Правила глаголов и их правописание. Что такое глагол в русском языке Глагол как самостоятельная часть речи


Любое действие, процесс, отношение или состояние одушевленного или неодушевленного предмета в русском языке выражается через глагол. В свою очередь, эта часть речи представлена различными формами. В этой статье подробно описано, на какие вопросы отвечает глагол, указаны его особенности и примеры.

Что такое глагол в русском языке

В русском языке глагол является самостоятельной частью речи, обозначающей процесс, отношение, действие или состояние лица, предмета либо явления .

Грамматическое значение глагола выражается: категориями вида, спряжения, возвратности, переходности, наклонения, залога, числа, лица, рода и времени. Глагол как часть речи представлен несколькими классами форм:

  • Спрягаемыми формами (читал, собирается) ;
  • Инфинитивом (искать) ;
  • Причастиями (написанный, сверкающий) ;
  • Деепричастиями (нарисовав) .

На какие вопросы отвечает глагол

Глагол отвечает на вопросы «Что делать?» (несовершенного вида), «Что сделать?» (совершенного вида). В составе предложений глаголы чаще всего выступают сказуемым, однако в русском языке используются конструкции, в которых отглагольные формы применяются в качестве подлежащего, определения, обстоятельства или дополнения.

Примеры глаголов в составе предложения:

Утром мы посмотрели интересный фильм.

В центре города стоит памятник великому поэту, о котором нам рассказывал экскурсовод.

Этот текст преподаватель будет спрашивать на следующем занятии.

Глаголы подчеркнуты зеленой чертой .

Особенности

Грамматические категории залога, вида, спряжения, возвратности и переходности присущи всем глаголам и отглагольным формам, тогда как другие категории зависят от речевой ситуации, в которой глагол используется:

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

  • Наклонение – присуще исключительно спрягаемым глаголам;
  • Число – не свойственно инфинитиву и деепричастию;
  • Род – присущ формам сослагательного наклонения, глаголам прошедшего времени и причастиям;
  • Время – свойственно формам изъявительного наклонения;
  • Лицо – присуще спрягаемым отглагольным формам изъявительного наклонения настоящего и будущего времени, а также формам повелительного наклонения.

Русский язык – это история народа и важная часть нашей культуры. Но, к сожалению, мало кто сейчас может похвастаться идеальным знанием этого языка. Ведь он по праву считается наиболее сложным и люди, боясь трудностей, бросают процесс обучения на половине пути. Но, если рискнуть и взяться за дело с должной отдачей, то русский язык не останется в долгу, и речь станет богатой и насыщенной. Тот, кто желает этого достичь должен начинать с основ, поэтому в данной статье мы рассмотрим, что представляет собой такое понятие, как глагол.

Что означает глагол?

Глагол – это изменяемая часть речи, описывающая какую-либо деятельность или же состояние предмета (живого существа).

Например: ехать, приобретать, становиться, спать, брать, звонить, открывать, думать и т.п.

Чтобы выяснить представляет ли собой слово глагол, к нему нужно задать один из вопросов: “Что делать?”, “Что сделать?”.

Неопределенный глагол

Все глаголы в нашем языке обладают неопределенной (начальной формой или инфинитив).

От других глагольных форм отличается по следующим параметрам:

  • инфинитив – это глагол, указанный в словаре;
  • начальная форма обладает формообразующими суффиксами – ти; – ть; – чь. Пример: печь, читать, лететь и т.д.
  • неопределенная форма способна сохранять лишь такие свойства, как вид, переходность и возвратность.


Виды глаголов

Глаголы подразделяются на совершенные и несовершенные:

  • Совершенные глаголы (СВ) – дают ответ на вопрос: “Что сделать?”.

Глагол совершенного вида означает, что действо уже выполнено и его нельзя продолжить.

Такой глагол имеет только две формы времени: прошедшее, а также будущее (“Что сделали?” и “Что сделаете?”).

  • Несовершенные глаголы (НСВ) – дают ответ на вопрос: “Что делать?”.

Например, слышать, пить, путешествовать и т.п.

Несовершенный глагол знаменуется либо продолжительным действом, либо тем, которое постоянное повторяется. То есть мы не способны определить период завершенности действия.

У глаголов НСВ есть все три временные формы: прошедшее, настоящее и будущее (“Что делали?”, “Что делаете?”, “Что будете делать?”).


