Особенности социальной системы. Что характерно для социальной системы? В чем особенности социальной системы


Каждый вид взаимоотношений протекает в рамках какого-то целостного уклада, который составляет социальное окружение общающихся людей. Это может быть семья, группа коллег, класс, школа, институт. Конкретные ситуации, в которых оказываются люди, задаются конкретным социальным окружением этих людей. Особенности социума влияют на характер отношений между людьми. Чтобы лучше объяснить механизм этого влияния, я хотел бы ввести понятие "система". Системами называются различного рода структуры, состоящие из взаимосвязанных и взаимно дополняющих друг друга элементов. Например, организмы являются системами, поскольку каждый орган находится в какой-то взаимосвязи с другими органами, а в совокупности они образуют некую динамическую целостность, являющуюся чем-то бóльшим, чем просто суммой сердца, желудка, мозга и т.д. Каждый из этих органов также является системой взаимосвязанных и совместно функционирующих тканей. В свою очередь ткань - это система клеток.

Социальные структуры, такие, как супружеская пара, семья, класс, - это тоже системы. Они объединяют отдельных людей, их взаимосвязи и взаимные влияния, различные принципы и нормы совместной жизни, способы связи и взаимодействия с другими системами. Говоря, что семья - это система, мы подразумеваем, что для лучшего понимания одного из членов семьи нужно понять и других ее членов, а также характер взаимоотношений между ними. Некоторые особенности всей семьи в целом могут стать определенными условиями, формирующими способ мышления, поведения и качество эмоциональных переживаний отдельных ее членов. Эти условия играют существенную роль в формировании всей совокупности взаимоотношений в семье. Их значение можно сравнить со значением почвы, из которой вырастают определенные узловые моменты общения, о которых я писал выше. Иногда все усилия людей, пытающихся как-то изменить эти моменты в желанном направлении, остаются безрезультатными, потому что все дело оказывается в особенностях почвы и необходимо специально заняться ее изменением. Поэтому, собираясь изменить отношения с кем-либо, важно учитывать те общие характеристики социальных групп, которые играют наиболее существенную роль в их функционировании.

Справедливое распределение благ

Не вызывает сомнений то значение, которое имеет способ распределения различного рода благ между членами системы. Отсутствие справедливости в распределении благ в рамках больших социальных систем испокон веков пробуждало к жизни мощные силы, толкавшие людей на вооруженные восстания и революции. Однако мне кажется, что в рамках меньших социальных систем, ограниченных небольшим количеством людей, значение этого момента достаточно часто осознается не в полной мере. Конечно, диспропорции в распределении благ в таких системах, как семья, супружеская пара, школа и т.д., не достигают тех размеров, что в отношениях между хозяином и невольником, но если проявляющаяся временами несправедливость в распределении благ остается за пределами сознания членов этих общностей, то в конце концов они оказываются не в состоянии понять, в чем же источник трудностей в отношениях.

Например, между членами семьи распределяются самые разнообразные блага: особенно вкусная еда, деньги, красивая одежда, обязанности, права, внимание и заинтересованность, интенсивность выражения чувств и прочее. Принципы распределения, которыми пользуются люди, основаны на самых разных критериях, и часто "справедливо" не означает "поровну между всеми". Нетрудно сформулировать следующее положение: справедливое распределение благ способствует установлению хороших отношений между людьми. Или в более категоричной форме: без справедливости в подобного рода распределении не может быть удовлетворительного состояния взаимоотношений. Несколько труднее определить, существует ли справедливость в рамках данной системы, так как объективную оценку отнюдь не всегда можно вывести из субъективного ощущения справедливости. Для того чтобы понять, справедливо ли распределяются блага, нужно установить, все ли заинтересованные лица согласны с теми принципами, на основании которых производится распределение. Важным представляется и то, насколько каждый из заинтересованных людей может фактически участвовать в формулировке этих принципов и насколько открыто он может выражать свое возможное недовольство или протест против принципов, не соответствующих его интересам и взглядам. Если не уделять достаточного внимания этим нюансам, то субъективное ощущение несправедливости, возникающее у отдельных людей, может негативно сказаться на характере отношений даже тогда, когда основной принцип распределения благ будет вполне справедливым.

Открытая связь с внешним миром

Анализируя характер связи различных систем с внешним окружением, можно выделить системы более и менее открытые, хотя порой трудно определить достаточно однозначную меру такой "открытости" миру или "закрытости" по отношению к нему. Например, семья, которая достаточно широко и разнообразно обменивается информацией со своим окружением, может считаться открытой. Сталкиваясь с различными взглядами, ценностями, способами мышления и поведения, такая семья ассимилирует их или отвергает. Естественно, что подобная открытость не означает подверженности буквально всем внешним влияниям, однако благодаря ей система получает возможность лишний раз проверить или освежить свои навыки, стереотипы мышления и поведения, взгляды и т.п. Это увеличивает шансы на развитие взаимных контактов между членами системы, поскольку наплыв новых впечатлений и влияний требует общих усилий для того, чтобы их ассимилировать или отвергнуть.

Конечно, чрезмерная открытость может стать причиной определенных проблем, так как внешние влияния могут поколебать уже утвердившиеся внутри системы способы мышления и поведения. Способность справиться с этими проблемами тесно связана с состоянием взаимоотношений. Я имею в виду прежде всего внешние влияния, которые неизбежно возникают в силу того, что человек одновременно является членом разных систем. Например, молодой человек - не только член семьи, но и ученик какой-то школы, член компании одноклассников, спортсмен, посещающий спортивную секцию. Он приносит домой мнения и установки, которые перенимает в других социальных группах, и это может превращаться в проблему, над разрешением которой бьется вся семья. Точно так же и другие члены семьи приносят извне какие-то взгляды, что становится предметом разговора, дискуссии.

Вспоминаю такой случай: сотрудник одного института был наказан за недосмотр в работе лишением премии. Это означало большую потерю для бюджета семьи. Несмотря на это, он решил не говорить своим близким - жене и двум детям-студентам - о сложившейся ситуации. В семью как в систему из четырех взаимосвязанных индивидов не поступила важная информация. Наш герой руководствовался соображениями двоякого рода. Во-первых, он боялся доставить неприятность жене и детям, не хотел, чтобы у членов семьи портилось настроение. К тому же он чувствовал себя ответственным за финансовое обеспечение семьи. Ему казалось, что сам факт его неудачи существенно поколеблет его значимую позицию и престиж в семье, а ему очень не хотелось потерять свой престиж.

Во-вторых, он думал, что если в семье станет известно, почему его лишили премии, то это бросит тень на его светлый образ в глазах жены и в особенности детей. Одновременно ему не хотелось говорить неправду о случившемся на работе. И он решил в этой ситуации вообще ни о чем не говорить, а найти возможность как-то подработать, чтобы ликвидировать образовавшуюся прореху в семейном бюджете. Дополнительные заработки потребовали дополнительного времени вне дома, что поставило его перед новой проблемой - как объяснить членам семьи более поздние возвращения домой. Ему приходилось каждый раз давать уклончивые объяснения, граничившие с ложью.

