Педагогические методики на выявление лидерства учащихся. Консультирует Ресурный центр г.о.Новокуйбышевск


Диагностика лидерских способностей (Е.Жариков, Е.Крушельницкий)

Шкалы: уровень лидерских качеств

Ключевые слова: вербальный, взрослым, лидерство, тест

Тестируем: Свойства личности · Возраст: Любой

Тип теста: Вербальный · Вопросов: 50 ·

Назначение теста

Представленная методика позволяет оценить способность человека быть лидером.

Инструкция к тесту

Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку на «+» или «-» («а» или «б») в пользу того альтернативного ответа, к которому вы больше всего склоняетесь.

Тестовый материал

Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?

Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?

Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?

Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?

Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-либо?

Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?

Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?

Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?

Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?

Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?

Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т. п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?

Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?

Считаете ли вы себя мечтателем?

Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?

Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией трудовых, спортивных и других команд и коллективов?

Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:

    будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;

    возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.

Какое из двух мнений вам ближе?

    настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;

    настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.

С кем вы предпочитаете работать?

    с покорными людьми;

    с независимыми и самостоятельными людьми.

Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?

Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?

Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как вы поступите?

    предоставите принятие решения наиболее компетентному из вас;

    просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.

Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?

Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?

Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?

Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?

    самый компетентный человек;

    тот, у кого самый сильный характер.

Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?

Уважаете ли вы дисциплину?

Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?

    тот, который все решает сам;

    тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.

Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете?

Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?

Какой из следующих портретов больше напоминает вас?

Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с вами не согласны?

    промолчите;

    будете отстаивать свое мнение.

Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?

Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?

Что бы вы предпочли?

    работать под руководством хорошего человека;

    работать самостоятельно, без руководителей.

Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов?

    согласен;

    не согласен.

Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?

Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими?

Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?

    опускаете руки;

    появляется сильное желание их преодолеть.

Упрекаете ли вы людей людям, если они этого заслуживают?

Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?

Как вы поступите, если вам предложат реорганизовать ваше учреждение или организацию?

    введу нужные изменения немедленно;

    не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.

Сумете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?

Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?

Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?

Кем бы вы предпочли стать?

    художником, поэтом, композитором, ученым;

    выдающимся руководителем, политическим деятелем.

Какую музыку вам приятнее слушать?

    могучую и торжественную;

    тихую и лирическую.

Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?

Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?

Ключ к тесту

Сумма баллов за ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику.

Ключ: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б,10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б.

За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает один балл, в ином случае - 0 баллов.

Интерпретация результатов теста

Если сумма баллов оказалась менее 25, то качества лидера выражены слабо.

Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне.

Если сумма баллов оказалась от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно.

Если сумма баллов более 40, то данный человек как лидер склонен к диктату.

Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости организаторских и коммуникативных качеств. Какими характерологическими чертами личности должен обладать настоящий лидер? Такими признаками, как отмечают Е.Жариков и Е.Крушельницкий, могут служить следующие проявления :

    Волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели.

    Настойчив, умеет разумно рисковать.

    Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу.

    Инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим.

    Психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями.

    Хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям.

    Самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи.

    Требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу.

    Критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны.

    Надежен, держит слово, на него можно положиться.

    Вынослив, может работать даже в условиях перегрузок.

    Восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами.

    Стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях.

    Оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам.

    Решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя.

    Способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить.

Источники

Диагностика лидерских способностей (Е.Жариков, Е.Крушельницкий) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М. 2002. C.316-320

Описание хода исследования

мотивация лидерство власть подростковый

Исследование проводилось в течение учебного года в 2 этапа.

Для проведения исследования было опрошено 283 человека. Из них 40 лидеров, из которых 20 мальчиков и 20 девочек. Выборка состояла из школьников старших классов на базе «пилотных» смен школы-интерната для одаренных детей и средних школ 73, 51 и 13.

На первом этапе определялась склонность мальчиков и девочек 9-11 классов к лидерству с помощью методики Е. Жарикова, Е. Крушельницкого на определение лидерских способностей (см. Приложение А, таблица А.1). Основной задачей данного этапа являлось формирование выборки путем выявления лидеров-подростков.

В исследуемую выборку вошли учащиеся 9-11 классов, набравшие по методике «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий) больше 36 баллов. Основной проблемой исследования стал тот фактор, что испытуемые набирали в основном 26-35 баллов, то есть средние значения. Данная методика предназначалась для формирования выборки.

На втором этапе старшеклассники опрашивались по 4 различным методикам, в которых устанавливалось:

1) уровень мотива аффилиации (Методика (тест) А. Меграбяна в модификации М.Ш. Магомед-Эминова (мотив аффилиации) (результаты представлены в приложении Б, таблица Б.1);

2) мотивация на избегание неудач (см. Приложение В, таблица В.1);

3) удовлетворенность ведущих потребностей (методика степени удовлетворенности основных потребностей) (см. Приложение Г, таблицы Г.1, Г.2, Г.3, Г.4);

4) важность мотива власти (методика «мотив власти») (см. Приложение Д.1, таблица Д).