Переходность глагола

Помимо перечисленных свойств глагол обладает таким атрибутом, как переходность (непереходность).

Переходный глагол– это глагол, указывающий на действие, которое переходит на какой-либо предмет. От таких глаголов можно задать вопрос к существительному или местоимению в винительном (в.п.), либо в родительном падеже (р.п.) (без предлога).

К примеру: клал (что?) ручку (в.п.); не принес (чего?) молока (р.п.) и т.д.

Все остальные глаголы, которые не соответствуют этому параметру именуются, как непереходные.

Возвратность глагола

Возвратные глаголы – это те глаголы, которые обладают суффиксным окончанием – ся (сь).

Пример: сушиться, мыться, купаться, удержаться и т.п.

Все те глаголы, у которых в окончании нет – ся (сь) являются невозвратными.

Среди возвратных глаголов есть такие непроизводные глаголы, которые без суффиксного окончания вообще не применяются, например, смеяться, бороться и т.д.


Глаголом называют знаменательную часть речи, которой обозначается какое-либо действие или состояние. Глагол в русском языке отвечает на вопросы «что делать?», «что делает?» и «что сделать?». Отметим, что понятие состояния или действия относительны: это могут быть как физические действия или перемещения в пространстве, так и деятельность органов чувств или душевное состояние. Кроме того, эта часть речи выражает мыслительные процессы, становление признаками, обозначение речи и так далее. Несмотря на отличие в лексических значениях, все эти слова имеют категориальное значение процессуальности.

Глагол как часть речи богат различными грамматическими категориями и присущими им формами. Кроме категорий, которые являются общими и для других частей речи (категория лица, число и род), у глагола есть присущие только ему категории (вида, наклонения, залога, времени).

Морфологические категории этой части речи различны по составу форм. Так, категории залога и вида присущи всем глагольным формам, а остальные морфологические категории имеют дело только с определенными формами. Категория наклонения присуща всем спрягаемым глаголам, однако, она не свойственна инфинитиву, деепричастию и причастию. Категория времени присуща формам исключительно изъявительного наклонения, в то время как категория лица свойственна еще и формам повелительного наклонения. Число свойственно всем формам, кроме инфинитивной начальной формы и деепричастия, а род в единственном числе - только формам сослагательного наклонения и прошедшего времени, а также причастиям.

Глагол как часть речи делит все свои формы на две группы: спрягаемые и неспрягаемые. В академической грамматике выделяют три класса форм: спрягаемые формы, инфинитив, причастие и деепричастие. При этом спрягаемые формы противопоставлены по грамматическим значениям времени, числа, наклонения, лица, рода.

Изменение глаголов по наклонениям, а также временам (изъявительное наклонение (изъявительное и числам и родам называют спряжением, а формы, которые при этом образуются - спрягаемыми формами.

К неспрягаемым формам глаголов относят инфинитив, деепричастия и причастия, которые отличаются от спрягаемых глаголов тем, что у них отсутствуют словоизменительные грамматические значения. Однако в то время, как деепричастия и инфинитив представлены только одной формой, причастия могут противопоставляться по залогам и временам и изменяться по числам и родам.

Вместе с тем, и спрягаемые, и неспрягаемые глагольные формы объединены в одну систему форм, так как обладают общими признаками, среди которых общность лексических залогов, залоговых и видовых образований и управления, а также общая возможность поясняться наречием.

Глагол как часть речи в предложении чаще выражает сказуемое, однако, синтаксическая функция, которую он выражает, зависит от его формы. Спрягаемые формы глагола еще называют предикативными, так как они используются в роли простого или Причастия выступают в предложении согласованным определением, а также именной частью составного именного сказуемого. Деепричастия выражают обстоятельства или второстепенное сказуемое. Деепричастия и причастия, будучи второстепенными членами предложения, называются атрибутивными.

Инфинитив - начальная форма глагола - может выступать любым членом предложения: и подлежащим, и сказуемым, и главным членом безличного предложения, и определением, и дополнением, и обстоятельством. Инфинитив - форма, из основы которой образуются практически все глагольные формы. Так, к примеру, от основы инфинитива образуется прошедшее время изъявительного наклонения, глаголы сослагательного наклонения, залога в прошедшем времени, залога и деепричастия.