Он чувствовал себя очень плохо, потому что его мучила совесть из-за собственного вранья, а вдобавок дома ему приходилось выслушивать попреки из-за позднего возвращения. Поскольку быстро получить деньги за дополнительные заработки не удавалось, а члены семьи не знали, что должны ограничивать свои расходы, он постоянно раздражался по поводу очередных покупок. А поскольку он не решался открыто сказать о причинах своего раздражения, то выражал его косвенным путем. Это отрицательно влияло на атмосферу в семье, членам семьи казалось, что отец постоянно "цепляется" по мелочам и без повода, все время высказывает претензии, а сам все реже бывает дома.

Ситуация усугублялась еще и нарушением контактов между матерью и детьми, поскольку огорченная и расстроенная поведением мужа мать считала своим долгом оправдывать отца и защищать его от критических замечаний и упреков уже взрослых детей. В результате возрос уровень внутреннего напряжения в отношениях между членами семьи, уменьшилось взаимопонимание и взаимное доверие, что привело к дальнейшему замыканию семьи на самой себе, к еще большей закрытости для новой информации извне. В то же время росло чувство взаимного отчуждения и дистанции между всеми.

Как видим, ситуация значительно осложнилась. Независимо от того, как на самом деле разрешилась эта ситуация, она может послужить для нас поводом для размышлений о том, как можно было бы справиться с подобными проблемами. Предлагаю читателю подумать о том, что в этой ситуации могла бы сделать вся семья и отдельные ее члены. Как можно было бы разорвать порочный круг недомолвок и недоверия?

Можно предположить, что если бы семейная система была бы настолько открыта, чтобы не только принять информацию извне, но и справиться со сложившейся ситуацией, то это означало бы, что отношения между членами семьи действительно глубокие и прочные. Сказанное справедливо не только для семейной общности, но и для других социальных систем, составляющих социальную среду, в которой формируются люди. Говоря об открытости системы, о ее способности обмениваться информацией с внешним окружением, что благоприятствует хорошим контактам между ее членами, важно помнить, что практически не существует абсолютно закрытых или абсолютно открытых систем.

Это свойство может проявляться в разной степени и даже изменяться в рамках данной системы в зависимости от характера информации, которой обменивается данная система с внешним окружением. Особенно ясно действительное положение дел раскрывается тогда, когда в данную систему попадает какой-нибудь субъект извне. В таких случаях нередко существенным образом меняются контакты между членами системы, чтобы скрыть от пришельца их истинный характер. Примерами таких ситуаций могут быть "специальное" поведение и формы выражения, которые появляются, когда в доме гости, или перемены в обращении учителя с классом, когда в класс приходит проверяющий.

Степень открытости системы, адекватная данной ситуации или данному виду проблем, становится одним из условий, облегчающих установление благоприятных отношений, но она еще не является достаточной гарантией хороших контактов. Говоря.об "открытой семье", "открытой школе", "открытом супружестве", мы не подразумеваем каких-то идеальных систем, без напряжений, конфликтов и трудностей. Мы также не имеем в виду абсолютную открытость и подверженность внешним влияниям или "полное отсутствие интимности и тайн от внешнего окружения. Сущность открытости системы заключается в относительно высокой степени взаимообмена информацией с внешним окружением при способности к сохранению внутренней целостности и сплоченности.

Внутренняя сбалансированность взаимовлияний

Другой особенностью системы, способствующей благоприятным отношениям между ее членами, является сбалансированность взаимных влияний и зависимостей между контактирующими членами системы. В самых разных системах, будь то семья, школа, группа или место работы, одной из важнейших проблем являются воздействие одних людей на других, осуществление влияния и проявление власти. Качество межличностных контактов в рамках данной системы во многом зависит от того, как люди воздействуют друг на друга и каким способом проявляется власть. Известно, что влияние одних людей на других возможно в форме поручений, распоряжений, запретов, принуждений, попреков, угроз, поощрений, наказаний, наград, убеждений и т.п. Известно также и то, что в ответ на такие или другие способы воздействия люди подчиняются или бунтуют, устраняются или идут на компромиссы, обманывают или покоряются, соглашаются и так далее.

В каждой человеческой общности можно наблюдать определенные способы влияния и реагирования на это влияние. В большинстве систем особую роль с этой точки зрения играет явление, которое можно назвать иерархией влияний, или, как иногда говорят, иерархией власти. Это явление заключается в том, что на основании каких-то формальных или неформальных установлений некий человек решает, что следует делать другим. Если люди ведут себя так, как этого хочет человек, стоящий на более высокой ступени иерархии влияний, они каким-то образом вознаграждаются. Если они этого не делают или делают плохо, они лишаются наград или подвергаются наказаниям. Говоря о наказании и награде, я имею в виду различные средства, с помощью которых можно вызвать у других людей приятные или неприятные переживания. Обычно человек, занимающий верхнюю ступень иерархии, ожидает, что другие будут с большей охотой делать то, за что их наградили, или перестанут делать то, за что они были наказаны. В системах, в которых возможность воздействия на других почти целиком зависит от положения человека на иерархической лестнице, поведение, а часто и мышление людей оказываются в зависимости от внешних распоряжений и ожиданий.

Степень автономности собственного поведения нижестоящих весьма незначительна. Особое значение для подчиненных в такой ситуации приобретает умение угадывать ожидания и намерения людей, занимающих более высокую позицию, а также руководствоваться в своем поведении внешними системами оценок. В конкретных ситуациях это может означать, что для людей, занимающих более низкую позицию, важнее оказывается забота о том, чтобы не подвергнуться наказанию со стороны начальника, чем стремление сделать что-нибудь действительно соответствующее собственным намерениям. В системах, где господствует иерархический принцип влияния на людей, довольно часто встречается некий вполне определенный способ "распоряжения" информацией, имеющей важное значение для всей системы. Информацией распоряжаются так, что при передаче ее людям, занимающим нижние ступени в системе иерархии, она подвергается определенной селекции и обработке.

Ограничение полного доступа к истинной информации для части людей, включенных в систему взаимоотношений, как правило, оправдывается тем, что эти люди не смогут правильно понять данную информацию и адекватно воспользоваться ею. В семье, например, это может проявиться в следующей ситуации: родители совещаются друг с другом, куда следует пойти учиться их сыну, но их мнения расходятся. В ходе острой дискуссии им не удается прийти к единому мнению. Они оба знают, что их сын хочет выбрать такое направление для своей дальнейшей учебы, которое не нравится ни отцу, ни матери. Родители решают не говорить сыну, что их мнения о его дальнейшей учебе расходятся, потому что считают, что это было бы непедагогично и, кроме того, может подорвать их авторитет. Однако разница взглядов по такому важному вопросу, замаскированная под согласие и единомыслие, становится источником напряжения, которое делает поведение родителей по отношению к сыну более искусственным и формальным.

