глаголов:

1-ый вариант: чернеется;

2-ой вариант: подходите.

Известная всему миру галерея, в которой представлены произве­дения выдающихся художников России, носит имя Павла Михайло­вича Третьякова.

Богатый, хорошо образованный купец решил употребить свое бо­гатство на пользу народа. «Во всех европейских странах есть богатые музеи, где собраны творения лучших художников этих стран, - го­ворил он. - Пора и нам иметь такой же».

Две картины, которые были куплены в 1856 году, положили нача­ло этому замечательному собранию. Третьяков тщательно подбирал свою коллекцию. Когда он появлялся на открытии какой-нибудь вы­ставки, казалось, что он лишь прислушивается к тому, о чем говорят другие. Но художники поражались его метким замечаниям, верным оценкам картин. Если картина нравилась Третьякову, он ее тут же приобретал и уже никому не уступал.

Сначала для осмотра галереи требовалось разрешение самого Треть­якова. Когда он подарил ее городу Москве, вход был открыт для всех.

(110 слов)

Задание (на выбор учащихся)

  1. Определите тему и основную мысль текста. Озаглавьте;
    • с помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями?
    • объясните постановку знаков препинания в предложении с прямой речью. С какой целью использована прямая речь в тексте?
  2. Обозначьте орфограммы и пунктограммы. Сгруппируйте их. Приведите примеры;
    • выполните морфологический разбор числительных;
    • просклоняйте письменно составное количественное числи­тельное;
    • выполните разные виды разбора (фонетический, морфем­ный, морфологический, синтаксический).
  3. Опишите свои впечатления о посещении Третьяковской га­лереи (или о заочной экскурсии). Используйте числительные.

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку в 9»а» классе предназначена для изучения русского языка на базовом уровне и составлена из расчета 2 часа в неделю.

Учебный предмет «Русский язык» имеет познавательно-практическую направленность. Т.е. он дает знания о родном языке и формирует языковые и речевые умения.

В начале курса 9-го класса дается вводныйурок о международном значении русского языка, а основными темами для изучения являются «Сложные предложения», «Сложносочиненное предложение», «Сложноподчиненное предложение», «Бессоюзное сложное предложение». Завершает программу 9-го класса тема «Общие сведения о языке». Кроме того, в рабочей программе отводится время на развитие речи и выполнение контрольных работ. Исходя из вышесказанного, в курсе 9-го класса ставятся следующие цели:

Научить школьников практически владеть государственным языком РФ;

Пользоваться русской речью в производственной и общественной деятельности как средством межнационального общения и языком учебных предметов;

Дать определенный круг знаний о строе русского языка, его структуре, уровнях и единицах (фонемах, лексемах, типах словосочетаний и предложений);

Научить строить функционально- смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) в устной и письменной форме с учетом стилистических норм, речевого этикета, языковой коммуникации;

Выработать орфоэпические, орфографические и

пунктуационные навыки;

Рабочая программа составлена на основе Программы для

общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы»

«Просвещение», 2006 год

Всего часов-68

Развитие речи-13 Контрольные работы-5

Тематическое планирование


№ п/п

№ п/т

Тема

кол-во часов

1

2

3

4

Введение (1 час)

1

1

Введение. Международное значение русского языка

1

Повторение пройденного в 5-8 кл. (6+1)

2

1

Фонетика. Орфоэпия. Орфография,

1

3

2

Лексика. Фразеология

1

4

3

Словообразование. Морфология.

1

5

4

Диктант

1

6

5

Комплексный анализ текста(уч. Разумовской)

1

7

6

Комплексный анализ текста(по Разумовской)

1

8

7

Р/р. Сочинение по картине М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (упр.282 по Разумовской

1

Синтаксис

Простое предложение (повторение) (2 ч)

9

1

Синтаксис словосочетания и простого предложения

1

10

2

Пунктуация простого предложения

1

Сложное предложение. Культура речи (1ч)

11

1

Сложное предложение. Основные виды сложного предложения

1

Сложносочиненные предложения(4ч+2р.р.)