Глагол как часть речи является очень важным в языке, так как именно он составляет основу любого предложения и делает нашу речь связной и полной смысла.

Глагол - это одна из самых важных частей речи русского языка, на изучение которой в школьной программе отводится огромное количество времени. И это понятно, ведь тема на самом деле достаточно объемная. При ее изучении детям объясняют, как определять форму, вид и значение конкретного слова в предложении, а также как разбирать глаголы как части речи. Курс русского языка предполагает знакомство с данным разделом после всех именных частей. И делается это совсем не случайно, ведь, в отличие от имен существительных, прилагательных и числительных, глагол имеет форму спряжения, а это значит, что морфологические признаки данной части речи в корне отличаются от других слов и словоформ.

Слово как часть речи: глагол

Определение глагола, поданное в школьных учебниках, звучит примерно так: это часть речи, которая отвечает на вопросы, обозначающие действие, и может выражаться в состоянии (болеть), свойстве (заикаться), признаке (темнеть) и в отношении (ревновать). Начальную которая отвечает на вопросы "что делать" и "что сделать", называют инфинитивом, или неопределенной формой, которая в предложении может выступать любым из его членов.

Например: понимать (подлежащее) - значит чувствовать; быть (сказуемое) дождю; друзья просили его спеть (дополнение); она пошла пройтись (обстоятельство).

Тему раздела, повествующего о том, как разбирать глаголы как части речи, дети начинают изучать уже в 4 классе, а в последующие годы возвращаются к ней неоднократно. Однако перед тем, как перейти непосредственно к анализу глагола,следует изучить его признаки. Именно об этом и пойдет речь далее.

Постоянные признаки глагола

Одна из важных особенностей данной части речи заключается в том, что все слова, относящиеся к ней, могут иметь постоянные и не постоянные признаки, изучение которых обязательно для того, чтобы разобрать как часть речи глагол. К первым относятся:

  • Принадлежность к виду. Если процесс или действие, описанное глаголом, законченно на данный момент, или указано, что оно будет таковым - это совершенный вид. Например: уехал, пришел, напишу, прочитаю, скажу . А если слово не предполагает законченности, то это несовершенный вид глагола. Например: живу, рисовал, пишу.
  • Переходность и непереходность. Различия этих грамматических признаков заключаются в наличии предлога при употреблении глагола с местоимением или именем существительным. Переходные глаголы могут употребляться без предлогов с именительными частями речи в винительном, а при отрицании - в родительном падеже. А при непереходных формах наличие предлога для связи слов - обязательное условие. Например: читал письмо, не читал статью, построили дом, отвыкнуть от дома, сочувствовать другу, дорожить временем.
  • Возвратность. Определить этот признак достаточно просто, как правило, все глаголы такого типа заканчиваются на -ся или -сь. Стоит отметить, что данная характеристика указывает на то, что глагол непереходный. Например: смеялся над сестрой, растворился в воде, придерживаться диеты .
  • Спряжение - это одна из важнейших характеристик, которая участвует в формировании слов и заключается в изменении глаголов по числам и лицам. Для изучения и закрепления этой темы в школьном курсе русского языка уделяется немало времени, и от умения правильно определить спряжение глагола зависит качество правописания. Однако можно всю тему записать в один маленький конспект. Итак, к первому спряжению относят все глаголы с окончаниями -ешь, -ем, -ет, -ете, -ут, -ют , а ко второму - с окончаниями на -ишь, -им, -ит, -ите, -ат, -ят . Чтобы определить спряжение, глагол следует изменить по лицам и проследить за изменением окончания.

Непостоянные признаки глагола

Характеристика этих признаков заключена в их названии, и их также очень важно изучить до того, как разбирать глаголы как части речи. К ним относятся следующие факторы, которые влияют на словообразование:

  • Наклонение. Форма этого признака показывает на отношение действия к реальному времени. Существует три формы наклонения: изъявительная (действие происходит сейчас), условная (действие является лишь желаемым) и повелительная (действие возможно при определенных событиях).
  • Время и число. В русском языке существует прошедшее, настоящее и будущее время глаголов. Как правило, с определением этого грамматического признака трудностей не возникает, равно как и с определение множественного или единственного числа.
  • Род. Как и все знаменательные части речи, глаголы могут изменяться по родам, в зависимости от слова, определяющего лицо, с которым связано действие.