В результате возрастает дистанция между родителями и сыном. На самом деле сын чувствует потребность консультации с родителями по такому важному вопросу, как выбор места учебы, но в то же время ему очень хочется самому быть автором своего решения. Если родители согласятся с правом сына на самостоятельный выбор, в семье восстановится баланс взаимовлияний. И хотя это звучит парадоксально, именно в такой ситуации у родителей появится возможность действительно довести до сознания сына свои точки зрения.

В производственном коллективе, которым руководит начальник, пользующийся абсолютной властью, иногда можно наблюдать следующую ситуацию: из-за низкой производительности труда каких-то других подразделений, связанных с этим коллективом, все предприятие не выполняет план, и работники не получают тех денег, на которые рассчитывали. Однако начальник не объясняет истинные причины невыполнения плана, поскольку не хочет допустить того, чтобы его подчиненные плохо думали о предприятии, на котором работают, и о руководстве, которое отвечает за работу в целом.

Он говорит своим подчиненным, что они получат меньше денег, потому что плохо работали, рассчитывая при этом стимулировать их к лучшей работе в будущем. Он предпочитает, чтобы подчиненные думали, что это они подвели все предприятие, чем чтобы они имели какие-то претензии. Он не верит в то, что они смогут и, главное, захотят конструктивно распорядиться подлинной информацией.

Ограничение доступа к части информации для людей, занимающих низкие ступени в иерархии, нередко связано с другим явлением, наблюдающимся в системах, построенных по иерархическому принципу влияния на людей и характеризующихся единоначалием и безраздельной властью в руках одного человека. Это явление основано на определенных стереотипах в представлении о людях, занимающих низкую позицию в системе иерархии. Такие стереотипы оправдывают существование сильной и иерархически организованной системы власти. Например, начальники или воспитатели нередко предполагают, что их подчиненные или подопечные - ленивые, глупые, тупые, не очень честные люди, думают только о собственных удовольствиях, а не о добросовестном исполнении своих обязанностей.

С такими или подобными представлениями о своих подчиненных или воспитанниках волей-неволей приходится прибегать к сильной и жестокой власти, преследованию, контролю и наказаниям. Если я уверен, что эти люди действительно такие, я должен вести себя подобным образом во имя их же блага. Однако важная проблема состоит в том, что, как известно, если так поступать по отношению к каким-то людям, то и люди становятся такими, какими ты их представляешь. Поэтому, как правило, начальники, руководствующиеся подобными представлениями о своих подчиненных, убеждаются в том, что их самые мрачные предсказания подтверждаются. Это один из типичных примеров того, как пророчество неизбежно оправдывается в силу своих собственных внутренних механизмов.

Порой в жизни возникают ситуации или задачи, требующие экстренных и решительных действий целой группы людей независимо от потребностей или стремлений каждого конкретного человека. Типичным примером являются ситуации чрезвычайного положения, вооруженной битвы с неприятелем, пожара, наводнения и т.д. В подобных случаях жестко структурированная и односторонне организованная иерархия влияний и зависимостей помогает быстро организовать деятельность разных людей, направить ее на достижение поставленной цели независимо от возможных издержек в межличностных отношениях. Вопрос о качестве межличностных контактов отходит в этих случаях на второй план и оказывается важен лишь постольку, поскольку они благоприятствуют или препятствуют достижению чрезвычайно важной внешней цели. Напротив, в ситуациях, когда вопрос о качестве межличностных отношений имеет гораздо большее значение, когда, кроме совместного решения некоторых задач, важно также и удовлетворить потребности и исполнить желания конкретных индивидов, желательно использовать другую модель оказания влияний.

В этой модели существование иерархической системы распределения влияния не означает, что влияние распространяется и внутри нее исключительно "сверху вниз". Другое направление, в котором также распространяется воздействие в рамках подобной системы, - это направление "снизу вверх". Таким образом, возможность влиять на людей и ситуацию перестает быть лишь атрибутом определенного места в иерархии, а это увеличивает вероятность стабилизации равновесия внутри целостной системы и позволяет лучше учитывать интересы всех взаимодействующих индивидов. В группах друзей и сотрудников, в семьях и классах, которым присуща подобная структура осуществления влияния, наблюдаются три явления:

  • отношения между людьми чаще основаны на совместной работе и взаимодействии, а не на доминировании и подчинении;
  • люди располагают широким доступом к достоверной информации;
  • в целостной системе взаимных влияний каждый конкретный индивид чувствует, что он сам - автор собственного поведения.

Такой характер взаимного влияния членов системы друг на друга может быть назван взаимозависимостью. Взаимозависимость подразумевает общее стремление к достижению совместно определенных и всеми разделяемых целей. Достижение таких целей требует взаимодополняющих усилий разных людей с различными способностями и навыками, а также получения необходимой информации. Совместная работа и взаимодействие определяются требованиями задачи и индивидуальными особенностями контактирующих субъектов. Это нельзя рассматривать лишь как результат формально определенной позиции в системе взаимодействующих людей или как следствие индивидуальных усилий руководящего субъекта. Это не является также результатом внешнего стимулирования с помощью наказаний и поощрений, поскольку факт совместной работы и взаимодействия уже сам по себе может восприниматься как поощрение, должен доставлять еще большее удовлетворение, чем похвальные отклики человека, контролирующего эту деятельность.

Взаимозависимость может означать интеграцию, более тесную связь руководителя с подчиненными. Взаимозависимость - это не теоретический постулат и не плод наивных мечтаний об идеальных межличностных отношениях. Создание подобных моделей распределения влияния в системах межличностных отношений и стремление к их реализации, по существу, основано на логическом осознании и анализе элементарных фактов повседневной жизни.

Например, известно, что при наиболее иерархизированных и автократических способах распределения власти дело обстоит так, что не только подчиненные зависят от своих начальников, но и, как правило, начальники зависят от подчиненных. Порой это кажется неправдоподобным, но тем не менее строгие, не терпящие возражений родители или воспитатели зависят от своих подопечных, а авторитарные начальники зависят от своих подчиненных. Чтобы чувствовать себя хорошим руководителем, я должен иметь подчиненных, которые хотели бы, чтобы я был их начальником, и позволяли мне успешно ими руководить. Чтобы я чувствовал себя хорошим родителем, мой ребенок должен вести себя определенным образом.