Основная задача второго этапа - изучение мотивации лидеров-подростков мальчиков и девочек.

В ходе исследования школьники охотно шли на контакт, задавали вопросы, например, «что значит диллегировать» (в методике «мотив власти») и другие.

Анализ и интерпретация результатов исследования

Результаты по методике «Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)»

Данные по результатам проведения методики представлены в приложении А, таблица А.1. Методика показывает склонность к лидерским способностям.

Для проведения исследования необходимо было набрать две выборки: мальчиков и девочек.

Каждая выборка состояла из 20 лидеров. Чтобы набрать необходимое число девочек лидеров-подростков, было опрошено 152 девочек-подростков. И, таким образом по методике на диагностику лидерских способностей только 20 человек набрали показатели выше 36 баллов, из них 13 девочек набрали по 36 баллов, 6 по 37 баллов и 1 - 38 (результаты представлены на рисунке 1).

Рисунок 1. - Соотношение девочек-лидеров к количеству набранных

Чтобы набрать необходимое число мальчиков лидеров-подростков, было опрошено 131 мальчик подросткового возраста. И, таким образом по методике на диагностику лидерских способностей только 20 человек набрали показатели выше 36 баллов, из них 12 мальчиков набрали по 36 баллов, 7 по 37 баллов и 1 - 39 (результаты представлены на рисунке 2).

Рисунок 2. - Соотношение мальчиков-лидеров к количеству набранных

баллов по методике на определение лидерских способностей

Таким образом, можно говорить, что девочки и мальчики-лидеры подростки набирали одинаковое количество баллов по методике. У мальчиков только один человек набрал 39 баллов, в то время как у девочек максимальный балл был 38.

Таким образом, выборки мальчиков и девочек сходны по распределению баллов, что, в свою очередь говорит, об однородностях выборки.

Было опрошено 283 школьника 9-11 классов, из них 131 мальчик и 152 девочки. Таким образом, для формирования выборки было опрошено большее количество девочек, чем мальчиков, что может свидетельствовать о том, что девочек-лидеров в подростковом возрасте меньше, чем мальчиков. Результаты представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. - Соотношение лидеров мальчиков и девочек-подростков к

общему числу испытуемых

По результатам исследования (см. Приложение А) по данной методике можно сказать, что в выборку вошли подростки мальчики и девочки, которые набрали больше 36 баллов. Что свидетельствует о наличие выраженных лидерских качеств. Результаты представлены на рисунке 2 и в приложении А таблица А.1.

Рисунок 4. - Показатели по методике «Диагностика лидерских

способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)»

На рисунке 2 представлены результаты по тесту Е. Жарикова, Е.Крушельницкого на определение лидерских способностей. Все испытуемые набрали от 36 до 39 баллов. В данной рисунке видно, что испытуемые набирали примерно равное количество баллов, ни у кого из опрошенных лидеров мальчиков и девочек подростков не было склонности к диктату (результаты выше 40 баллов).

Эта методика предназначена для того, чтобы оценить способность человека быть лидером. Данное качество немаловажно для педагога, поскольку он должен быть лидером, по крайней мере - в детском коллективе.

В данной методике испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по его ответам на эти вопросы делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимы­ми лидеру. Из двух предложенных вариантов ответа на каждый вопрос необходимо выбрать и отметить только один.

Текст опросника

1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих? а) да, б) нет.

2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей за­нимают более высокое положение по службе, чем вы? а) да, б) нет.

3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо? а) да, б) нет.

4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?

а) да, б) нет.

5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убе­дить кого-то в чем-то? а) да, б) нет.

6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком? а) да", б) нет.

7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?

а) да, б) нет.

8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в со­ветчике, который мог бы направить вашу профессиональную ак­тивность?

а) да, б) нет.

9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми? а) да, б) нет.

10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?

а) да, б) нет.

11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в ком­пании и т.п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию? а) да, б) нет.

12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление? а) да, б) нет.

13. Считаете ли вы себя мечтателем? а) да, б) нет.

14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?

а) да, б) нет.

15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься орга­низацией рабочих, спортивных и других команд и коллективов? а) да, б) нет.

16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результа­тов, то вы:

а) будете рады, если ответственность за это дело возло­жат на кого-нибудь другого;

б) возьмете на себя ответственность, и сами доведете дело до конца.

17. Какое из этих двух мнений вам ближе:

а) настоящий руководитель должен уметь сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;

б) настоящий руководитель должен только уметь руко­водить другими и не обязательно делать дело сам.

18. С кем вы предпочитаете работать?

а) с покорными людьми,

б) с независимыми и самостоятельными людьми.

19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий? а) да, б) нет.

20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца? а) да, б) нет.