Как разбирать глаголы как части речи

Именно вышеуказанные особенности и следует указать в глагола, план которого выглядит так:

  1. Указать название части речи.
  2. Определить начальную форму.
  3. Указать как части возвратность, переходность, спряжение.
  4. Обозначить непостоянные признаки: наклонение, время, лицо и род (если они есть), а также число.
  5. Разобрать предложение, в котором употребляется глагол, и определить его функцию, то есть указать, каким членом он является.

Примеры разбора глагола как части речи

Для закрепления изученного материала (морфологические особенности и признаки глагола) школьной программой предусмотрены многочисленные разборы данной части речи по описанной выше схеме. При помощи такого приема детей учат систематизировать знания и правильно их применять, вновь и вновь повторяя при конкретном разборе все признаки той или иной части речи.

В качестве примера рассмотрим такую фразу: "На небе ярко светит солнце".

  1. Светит - глагол.
  2. Начальная форма - светить.
  3. Глагол несовершенного вида, невозвратный, переходный, использован во втором спряжении.
  4. Солнце светит - действие происходит в настоящем времени, а значит, это изъявительная форма глагола, который употреблен в единственном числе, в третьем лице и в среднем роде.
  5. На - предлог, небе - обстоятельство, ярко - обстоятельство, светит - сказуемое, солнце - подлежащее.

Разбор глагола по составу

Не менее важной является тема: "Морфемный разбор слова". Что это означает и как разобрать слово по составу? Глагол, как и все слова, имеет основную часть, на базе которой и формируются другие формы. Именно эта часть без окончания, которое при обозначении заключается в прямоугольник, называется основой и является главной в определении лексического значения. При разборе она обозначается квадратной скобкой под словом.

Вслед за основой выделяют суффикс - морфему, которая участвует в формо- и словообразовании однокоренных слов. На письме обозначается углом с направленной вверх вершиной.

Для глаголов в изъявительном и условном наклонении прошедшего времени характерен нулевой суффикс или -л-. Например: читал - читал бы , нес - нес бы .

Неопределенная форма образуется при помощи суффиксов -ть- и -ти-, однако в школьной программе эти морфемы рассматриваются как окончания. Например: спала - спать и спасла - спасти .

Приставка - одна из значимых частей слова, которая стоит вначале и участвует в образовании новых словоформ. Схематически обозначается перевернутой буквой Г.

Корень - обязательная и основополагающая часть, в ней заключено лексическое значение и объединяющая для всех однокоренных слов составляющая. Нет ни одной самостоятельной лексической единицы, в которой не было бы этой морфемы, то время как без остальных элементов они вполне нормально используются. Корень на письме обозначают дугой.

Правила морфемного разбора

Вопрос о том, как разобрать глагол по составу, интересует многих школьников. Об этом можно много говорить, но лучше показать на практике. Но для начала следует отметить, что у инфинитива и у глаголов единственного числа мужского рода, употребленного в прошедшем времени и условном наклонении, нет окончания. Также у этих глаголов нет суффикса.

Морфемный разбор глаголов, как и других слов, проводят по такой схеме:

  1. Определение части речи.
  2. Выделение окончания с объяснением его значения.
  3. Подбор однокоренных слов и определение корня.
  4. Выделение приставки и суффикса.
  5. Определение основы слова, в которой заключено лексическое значение.

Разбери глаголы по составу

Для закрепления материала следует разобрать несколько слов по составу по такому примеру: страдает - начальная форма страдать . Это с окончанием -ет , которое указывает на настоящее время, третье лицо, единственное число. Основа слова -страда -, суффикс -а -. Однокоренные слова: страдает, страдание, страждущий . Корень - страд с возможной заменой буквы «д» на «ж». У этого слова нет приставки.

Глагол - это самостоятельная знаменательная часть речи, обозначающая действие (читать ), состояние (болеть ), свойство (хромать ), отношение (равняться) , признак (белеться ).

Неопределенная форма глагола (инфинитив)

Начальной формой глагола является его неопределенная форма, или инфинитив.

Глагол в инфинитиве отвечает на вопросы что делать? или что сделать? и имеет только постоянные признаки переходности (читать - перех., спать - неперех.), возвратности (мыть - мыться ) и вида (решать - несов. вид, решить - сов. вид).