Эта своеобразная зависимость с обратным знаком очень часто остается за пределами нашего сознания, хотя те, кому приходилось выступать в роли начальников, родителей, воспитателей или руководителей, нередко испытывали разнообразные связанные с ней переживания. О существовании такой зависимости говорят чувства беспомощности, злости, огорчения, радости, возникающие как реакция на какие-то действия подчиненных, учеников или воспитанников. Однако этот факт часто упускается из виду, когда обсуждаются способы воздействия, причем большее внимание обращается на зависимость нижестоящих от вышестоящих.

Чтобы взаимозависимость стала способом организации различных влияний в пределах данной системы, необходимо ясно осознавать факт существования зависимостей обоих видов и уметь делать из этого практические выводы. Это означает, например, что, если я руковожу группой людей, я знаю, что не только мои подчиненные должны выполнять мои поручения, но и я нужен для того, чтобы действительно помогать им выполнять совместную работу, что мы взаимно дополняем друг друга и т.д. Это может означать, что не только они должны отчитываться передо мной в своих действиях, но и я обязан отчитываться перед ними в том, что должен был сделать и что сделал. Однако взаимозависимость не означает, что подчиненные вправе отказываться от выполнения своих функций под предлогом псевдодемократического лозунга "все руководят всеми". Взаимозависимость не является также синонимом полного отсутствия организации совместной работы под лозунгом "каждый делает свое дело".

Совместное принятие решения

Еще один момент, способствующий установлению хороших отношений, связан со способом принятия решения. Этот момент также касается процесса оказания влияния. В предыдущей статье мы анализировали процесс распределения влияния главным образом в связи с иерархией власти и взаимозависимостью партнеров. Здесь же мы остановимся подробнее на самой процедуре принятия решения, то есть на вынесении оценки, выборе различных возможных форм поведения, а также на том, как справляются люди с проблемами, возникающими между ними в этой ситуации.

Хорошим отношениям между членами какой-нибудь общности способствует их готовность руководствоваться принципом достижения согласия при принятии совместного решения. Естественно, согласие не означает достижения удовольствия, выгоды и единодушия во всех делах. Можно приходить к единому мнению, принимая решение, которое не только не доставляет удовольствия, но даже оказывается источником неприятности и огорчений.

Чтобы совместное принятие решения способствовало установлению хороших отношений, необходимо:

1. Преимущественно сосредоточиваться на по-настоящему важных для партнеров проблемах, для разрешения которых они обладают достаточными возможностями. Это означает, что желательно избегать слишком трудных или незначительных проблем, отнимающих много времени и энергии. Часто бывает так, что обсуждение каких-то конкретных вопросов по истечении некоторого времени увязает в спорах по поводу весьма несущественных деталей или в рассуждениях о том, можно ли "изменить весь мир". Бывает и так, что подобное направление дискуссии задают люди, заинтересованные в том, чтобы протащить какое-то выгодное для них решение как раз в тот момент, когда большинство участников спора устают от бесплодных обсуждений или захотят как можно скорее закончить диспут.

2. Разрешать возникающие противоречия и конфликты на основе достоверной и общедоступной информации, а не за счет безличных, никому не адресованных распоряжений, закулисных интриг или случайных поступков. Для успешного разрешения проблем, возникающих при принятии важных решений, необходимо пользоваться всей доступной информацией относительно обсуждаемых вопросов. Невозможно совместно принимать решения, если доступ к нужной информации есть только у части заинтересованных лиц. Совместное принятие решений в таком случае становится просто фикцией. В то же время нередко случается так, что люди, чувствующие себя в ответе за положение дел, боятся доведения определенной информации до сведения всех заинтересованных лиц. Такие опасения порой основаны на убеждении в том, что другие не смогут сделать правильные выводы из этой информации и для успеха дела лучше не говорить каждому обо всем. В подобных ситуациях коллегиальность оказывается чисто внешней, хотя это и не означает, что принятые таким образом решения будут неправильными.

3. Осознавать истинные причины противоречий и недоразумений. Настаивая на согласии и единстве при принятии каких-то решений, мы расплачиваемся за это слишком высокой ценой: участники обсуждения теряют интерес к нему, а поступки, которые совершаются на основе принятых решений, оказываются стереотипными и однообразными.

4. Степень активности участия конкретных людей в принятии решений поставить в зависимость от характера разрешаемой проблемы и знаний каждого человека в данной области. К сожалению, значительно чаще форма участия отдельных людей в принятии решений зависит от каких-то формальных критериев и моделей поведения, укрепившихся в рамках данной системы. Хотя нередко роли между участниками дискуссии распределяются случайно, желательно, чтобы большее значение придавалось словам тех людей, которые лучше осведомлены в данном вопросе. Не существует, однако, готового и эффективного способа принятия таких решений, чтобы при этом всегда и во всем учитывались мнения всех участников обсуждения. Чтобы руководствоваться принципом достижения согласия, необходимо приложить немало усилий. Не всегда удается реализовать этот принцип, но важно, чтобы в рамках данной общности он разделялся всеми и каждый старался бы провести его в жизнь.

Довольно часто некоторые люди, столкнувшись с трудностями и разочарованиями в процессе принятия решений, либо сами отказываются от дальнейшего участия в обсуждениях, либо их отстраняют другие. Как правило, это связано с желанием избежать лишних хлопот или вообще с неверием в то, что кто-то может справиться с возникшей проблемой. Если подобная ситуация повторяется слишком часто, то есть если кто-то с завидным постоянством не участвует в принятии решений, можно с достаточной степенью вероятности утверждать, что потребность такого человека быть участником дискуссии окажется неудовлетворенной. Это может негативно сказаться на всей системе отношений внутри данного сообщества.

Адекватные формы передачи информации

Основой существования любой системы межличностных отношений являются различные действия, связанные с обменом информацией между индивидами. Нет такой формы общения, которая была бы возможна без передачи, приема и обработки информации. Поэтому эффективность и успешность коммуникаций в рамках данной семьи, группы или института является одной из важнейших особенностей системы, влияющей на характер межличностных отношений.

Наверное, каждому из нас приходилось бывать в ситуации, когда люди много говорили и жестикулировали, но при этом неясно было, что они хотят сказать, о чем думают, что чувствуют, каковы их взгляды и намерения. ечислить четыре весьма общих положения, которые характеризуют важнейшие требования к процессу коммуникации:

1. передаваемая информация должна быть по возможности однозначной;
2. информацию следует передавать соответствующим людям;
3. не следует скрывать или как-то урезать важнейшую информацию с целью избежать дискомфорта или тревоги в рамках системы;
4. надо стараться как можно больше узнать о том, как другие понимают наши поступки, как реагируют на наше поведение.