12

1

Понятие о ССП

1

13

2

ССП с союзами, основные группы

1

14

3

Знаки препинания в ССП

1

15

4

Р/р. Рецензия на литературное произведение (по учебнику Разумовской)

1

16

5

Р/р, Жанр путевых заметок, (упр.282 по уч.Разумовской

1

17

6

Диктант «Осенние воспоминания»(РЯШ № 4-96)

1

Сложноподчиненные предложения (22ч+6р/р)

18

1

Понятие о СПП. Строение СПП и пунктуация в нем.

1

19-

2-3

СПП с придаточными определительными

2

21

4

СПП с придаточными изъяснительными

1

22

5

Р/р. Работа по картине Ю.Непринцева «Отдых после боя» (упр. 120 по уч.Разумовской)

1

23

6

СПП с придаточными обстоятельственными

1

24-

7-8

Придаточные предложения образа действия и степени

2

26

9

Придаточные предложения места

1

27

10

Придаточные предложения времени

1

28

11

Р/р.Эссе. Сочинение-эссе «О времени и о себе».(упр.288 по уч. Разумлвской

1

29

12

Придаточные предложения.условия

1

30

13

Придаточные предложения причины.

1

31

14

Придаточные предложения цели.

1

32

15

Придаточные сравнительные предложения

1

33

16

Придаточные предложения уступки.

1

34-35

17-18

Р/р. Изложение с элементами сочинения.

2

36

19

Придаточные предложения следствия.

1

37

20

Различные виды придаточных предложений (повторение). Синтаксический разбор СПП

1

38

21

СПП с несколькими придаточными, пунктуация в них

1

39-40

22-23

Основные виды СПП с несколькими придаточными и пунктуация в них.

2 ,

41-42

24-25

Р/р.Учимся писать тезисы, доклады* рефераты

2

43

26

Повторение по теме «СПП»

1

44

27

Диктант

1

45

28

Р/р. Деловые бумаги (автобиография, заявление)

1

Бессоюзное сложное предложение(7ч+2р.р)

46

1

БСП и его особенности. Запятая и точка с запятой в БСП

1

47

2

Двоеточие в БСП

1

48

3

Двоеточие в БСП

1

49

4

Тире в БСП

1

50

5

Тире в БСП

1

51

6

Повторение изученного о БСП

1

52

7

Диктант с грамматическим заданием

1

53-

8-9

Изложение с элементами сочинения х

2

Сложное предложение с разными видами связи (Зч+1р.р.)

55

1

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

1

56-

2-3

Знаки препинания в ССК

2

58

4


1

Общие сведения о языке (Зч)

59

1

Общие сведения о языке

1

60

2

Русский литературный язык и его стили

1

61

3

Наука о русском языке и её разделы

1

Систематизация изученного (5ч+2р.р)

62-

1-2-

Комплексное повторение по фонетике, лексике,

3

63-

3

грамматике, правописанию

64

г

65

4

Диктант

1

66-

5-6

Р/р.Изложение с элементами сочинения

2

67

68

7

Правописание различных частей речи. Трудные

1

случаи правописания

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 9-го класса.

1.Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

2. К концу 9-го класса учащиеся должны овладеть умениями и навыками:

Производить все виды разборов: фонетический, словообразовательный, морфемный, морфологический, синтаксический, стилистический;

Составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

Определять стиль и тип текста;

Соблюдать все основные нормы литературного языка.

По пунктуации:

Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо;

Выделить знаками препинания, правильно расставлять знаки;

Находить и исправлять пунктуационные ошибки;

Производить пунктуационный разбор предложения.

По орфографии:

Находить в словах орфограммы;

Уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова;

Находить и исправлять орфографические ошибки;

Производить орфографический разбор слова.

По связной речи:

Определять тип и стиль текста;

Создавать тексты разных стилей и типов речи;

подготовить доклад, составлять тезисы или конспект небольшой

литературно- критической статьи.

Писать сочинение публицистического характера. Писать заявление,

автобиографию. Свободно и грамотно говорить на заданную тему.

Соблюдать речевой этикет.

Программа состоит из разделов:



Раздела программы

к-во часов

Р/р

диктант

сочинение

изложение

I

Введение

1

2

Повторение пройденного

6

1

1

3

Синтаксис

1 .Простое предложение(повторение)

2

2.Сложное предложение ССП ^

4

2

1

З.СПП

22

4

2

1

4.БСП

7

2

1

З.Сложное предложение с разными видами связи

3

1

4

Общие сведения о языке

3.