Инфинитив может быть любым членом предложения: подлежащим (Учиться всегда пригодится ), сказуемым (Быть грозе великой !), дополнением (Все просили ее спеть ), определением (У меня возникло непреодолимое желание поспать ), обстоятельством (Я пошел пройтись ).

Переходность/ непереходность глагола

Переходность - способность глагола управлять существительным со значением объекта в В. п. без предлога (читать книги ). При отрицании форма В. п. меняется на Р. п. (не читать книг); к переходным также относятся глаголы, присоединяющие Р. п., совмещающий значение объекта и количества (выпить воды ). Глаголы, которые могут управлять существительными в указанных формах, называются переходными.

К непереходным относятся остальные глаголы (лежать ), в том числе глаголы, которые иногда называют косвенно-переходными, - присоединяющие существительное со значением объекта в В. п. с предлогом или в другом падеже с предлогом или без (руководить заводом ), а также глаголы типа хотеть : в конструкции хочу мороженое пропущен инфинитив: хочу съесть мороженое .

Возвратность/ невозвратность

Возвратными называются глаголы со словообразующим суффиксом -ся : учиться, смеяться. Большинство из них образовано от глаголов без -ся (готовить готовиться ), но есть и не имеющие этого соответствия возвратные глаголы (бояться, гордиться, лениться, надеяться, нравиться, смеяться, сомневаться и др.).

Возвратные глаголы могут передавать следующие значения:

1) действие субъекта направлено на себя: мыться, причесываться, настраиваться, унижаться ; у этих глаголов обычно возможно перестроение в конструкцию с себя;

2) направленные друг на друга действия нескольких субъектов, каждый из которых является и субъектом, и объектом аналогичного действия: мириться, встречаться, целоваться ;

3) действие совершается субъектом в своих интересах: строиться (строить для себя дом), укладываться (укладывать свои вещи); возможно перестроение в конструкции с для себя, себе;

4) действие субъекта, замкнутое в сфере его состояния: беспокоиться, радоваться, сердиться, веселиться; беспокоиться ;

5) потенциальный активный признак субъекта: собака кусается (может укусить);

6) потенциальный пассивный признак предмета: стекло бьется (может разбиться);

7) безличность - нравиться, нездоровиться, смеркаться .

Обычно возвратные глаголы являются непереходными - за редким исключением: бояться, стесняться маму.

Вид как морфологический признак глагола

Вид - постоянный морфологический признак глагола, обобщенно указывающий на характер протекания действия или распределение действия во времени.

Все глаголы имеют видовую характеристику - относятся к совершенному виду (СВ) или несовершенному виду (НСВ).

Глаголы СВ отвечают в инфинитиве на вопрос что сделать? и обозначают законченное действие (прочитать) или действие, достигшее определенного предела (похудеть ).

Эти глаголы описывают действие как факт (Наступила осень, листья пожелтели и опал и.). Очень редко, преимущественно в разговорной речи, глаголы СВ могут обозначать факт как пример повторяющегося действия (С ним так бывает: остановится и задумается ).

Глаголы НСВ отвечают в инфинитиве на вопрос что делать? и не обозначают законченного действия (читать ) действия, достигшего определенного предела (худеть ).

Сфера употребления глаголов НСВ шире, чем глаголов СВ: глаголы НСВ обозначают действие как процесс (Приближалась поздняя осень, листья быстро желтели и опадали ), повторяющееся действие (Он иногда останавливается и задумывается ), постоянное отношение (Параллельные прямые не пересекаются ). В ситуации, когда обозначается факт совершения действия, а не характер его протекания, глагол НСВ может быть употреблен синонимично глаголу СВ; ср.: Я уже читал эту книгу = Я уже прочитал эту книгу.

Большинство непроизводных глаголов русского языка имеют характеристику НСВ (читать, менять, кричать ). Для образования от них глаголов СВ необходимо прибавить приставку (читать пере-читать ), приставку и суффикс (менять с-мен-и-ть ) или суффикс -ну- со значением однократности (кричать крик-ну-ть ).

Не происходит изменения видовой характеристики только у 17 глаголов разнонаправленного движения при прибавлении к ним приставки с пространственным значением, например: летать у-летать .

Два глагола, различающиеся только видовым значением (завершенность действия, достижение действием предела), составляют видовую пару : делать - сделать, читать - прочитать .