Два последних положения, по-моему, имеют огромное значение, однако их и труднее всего реализовать. Чаще всего информацию искажают или частично скрывают из страха, беспокойства или тревоги. Если подчиненный предполагает, что определенная информация разозлит или расстроит его начальника, то очень часто он предпочтет скрыть эту информацию или так ее видоизменить, чтобы шеф легче смог ее принять. Люди нередко искажают информацию, связанную с неприятными эмоциональными переживаниями или ощущением угрозы. Поэтому возможность реализации третьего положения зависит от психологической устойчивости отдельных индивидов и способности системы сохранять свою стабильность в ситуациях дискомфортных и напряженных отношений между ее членами. Важно также и еще одно обстоятельство - присуща ли данной общности атмосфера, облегчающая принятие рискованного решения не утаивать всю информацию. Это в большой степени зависит от того, каковы установки людей, занимающих в данной общности наиболее значимые позиции.

Последнее положение относится к проблеме, которую я буду подробно обсуждать в следующей статье об "обратных связях". Благодаря информации о том, как их воспринимают, люди могут лучше ориентироваться в последствиях своих поступков по отношению к окружающим. Они могут узнать, как другие реагируют на них и как их оценивают. Без этих знаний трудно пытаться как-то улучшить взаимоотношения с окружающими, а сам характер отношений начинает управляться лишь стереотипами поведения или мышления.

Названные требования обычно удовлетворяются лишь частично, иногда это удается более успешно, иногда - менее. Это зависит от умений и усилий заинтересованных лиц, членов данной общности.

Формирование адекватного образа мира

Другой особенностью системы, повышающей качество межличностных отношений, является способность членов общности адекватно воспринимать окружающий мир и формировать на этой основе реалистичную картину собственных поступков и действительности в целом.

Естественно, важную роль здесь играет способ коммуникации, принятый в данной семье, группе или учреждении, то, насколько он позволяет членам общности располагать полной и неискаженной информацией. Но этого еще недостаточно. Люди могут, например, прекрасно понимать друг друга, но пользоваться при этом информацией, неверно отражающей реальность. Ведь хорошо известно, как часто, общаясь друг с другом, люди строят свои суждения о мире на основе слухов, предубеждений, допущений и просто фантазий. Часто случается, что в рамках данной общности бытует свой специфический образ различных людей и событий, не имеющий ничего общего с реальностью.

Например, для малых групп характерна тенденция к унификации и уподоблению взглядов всех членов, поэтому на кого-то может оказываться весьма сильное давление со стороны остальных членов группы, если он мыслит не так, как они. В такой ситуации однажды сформированное и не обязательно точное представление о каком-то факте может надолго стать доминирующим в данной группе. Если какие-то конкретные люди попытаются изменить это представление или сделать его более реалистичным, они столкнутся с внушительным отпором. Но ведь известно, что картина мира, способ его отражения, понимания и оценки являются основой деятельности людей. Поэтому очень важно, чтобы их взаимоотношения в рамках общности и их поступки за ее пределами строились на прочном фундаменте.

Часто это дается нелегко, требует усилий и готовности идти на определенный риск, связанный с любыми переменами, в частности с необходимостью подчинить образ мира актуально существующей действительности. Действительность, как внутренняя, так и внешняя по отношению к данной системе, постоянно изменяется, и способность видеть эти перемены является условием, позволяющим "поспевать за жизнью", строить ее в соответствии со своими желаниями.

В системах, главной целью которых является, например, производство некоторого продукта, способность адекватно отражать действительность необходима для решения вполне конкретных задач. Если не удастся точно оценить потребности рынка, товары будут залеживаться в магазинах, если не удастся правильно определить возможности доставки материалов, необходимых для производства, могут наступить перебои в поступлении материалов, если перед началом выпуска продукции не обратить внимание на то, что станки устарели, а рабочие не обладают достаточной квалификацией, задание не будет выполнено. Результаты такого неадекватного отражения действительности проявятся не только в ухудшении межличностных отношений, но прежде всего в последствиях экономического характера. Эти последствия послужат сигналом, что "что-то не в порядке". Подобные вполне однозначные сигналы заставляют людей искать причины неполадок и изменять способы отражения реальности.

Гораздо хуже обстоит дело в ситуациях, когда отсутствуют какие-то явные и однозначные признаки изъянов в образе и оценке мира. Группа людей, изолированная от окружающих и старающаяся избегать активных контактов, может в течение длительного времени считать, что все вокруг относятся к ним враждебно и пытаются использовать их в своих интересах. Это убеждение будет тем сильнее, чем привычнее им вести себя в соответствии с подобным образом реальности, а любые возникающие у них переживания бессмысленности существования, неудовлетворенности жизнью и пр. будут лишь подтверждать, что мир таков, каким он им представляется. И даже если члены такой группы, обмениваясь подобными суждениями, в определенной степени будут поддерживать друг друга и чувствовать некоторое удовлетворение от этого, они не смогут по-настоящему исправить свои жизненные ситуации. Более того, такое единство может помешать им предпринять какие-то конструктивные шаги, чтобы изменить свое положение в жизни.

Эта проблема приобретает особое значение, когда сталкиваются члены разных групп, в какой-то мере изолированных друг от друга. Типичным примером подобной ситуации могут быть школа и взаимоотношения учителей и учеников. Очень часто в обеих группах существуют укоренившиеся представления и суждения относительно друг друга. Иногда, правда, эти суждения слегка изменяются под влиянием каких-то важных событий. Однако и в таких случаях всегда в конце концов можно сказать, что "исключение подтверждает правило", и вернуться к прежним представлениям. Часто такие устойчивые и неизменные суждения о членах другой группы подчеркивают различия и барьеры между ними и отдаляют людей друг от друга.

Убежденность в том, что "они все такие", мешает правильно воспринимать конкретных людей, видеть их индивидуальные особенности. Ярлыки, которыми мы награждаем других, мешают нам их понимать. Подобные ситуации могут быть следствием чрезмерной привязанности к какой-то группе, уверенности в том, что "мы все такие". Если мы хотим сформировать у себя адекватный образ реальности, нужно постоянно работать над этим, приобрести навык, время от времени проверять, действительно ли мир таков, каким мы его себе представляем. Нередко так случается, что только некоторые члены целого сообщества озабочены сбором и обработкой информации об окружающем мире. В таких случаях очень важно, чтобы остальные члены системы могли контролировать этот процесс и принимать участие в совместной выработке картины мира, а не передавали, пусть даже из самых лучших побуждений, "монопольное право" на добывание истины отдельным личностям.

МБОУ СШ № 49 г. Ульяновск

Учитель истории, обществозанания

Урок обществознания для 10 класса

Тема урока: «Общество как сложная система»

Цель: продолжить формировать условия для понимания обучающимися общества как целостной системы через развитие умения анализировать, синтезировать, преобразовывать информацию из текста.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок с элементами самостоятельной работы учащихся

Ожидаемые результаты: На уроке учащиеся смогут:

Образовательные:

    Знать понятия и термины "общество", "общество как система", "сферы жизни общества", "общественные отношения";

Развивающие:

    уметь анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

    уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

    уметь:сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, работать в группе, выступать публично;

Воспитательные:

    формировать воспитания интереса к обществоведению; попытаться воспитать гуманность.