5

Систематизация изученного

5

2

1

49

7

7

5

Литература

1.Русский язык: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. М.МРазумовская, СИ. Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов, под ред. ММ.Разумовской. Москва, «Дрофа», 2000 год.

2.Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, С.Г.Бархударов и др. Москва, «Просвещение», 2004 год

3.Поурочные планы. Русский язык 9 класс. По учебнику СГ.Бархударова, СЕ.Крючкова и др.Автор составитель-Л.А.Тропкина. Волгоград, издательство «Учитель», 2007 год.


Контрольный диктант №5. 9 класс. Журчеёк.

Если вас когда-нибудь осчастливит судьба и вы в летнюю пору спуститесь к болотцу, а потом по узенькому мостку перейдёте заросшую осокою и кувшинками речушку с нежным именем Конопляночка, то на опушке небольшого лесочка вы услышите неугомонное мелодичное журчание.

Оно всегда разное: на утренней зорьке, под ватниками тумана, звуки тише, мягче, более кроткие, чем солнечным жарким днём, когда вода, разбавленная небесной голубизной, становится лазурнее, прозрачнее, кажется звонче. Проносится ветер над лесом- ручеёк затихает, затаивается, словно прислушивается и разгадывает, куда он, озорной, полетел и когда вернётся снова. А когда водную гладь трогают струйки дождя, ручейковую музыку не описать, до того она божественна в осеннюю непогодь. Когда деревья роняют на воду золото листвы, в журчании слышатся и грустные мелодии расставания с летом, и жизнерадостные песнопения о волшебной необходимости зимнего отдыха перед буйством грядущей весны.

Журчит на радость всем ручеёк. И, может быть, поэтому у него такое красивое имя-Журчеёк.

Сказочная песня природы в неповторимом исполнении прибежавшего в Конопляночку ручейка вам запомнится на всю жизнь, как самое дорогое, от чего на душе бывает по-особенному светло и радостно. (173 слова).

Задание.

1. Выделите грамматические основы в предложении:

1-ый вариант в предложении Проносится ветер...

2-ойвариант в первом предложении.

2.Обозначьте морфемы в словах:

1-ый вариант: осчастливит, услышите,неповторимом;

2-ой вариант: проносится,затихает, прибежавшего.

Сквозь чащу черёмухи пробираемся к берегу. Конец июня, а она только- только оделась по-весеннему. Запоздалым сиреневым цветом горит багульник, а берёзка, не поверив лету, стоит голая.

Тайга, увидев простор Байкала, катится к нему по сопкам ярусами зелени и у самой воды замирает. Пощупав корнями воду, лиственницы,берёзы и сосны раздумали купаться, остановились, а тайга напирает сзади, остановиться не может. Оттого на берегу лежат поваленные деревья-великаны, загородив дорогу к озеру.

Удивительно видеть здесь апрель и июнь сразу. За спиной запахи лета, а на Байкале- точь-в -точь Волга в разливе. То же безбрежное водное пространство, те же льдины стадами.

Байкал вскрывается поздно, и до конца мая носятся по воде ледяные стада. В июне они пристают к берегу и тут, у валуна, медленно оседают, неожиданным шорохом пугая зверей у водопоя.

Чистая, как слеза, вода Байкала не терпит мусора, и в штормовую погоду он швыряет на берег обломки лодок, коряги. Ни соринки в воде!

Дальние синие сопки сливаются с закатными полосами, и их медленно заволакивает вечерняя дымка. (165 слов).

Задание.

1.Выполнить синтаксический разбор предложения:

1-ыйвариант: 1-ый абзац, 3-е предложение.

2-ой вариант: последнее предложение текста.

Контрольный диктант №. 9-ый класс.

Река шла причудливыми изгибами.Над бегущей водой беспрерывно перелетали с берега на берег сверкающие стрекозы, а в вышине неподвижно парили огромные ястребы. Песчаные косы, перемытые речной водой и перевеянные ветром, поросли разномастными цветами.