У большинства глаголов приставка, помимо видового значения, привносит также иной дополнительный смысловой компонент: начинательность (петь за-петь ), смягчительность (болеть при-болеть ), интенсивность (бить из-бить ) и др.

Если к глаголу СВ прибавить суффиксы -ива-/-ыва-, -ва-, -а-, то от них образуется глагол НСВ: перечитать перечит-ыва-ть, избить изби-ва-ть, решить реш-а-ть . Эти суффиксы, как правило, привносят только видовое значение (незавершенность действия, отсутствие достижения предела). При прибавлении этих суффиксов образуются видовые пары; исключения немногочисленны (см., напр., заблудиться - заблужд-а-ться ).

Некоторые глаголы имеют супплетивные (образованные от другой основы) видовые пары: говорить - сказать . В некоторых случаях глаголы в видовой паре внешне различаются только местом ударения (разр?зать - разрез?ть ).

Обычно видовая пара одна (делать - сделать, перечитать - перечитывать ), но в некоторых случаях у одного глагола СВ может быть две видовых пары, образованные на обеих ступенях видообразования: слабеть - о-слабеть - ослабе-ва-ть .

Видовая пара может быть различна для разных значений одного глагола:

учить (что) - выучить,

учить (кого) - научить .

В русском языке есть двувидовые глаголы : значение вида они приобретают в контексте. Это глаголы казнить, женить, крестить, обещать (Вчера он наконец женился - СВ. - Он женился несколько раз - НСВ), глаголы на -ировать: телеграфировать, оперировать (Ему еженедельно телеграфировали об успехах предприятия - НСВ - Он решил телеграфировать о своем приезде - СВ).

В русском языке есть глаголы, не участвующие в видообразовании, поскольку их значение чуждо описанию протекания действия: они обозначают не действие, а факт (стоить, иметь - НСВ) или моментальный переход из одного состояния в другое (вскрикнуть, очнуться - СВ).

Наклонение как морфологический признак глагола

Наклонение - непостоянный морфологический признак глагола, представленный у спрягаемых форм глагола и выражающий противопоставлением форм изъявительного, повелительного и сослагательного наклонения отношение действия к реальности.

Изъявительное наклонение выражает реальное действие в прошлом, настоящем или будущем. Глагол в изъявительном наклонении изменяется по временам (пишу - писал - буду писать ).

Повелительное наклонение (императив) выражает побуждение к действию в форме просьбы или приказа. Глагол в повелительном наклонении не изменяется по временам.

Формы повелительного наклонения в основном образуются от основы настоящего времени с помощью суффикса -и или без суффикса. Нулевое окончание - показатель формы единственного числа, а окончание - те образует форму множественного числа (бег-и - бег-и-те, режь - режь-те ).

Условное (сослагательное) наклонение обозначает действие, возможное при определенных условиях, а также само это условие. Условное наклонение образуется присоединением к совпадающей с прошедшим временем форме частицы бы: Если бы он пришел , мы пошли бы в кино.

Время как морфологический признак глагола

Время - непостоянный признак глагола, обозначающий время совершения действия по отношению к моменту речи о нем.

В русском языке у спрягаемых форм глагола представлены три времени: прошедшее, настоящее и будущее .

Прошедшее время обозначает предшествование действия моменту речи о нем. При этом сам момент речи (речемыслительной деятельности) может находиться не только в настоящем (Я опоздал .), но и в прошлом (Я понял, что опоздал .) или будущем (Он опять придет раньше назначенного срока и будет говорить, что я опоздал. ).

При образовании форм прошедшего времени используется суффикс - л- (видеть - виде-л ).

Настоящее время есть только у НСВ. Оно формально выражается личными окончаниями глагола (нес-у, нес-ешь, нес-ет, нес-ем, нес-ете, нес-ут ).

Настоящее время может обозначать действие, протекающее в момент речи. При этом сам момент речи может находиться не только в настоящем (Он идет впереди меня.), но и в прошлом (Он думал, что идет впереди меня ) или будущем (Он опять убежит вперед, но будет думать, что идет лишь немного впереди меня ).

Кроме того, настоящее время может обозначать:

1) постоянное отношение: Волга впадает в Каспийское море .

2) повторяющееся действие: Он всегда занимается в библиотеке .