Основные понятия:

Общество - Совокупность людей, объединённых способом производства материальных благ на определённой ступени исторического развития, определёнными производственными отношениями.

Социальная система - это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый социальный объект

Социальный институт - это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

Оборудование: Компьютер, мультимедийное оборудование, раздаточный материал для анализа поставленной проблемы.

Литература: Обществознание . 10 класс . Базовый уровень . Боголюбов Л.Н. и др. М.: 2014. - 351с.

Дополнительная литература:

Кохановский В.П., Матяш Г. П., Яковлев В. П., Жаров Л. В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.

Социология в России – М., Издательство Института РАН, 1998

Дюркгейм Э. Разделение общественного труда. М.: Канон, 1996.

План урока.

I . Оргмомент (2 мин.).

II . Проверка домашнего задания (8 мин.).

III . Изучение нового материала .(25 –30 мин).

Понятие "общество".

Взаимосвязь общества и природы.

Сферы общественной жизни и их взаимодействие.

Общественные науки, их особенности.

IV . Закрепление изученного материала. (4мин.).

V . Рефлексия (2мин.)

Ход урока.

I . Оргмомент (2 мин.) (Приветствие).

II . Проверка домашнего задания (8 мин.)

Тестовые задания:

1. Что изучают общественные науки?

1) звезды, моря

2) изменения веществ

3) животных

4) результат деятельности человека

2. Что такое социальный прогресс?

2) развитие общества

3. Что такое солидный возраст?

1) стадия жизни человека с 45 до 65 лет, в которой подводятся итоги жизни и собственных свершений

2) стадия жизни человека старше 65 лет, в которой многие люди оставшиеся силы тратят на спокойное проживание

3) стадия жизни человека с 25 до 40 - 45 лет, которой характерен успех в выбранной профессии, создание семьи, рождение детей

4. Какое утверждение является верным?

А. Бабушки и дедушки – наши предки, родители и мы сами - потомки.

Б. Большинство ученых сходны во мнении, что культура имеет два измерения – материальную культуру и нематериальную культуру.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

5. Что относится к материальной культуре?

1) мифы

2) знания

3) паровая машина

4) язык

6. Что такое технический прогресс?

1) совершенствование орудий труда и техники

2) развитие общества

3) физическое развитие человека

4) непрерывающаяся эстафета устремленных вперед поколений

7. Какое утверждение является верным?

А. Человек достигает своего рассвета к 20 – 30 годам.

Б. Период с 15 до 20 лет соответствует зрелости.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

8. Что относится к духовной культуре?

1) храм

2) орудия труда

3) паровая машина

4) язык

III . Изучение нового материала .(30 –31 мин) (рассказ учителя + самостоятельная работа)

Беседа: Предлагается ответить на вопрос

Что такое общество? (ответы студентов)

Учитель: На первый взгляд, кажется, что ответить на этот вопрос несложно. Действительно понятие "общество" давно и прочно вошло в наш научный и повседневный лексикон. Но как только мы предпринимаем попытку дать ему определение, то убеждаемся, что таких определений может быть множество.

общество - это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Данное определение отражает понятие общества в широком смысле. Его необходимо запомнить.

Особенности социальной системы

Задание : используя текст учебника (страницы 18-19) представьте схематично общество как систему

Черты общества как системы:

Учитель: Во-первых, общество как система имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Так, можно говорить о человеческом обществе в глобальном масштабе, об обществе в пределах одной страны, о различных общественных группах, в которые включён каждый человек (нация, класс, семья и т. п.).

Макроструктура общества как системы состоит из четырёх подсистем, которыми являются основные сферы человеческой деятельности – материально-производственной, социальной, политической, духовной. Каждая из этих известных вам сфер имеет своё собственное сложное строение и сама является сложной системой. Так, политическая сфера выступает как система, включающая в себя большое число компонентов – государство, партии и т. п. Но государство, например, тоже является системой с множеством составляющих.

Таким образом, любая из существующих сфер общества, являясь по отношению к обществу подсистемой, одновременно и сама выступает как достаточно сложная система. Поэтому можно говорить об иерархии систем, состоящих из ряда различных уровней.

Иными словами, общество – это сложная система систем, своего рода суперсистема.

Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в её составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.). Например, экономическая сфера включает в себя предприятия, транспортные средства, сырьё и материалы, производственные товары и вместе с тем экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и многое другое.

В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные.

Общественная жизнь находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными; в истории человечества известны периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями, но со временем темпы изменений стали нарастать.

Из курса истории вы знаете, что в обществах, существовавших в различные эпохи, происходили те или иные качественные изменения, в то время как природные системы тех периодов существенных изменений не претерпевали. Этот факт свидетельствует о том, что общество – динамичная система, обладающая свойством, которое в науке выражается понятиями «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «эволюция», «революция» и т. д.

Следовательно, человек – это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включён в каждую из них.

Социальные институты (мини-лекция)

Учитель : Важнейшим компонентом общества как системы являются социальные институты.

Социальные институты – устойчивые совокупности людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение определенных функций и основана на определенных нормах и стандартах поведения.

Основные институты общества:

Семья

Школа

Производство

Церковь

Государство

Эти 5 видов направлены на удовлетворение жизненно-важных видов потребностей:

В воспроизводстве рода;

В безопаности и социальном порядке;

В средствах существования;

В получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров;

В решении духовных проблем, поиске смысла жизни.

Характерные черты социальных институтов:

1) Объединение всех лиц, занятых определенным видом деятельности, чтобы удовлетворитьпотребности общества

2) Закрепление системой социальных норм, регулирующих соответсвующие типы поведения

3) Наличие учреждений, снабженных определенными материальными средствами, необходимых для каког-либо вида деятельности

4) Четкое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, могласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля

5) Интеграция в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятельность данного института и осуществляет контроль за ней

IV . Закрепление изученного материала .( Задание по группам ).

Выполнить задание по тексту из раздаточного материала (группы делятся по рядам):

Из работы современного американского социолога Э. Шилза «Общество и общества: макросоциологический подход».

Что же входит в общества? Как уже говорили, наиболее дифференцированные из них состоят не только из семей и родственных групп, но также из ассоциаций, союзов, фирм и ферм, школ и университетов, армий, церквей и сект, партий и многочисленных других корпоративных органов или организаций, которые, в свою очередь, имеют границы, определяющие круг членов, над которыми соответствующие корпоративные власти – родители, управляющие, председатели и т. д. и т. п. – осуществляют известную меру контроля. Сюда входят также системы, формально и неформально организованные по территориальному принципу – общины, деревни, округа, города, районы, - причём все они тоже имеют некоторые черты общества. Далее, сюда входят неорганизованные совокупности людей внутри общества – социальные классы или слои, занятия и профессии, религии, языковые группы, - которые обладают культурой, присущей в большей степени тем, кто имеет определённый статус или занимает определённое положение, чем всем остальным.