Сосновые сухие леса по берегам перемешивались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы и ольхи. Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали через реку над прозрачной водой, как будто медные литые мосты. Лес тянулся на двести километров, и не было поблизости никакого жилья. Лишь кое-где на берегах стояли шалаши смолокуров, и изредка по лесу тянуло сладковатым дымком тлеющего смолья.

Удивительнее всего в этих местах был воздух, в нём была полная и совершенная чистота, и эта чистота придавала особую резкость всему, что было окружено этим воздухом. Каждая сухая ветка сосны была видна среди тёмно- зелёной хвои очень далеко.

По К.Паустовскому. (130 слов).

Задание.

1.Обозначьте грамматическую основу предложений.

2. Найдите сложносочинённые предложения, выделите в них союзы.

3. Укажите, какими частями речи выражены главные члены предложения в сложносочинённых предложениях.

4. Объясните правописание слов: причудливыми, беспрерывно, песчаные, разномастными, зарослями, поваленные, корабельные, кое-где, изредка, совершенная, придавала, тёмно-зелёной.

5. Сделайте разбор по составу и словообразовательный разбор:перевеянные, поблизости.

6. Сделайте морфологический анализ слов:литые, окружено.

Найдите изобразительно-выразительные средства.

Контрольный диктант №. 9-ый класс.

Основатель Третьяковской галереи.

Известная всему миру галерея, в которой представлены произведения искусства, созданные выдающимися художниками России, носит имя Павла Михайловича Третьякова,

Богатый, хорошо образованный купец, он решил употребить своё богатство на пользу народа. «Во всех европейских странах есть богатые музеи, где собраны творения лучших художников этих стран,-говорил он.- Пора и нам иметь такой же».

Две первые картины, которые были куплены в 1856 году, положили начало этому замечательному собранию. Третьяков тщательно подбирал свою коллекцию. Когда он появлялся на открытии какой-нибудь выставки, сосредоточенный, молчаливый, казалось, что он лишь прислушивается к тому, о чём говорят другие, но художники поражались его метким замечаниям, верным оценкам картин. Если картина нравилась Третьякову, он её тут же приобретал и уже никому не уступал.

Сначала для осмотра галереи требовалось разрешение самого Третьякова. Позже, когда он подарил её городу Москве, вход был открыт для всех желающих. (141 слово).

Задание.

1. Выполнить синтаксический разбор предложения.

1-ый вариант. 3-ий абзац, последнее предложение.

2-ой вариант.4-ый абзац, последнее предложение.

Контрольный диктант №4. 9-ый класс. Летний день.

Хороши такие летние туманные дни, хотя охотники их и не любят. В такие дни нельзя стрелять: птица, выпорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана. Но как тихо, как невыразимо тихо всё кругом! Всё проснулось, и всё молчит. Вы проходите мимо дерева- оно не шелохнется: оно нежится. Сквозь тонкий пар, ровно разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса. Вы принимаете её за близкий лес; вы подходите- лес превращается в высокую грядку полыни на меже. Над вами, кругом вас-всюду туман... Но вот ветер слегка шевельнётся, и клочок бледно- голубого неба смутно выступит сквозь редеющий, словно задымившийся пар, золотисто- жёлтый луч ворвётся вдруг, заструится длинным потоком, ударит по полям, упрётся в рощу- и опять всё заволоклось. Долго продолжается эта борьба; но как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет восторжествует и последние волны согретого тумана то скатываются и расстилаются скатертями, то извиваются и исчезают в голубой нежно сияющей вышине. (153 слова).

Задание.

1 .Произведите синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения, укажите смысловые отношения между простыми предложениями; составьте схему: 2-го предложения (1 вариант); предложения Вы проходите мимо дерева... (2-ой вариант).


  1. Разберите по составу слова:
1-ый вариант: (в) вышине, редеющий,расстилаются;

2-ой вариант: клочок,задымившийся, восторжествует.


  1. Найдите слова с орфограммой:
1-ый вариант: «Не с прилагательными, наречиями, глаголами», объясните правописаниес не в каждом конкретном случае;

2-ой вариант: «Буквы з ис на конце приставок», объясните выбор букв.


  1. Произведите морфологический разбор глаголов:
1-ый вариант: чернеется;






2024 © speleo96.ru.