21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему при­влечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен? а) да, б) нет.

22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзь­ями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер, и нужно принимать решение. Как вы поступите?

а) дадите возможность принять решение наиболее ком­петентному из вас;

б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.

23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она? а) да, б) нет.

24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?

а) да, б) нет.

25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать? а) да, б) нет.

26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?

а) самый компетентный человек;

б) тот, у кого самый сильный характер.

27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?

а) да, б) нет.

28. Уважаете ли вы дисциплину? а) да, б) нет.

29. Какой из следующих двух руководителей для вас пред­почтительнее?

а) тот, который все решает сам;

б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мне­ниям других.

30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мне­нию, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете?

31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупот­ребляют вами?

а)да, б) нет.

32. Какой из следующих двух «портретов» больше напоми­нает вас?

33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если счи­таете ваше мнение единственно правильным, но остальные с ним не согласны?

а) промолчу, б) буду отстаивать свое мнение.

34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других лю­дей делу, которым занимаетесь? а) да, б) нет.

35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложе­на ответственность за какое-либо важное дело? а) да, б) нет.

36. Что бы вы предпочли?

а) работать под руководством хорошего человека;

б) работать самостоятельно, без руководителя.

37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы се­мейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в се­мье принимал один из супругов»?

а) согласен, б) не согласен.

38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мне­ния других людей, а, не исходя из собственной потребности? а) да, б) нет.

39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими? а) да, б) нет.

40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?

а) у меня опускаются руки;

б) у меня появляется сильное желание их преодолеть.

41. Делаете ли вы упреки людям, если они этого заслуживают? а) да, б) нет.

42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна вы­держать жизненные нагрузки? а) да, б) нет.

43. Как вы поступите, если вам предложат произвести реор­ганизацию вашего учреждения?

а) введу нужные изменения немедленно;

б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.

44. Сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседни­ка, если это необходимо? а) да, б) нет.

45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»? а) да, б) нет.

46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?

а) да, б) нет.

47. Кем вы предпочли бы стать?

а) художником, поэтом, композитором, ученым;

б) выдающимся руководителем, политическим деятелем.

48. Какую музыку вам приятнее слушать?

а) могучую и торжественную,

б) тихую и лирическую.

49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важны­ми и известными людьми? а) да, б) нет.

50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша? а) да, б) нет.

Оценка результатов и выводы

В соответствии со следующим ключом определяется сумма баллов, полученных испытуемым.

Ключ: 1а, 2а, 36,4а, 5а, 6б,7а, 86,96,10а, 11а, 12а, 136,146,15а, 166,17а, 186,196,20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 256,26а, 276,28а, 296,306, 31а, 32а, 336,34а, 356,366,37а, 386,39а, 406,41а, 42а, 43а, 44а, 456, 46а,476,48а, 496,506.

Представленная методика позволяет оценить способность человека быть лидером .

Инструкция к тесту

Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку на «+» или «-» («а» или «б») в пользу того альтернативного ответа, к которому вы больше всего склоняетесь.

Тестовый материал
  1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?
  2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?
  3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?
  4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?
  5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-либо?
  6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?
  7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?
  8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?
  9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?
  10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?
  11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т. п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?
  12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?
  13. Считаете ли вы себя мечтателем?
  14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?
  15. Необходимо зарегистрироваться

    Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

    Внимание!
    1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото . Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23 ” или “Мужчина, 31 “.
    2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
    3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей ” и “Доступ в любое время ” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
    4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете на обработку персональных данных.

    Ключ к тесту

    Сумма баллов за ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику.

    Ключ: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б,10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б.

    За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает один балл, в ином случае – 0 баллов.

    Интерпретация результатов теста
  • Если сумма баллов оказалась менее 25 , то качества лидера выражены слабо.
  • Если сумма баллов в пределах от 26 до 35 , то качества лидера выражены средне.
  • Если сумма баллов оказалась от 36 до 40 , то лидерские качества выражены сильно.
  • Если сумма баллов более 40 , то данный человек как лидер склонен к диктату.

Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости организаторских и коммуникативных качеств. Какими характерологическими чертами личности должен обладать настоящий лидер? Такими признаками, как отмечают Е.Жариков и Е.Крушельницкий , могут служить следующие проявления:

  • Волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели.
  • Настойчив, умеет разумно рисковать.
  • Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу.
  • Инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим.
  • Психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями.
  • Хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям.
  • Самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи.
  • Требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу.
  • Критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны.
  • Надежен, держит слово, на него можно положиться.
  • Вынослив, может работать даже в условиях перегрузок.
  • Восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами.
  • Стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях.
  • Оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам.
  • Решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя.
  • Способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить.
Источники
  • Диагностика лидерских способностей (Е.Жариков, Е.Крушельницкий) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М. 2002. C.316-320






2024 © speleo96.ru.