Итак, мы убедились в том, что общество – это не просто совокупность объединившихся людей, изначальных и культурных коллективов, взаимодействующих и обменивающихся услугами друг с другом. Все эти коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру. Именно эти факторы превращают совокупность относительно специализированных изначальных корпоративных и культурных коллективов в общество.

Вопросы и задания к документу

    Какие компоненты, по мысли Э. Шилза, входят в общество? Укажите, к каким сферам жизни общества относится каждый из них.

    Выделите из перечисленных компонентов те, которые являются социальными институтами.

    Опираясь на текст, докажите, что автор рассматривает общество как социальную систему.

V. Рефлексия

Лесенка. “Моё состояние”

VI. Домашнее задание: (3 мин.)

§2, на выбор - с помощью двух примеров проиллюстрируйте влияние общества на природу и природы на общество;

С помощью двух примеров проиллюстрируйте взаимосвязь политической и социальной сферы;

С помощью двух примеров проиллюстрируйте взаимосвязь экономической и духовной сферы;

особенности общества как системы:

1) большое разнообразие различных соц. структур и подсистем, т.е. сверхсложный иерархический хар-р

2)наличие надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые созданы человеком в процессе активной деятельности вместе с другими людьми

3) самодостаточность, т.е. способность в процессе совместной активной деятельности создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования

4_наличме подсистем, обеспечивающих процесс самоуправления

5) адаптивноодаптирующийхар-р

6) динамичность, незавершенность, альтернативность развития

7) человек- это универсальный компонент.

Среда общества как системы может рассматриваться в 3 аспектах:

-природная среда

-социальная

-внутрисистемная

из нета :Характеристики общества как системы

Одной из актуальных проблем современного обществоведе­ния остается определение понятия общества, несмотря на то, что оп­ределений общества в современной литературе имеется очень много. В них выделяются различные стороны общества, и это неудивитель­но, поскольку общество - исключительно сложный объект. Учитывая его многоуровневость, неоднозначность, абстрактность и другие ха­рактеристики, некоторые ученые пришли к выводу, что единое, уни­версальное определение общества дать вообще невозможно, и все имеющиеся в литературе определения так или иначе сводят общест­во к какому-нибудь одному признаку. С этой точки зрения определе­ния общества могут быть разделены на три группы:

субъектное - когда общество рассматривается как особый самодеятельный коллектив людей. Так, С.Г. Спасибенко определяет общество как «совокупность всех способов и форм взаимодействия и объединения людей»;

деятельное - когда общество рассматривается как процесс коллективного бытия людей. Например, К.Х. Момджян определяет общество как организационную форму совместной деятельности лю­дей;

организационное - когда общество рассматривается как,.социтальный институт, т.е. система устойчивых связей между взаимодей­ствующими людьми и социальными группами. Г.В. Пушкарева от­мечает, что общество представляет собой универсальный способ со­циальной организации, социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребно^ стей людей, - самодостаточный, саморегулирующийся и самовос­производящийся



Во всех этих определениях есть рационально? зерно, так как общество действительно состоит из активно действующих субъектов, связанных между собой достаточно устойчивыми отношениями. Какое из этих определений предпочесть - должно определяться, ско­рее всего, конкретной задачей исследования.

Продолжим выявление сущностных характеристик общества. В отличие от философии XVII - XVIII вв., для которой был характе­рен социальный атомизм (т.е. общество рассматривалось как меха­ническая сумма индивидов), современная философия рассматривает человеческое общество как совокупность множества различных час­тей и элементов. Причем эти части и элементы не изолированы друг от друга, не обособлены, а напротив, тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, вследствие чего общество и существует как единый целостный организм, как единая система (система опре­деляется как совокупность элементов, находящихся в закономерных отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство). Поэтому для описания общества ныне широ­ко используются общепринятые в теории системы понятия: «эле­мент», «система», «структура», «организация», «отношение». Досто­инства системного подхода очевидны, важнейшее из них состоит в том, что, выстраивая субординацию структурных элементов общест­ва, он позволяет рассматривать ее в динамике, помогая избежать тем самым однозначных, догматичных выводов, которые ограничивают ценность любой теории.

Анализ общества как системы предполагает:

Выявление структуры социальной системы - ее элементов, а также характера их взаимодействия;

Определение целостности системы, системообразующего фактора;

Изучение степени детерминированности системы, вариа­тивности такого развития;

Анализ социальных изменений, основных форм таких изме­нений

Разумеется, при анализе общества как системы следует учи­тывать его специфику. Социальная система отличается от систем, существующих в природе, рядом признаков:

Множественностью составляющих общество элементов, подсистем, их функций, связей и взаимоотношений;

Разнородностью, разнокачественностью социальных эле­ментов, среди которых, наряду с материальными, имеются и явления идеальные, духовные.

Особую специфику социальной системе придает уникаль­ность ее основного элемента - человека,; обладающего возможно­стью свободного выбора форм и способов своей деятельности, типа поведения, что придает развитию общества большую степень неоп­ределенности, а следовательно, и непредсказуемости.

СФЕРЫ ОБЩЕСТВА И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ

Наиболее правильным подходом к изучению общества является системный подход, который предполагает анализ социальных структур, включающий изучение элементов общества и взаимосвязей между ними, а также анализ процессов и изменений, происходящих в обществе и отражающих тенденции его развития.

Структурный анализ системы логично начинать с выделения наиболее крупных сложных частей, называемых подсистемами. В качестве таких подсистем в обществе выступают так называемые сферы общественной жизни, представляющие собой части общества, пределы которых определяются влиянием тех или иных общественных отношений. Традиционно обществоведами выделяются следующие основные сферы обществах:

1. Экономическая сфера - система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства. Основой экономических отношений и важнейшим фактором, определяющим их специфику, выступает способ производства и распределения материальных благ в обществе.

2. Социальная сфера - система социальных отношений, т. е. отношений между группами людей, занимающими различное положение в социальной структуре общества. Изучение социальной сферы предполагает рассмотрение горизонтальной и вертикальной дифференциации общества, выделение больших и малых социальных групп, изучение их структур, форм реализации социального контроля в данных группах, анализ системы социальных связей, а также социальных процессов, протекающих на внутри- и межгрупповом уровне.

Отметим, что термины «социальная сфера» и «социальные отношения» нередко употребляются в более широкой трактовке, как система всех отношений между людьми в обществе, отражающей не специфику данной локальной сферы общества, а интегративную функцию обществознания - объединение подсистем в единое целое.

3. Политическая (политико-правовая) сфера - система политических и правовых отношений, возникающих в обществе и отражающих отношение государства к своим гражданам и их группам, граждан к существующей государственной власти, а также отношения между политическими группами (партиями) и политическими массовыми движениями. Таким образом, политическая сфера общества отражает отношения между людьми и социальными группами, возникновение которых определено институтом государства.

4. Духовная сфера - система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее приоритетной функцией детерминации ценностно-нормативной системы общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и его интеллектуально-нравственный потенциал.

Необходимо отметить, что однозначное разделение сфер общества возможно и необходимо в рамках его теоретического анализа, однако для эмпирической реальности характерна их тесная взаимосвязь, взаимозависимость и взаимопересечение, что находит отражение в таких терминах, как социально-экономические отношения, духовно-политические и т. п. Именно поэтому важнейшей задачей обществознания становится достижение целостности научного понимания и объяснения закономерностей функционирования и развития общественной системы.

Общество как сложная динамичная система.

Гальченко Л.И.

Учитель обществознания

г.Новоуральск

(по учебнику обществознания под редакцией Л.Н.Боголюбова)


Актуализация знаний

  • Разберем домашнее задание стр.17 – вопросы и задания;
  • Работа с документом (П.Сорокин)
  • «Мысли мудрых» с.18

Практические выводы изученного материала.

  • Какие выводы можно сделать из того факта, что общество представляет собою совместную деятельность людей (не менее 2-х выводов)?
  • Какие практические выводы вытекают из знаний о взаимозависимости общества и природной среды?
  • Как вы считаете, имеет ли значимость для вас изучение общественных дисциплин в школе?

План изучения нового материала.

  • Система и система социальная.
  • Социальные институты.

Задание №25 формат ЕГЭ

  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «система»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о социальных институтах, и одно предложение раскрывающее .
  • Затруднения? Давайте работать над ними вместе.

Система (греч)- «целое, составленное из частей. Это подсистемы и элементы. Динамическая система?



Являются ли системой отдельные детали водомера, разложенные на столе? В каком случае детали водомера осуществляют функцию системы?


Вывод: свойства системы принадлежат не ее отдельным частям, а только системе в целом.


Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Особенности социальной системы». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему (18-21). План должен содержать не менее 3-х пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

  • Задание (№28 ЕГЭ)

Особенности социальной системы План

  • Природная и социальная система.
  • Макроструктура общества: а) суперсистема б) подсистемы (производственная, социальная, политическая, духовная)
  • Наличие разнокачественных элементов: а) материальных (технические устройства, учреждения и т.д.) б) идеальных (ценности, идеи, традиции)
  • Человек- основной элемент общества делает социальную систему более подвижной.
  • Динамичность социальной системы: а) прогресс б) регресс в) революция г) эволюция

Особенности социальной системы План

6. Интегративное качество системы как целого(связи между компонентами превращают общество в систему)

7. Социальная система - самоуправляемая.

8. Среда общества как системы.

9. Функции общественной системы:

а) адаптации;

б) целедостижения;

в)поддержания образца;

г) интеграции.


Главные выводы:

  • Общество как система имеет сложный иерархичный характер, в нем можно выделить различные уровни в виде подсистем.

  • Человек является универсальным компонентом социальных систем, он непременно включен в каждую из них, начиная с общества и заканчивая семьей.

Социальные институты

Основные виды деятельности

Главные социальные институты


Социальные институты

Важнейшие жизненные потребности

Основные виды деятельности

Воспроизводство рода

Главные социальные институты

Средства существования

Духовные проблемы


Социальные институты

Важнейшие жизненные потребности

Основные виды деятельности

Воспроизводство рода

Безопасность и социальный порядок

Главные социальные институты

Семейно-бытовая

Средства существования

Политическая, государственная

экономическая

Получение знаний и социализация

Научная, воспитательная, образовательная

Духовные проблемы

религиозная


Социальные институты.

Важнейшие жизненные потребности

Основные виды деятельности.

Потребность в воспроизводстве рода.

Главные социальные институты.

Семейно-бытовая деятельность.

Потребность в безопасности и социальном порядке.

Политическая, государственная деятельность.

Потребность в средствах

существования.

Институт семьи и брака.

Потребность в получении знаний, социализации детей.

Политические институты,

государство.

Трудовая, экономическая деятельность.

Экономические институты, производство.

Научная, воспитательная образовательная деятельность.

Потребность в решении

духовных проблем.

Религиозная деятельность

Институты науки, образования, культуры.

Институт религии.


Запомним.

  • Социальный институт возникает на основе совместной деятельности больших масс людей.
  • Эта деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.
  • Социальный институт представляет собой устойчивые формы организации подобной деятельности.
  • Эти формы сложились исторически .
  • Такая деятельность регулируется нормами, обычаями, традициями.

Каждый социальный институт выполняет свои функции. Какие функции выполняет институт образования?


Функции социальных институтов

  • Какие функции выполняет институт религии?

Функции социальных институтов

  • Какие функции выполняет институт СМИ?

  • Понятия «элемент», «структура», «взаимосвязь» характеризует общество как
  • часть материального мира
  • социальную среду обитания человека
  • целостную систему
  • совокупность общностей

  • Процесс удовлетворения биологических потребностей общества непосредственно относится к сфере общественной жизни:
  • экономической
  • социальной
  • политической
  • духовной

  • Найдите в приведенном списке черты общества как динамической системы и обведите цифры, под которыми они указаны.
  • обособление от природы
  • отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов
  • способность к самоорганизации и саморазвитию
  • выделение из материального мира
  • постоянные изменения
  • возможность деградации отдельных элементов

текст

Слова для вставки

  • Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

А) государство

Б) деятельность

В) заповеди

Д) парламент

Е) признак

Ж) элементы

Социальные институты общества выступают его важнейшими _____________ (1). Их можно рассматривать как устойчивую совокупность людей, ______________ (2) которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных ___________ (3). К основным институтам общества относятся семья, ___________ (4) и школа.


Слова для вставки

текст

Семья является одним из важнейших социальных _________________ (1)

Она выполняет в обществе важные _________ (2): рождение и воспитание детей, экономическая поддержка нетрудоспособных и многие другие. Каждый член семьи занимает в ней свое особое положение, предполагающее ________________ (3). Оно регулируется не только внутрисемейными правилами, но и общественными ______________ (4) – моралью и правом.

  • А) воспитание
  • Б) законы
  • В) звено
  • Г) институт
  • Д) нормы
  • Е) поведение
  • Ж) функции

Задание №25 формат ЕГЭ


Домашнее задание.

  • Прочитать и осмыслить практические выводы к § 2. На что ориентирует каждый из практических выводов?
  • Ответьте на вопросы параграфа с.26
  • Самостоятельно изучить фрагменты из работы Э.Шилза, включенного в параграф.
  • Учитель не тот, кто вас учит, а тот, у кого учитесь вы!






2024 © speleo96.ru.