3) потенциальный признак: Некоторые собаки кусаются .

Будущее время обозначает действие, которое будет иметь место после момента речи о нем (Я вечером пойду в кино / Вчера утром я думал, что вечером пойду в кино, но не смог ).

Будущее время есть и у глаголов НСВ, и у глаголов СВ, но выражается оно различно. У глаголов НСВ представлена составная форма будущего времени : спрягаемая форма глагола быть + инфинитив (буду читать ), у глаголов СВ будущее время выражается личными окончаниями (прочита-ю ).

Формы времени могут иметь переносное употребление.

Настоящее время может употребляться:

1) в значении будущего:

а) действие воспринимается как обязательное и реальное: Завтра еду на дачу;

б) настоящее воображаемого действия: Вообрази: ты встречаешь его на улице, а он тебя не замечает;

2) в значении прошедшего (для образной актуализации событий): Иду я вчера по улице и вижу...

Прошедшее время может употребляться:

1) в значении будущего предрешенного: Ну, я пошел ;

2) в значении настоящего при отрицании: Всегда он так: ничего не видел, ничего не слышал.

Будущее время может переносно употребляться в значении настоящего: Что-то я газету никак не найду .

Лицо как морфологический признак глагола. Безличные глаголы

Глаголы в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении имеют непостоянный морфологический признак лица .

Лицо указывает на производителя действия.

Форма 1 лица указывает, что производителем действия является говорящий (один или с группой лиц): иду, идем .

Форма 2 лица указывает, что производителем действия является слушающий / слушающие: идешь, идете, иди, идите.

Форма 3 лица указывает, что действие осуществляется лицами, не участвующими в диалоге, или предметами: идет, идут, пусть идет / идут .

С точки зрения отношения к морфологической категории лица глаголы можно разделить на личные и безличные .

Личные глаголы обозначают действия, у которых есть производитель, и могут выступать как сказуемые двусоставных предложений (Я болею ).

Безличные глаголы обозначают действие, у которых нет производителя (Смеркается ), или действие, которое мыслится как происходящее помимо воли субъекта (Мне нездоровится ). Это состояния природы (Вечереет ), человека (Меня знобит ) или субъективная оценка ситуации (Хочется этому верить). Безличные глаголы не могут быть сказуемыми двусоставных предложений и выступают как главный член односоставного безличного предложения.

В изъявительном наклонении морфологический признак лица выражается личными окончаниями и при наличии в предложении подлежащего является согласовательной категорией: личные местоимения я и мы требуют постановки глагола в форму 1 лица, личные местоимения ты и вы требуют постановки глагола во 2 лицо, остальные местоимения и все существительные, а также слова, выступающие в функции существительного, требуют употребления глагола в форме 3 лица.

Спряжение

Спряжение - это изменение глагола по лицам и числам .

Окончания настоящего/простого будущего времени называются личными окончаниями глагола (так как передают в том числе и значение лица).

Глаголы I спряжения имеют окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют).

Глаголы II спряжения имеют окончания -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).

Если личные окончания глагола ударные, то спряжение определяется по окончаниям. Так, глагол спать относится к II спряжению (сп-ишь ), а глагол пить - к I спряжению (пь-ешь ). К тому же спряжению относятся производные от них приставочные глаголы с безударными окончаниями (выпь-ешь ).

Если окончания безударные, то спряжение определяется по тому, какой вид имеет инфинитив глагола: к II спряжению относятся все глаголы на -ить, кроме брить, стелить, зиждиться , а также 11 исключений: 7 глаголов на -еть (смотреть, видеть, терпеть, вертеть, зависеть, ненавидеть, обидеть ) и 4 глагола на -ать (слышать, дышать, гнать, держать ). Остальные глаголы относятся к I спряжению.

В русском языке есть глаголы, у которых часть личных окончаний относится к первому спряжению, а часть - ко второму. Такие глаголы называются разноспрягаемыми. Это хотеть, бежать, чтить и все глаголы, образованные от приведенных.

Глагол хотеть имеет окончания I спряжения во всех формах ед. числа и окончания II спряжения во всех формах мн. числа.

Глагол бежать имеет окончания II спряжения во всех формах, кроме 3 лица мн. числа, где он имеет окончание I спряжения.

Глагол чтить может либо быть разноспрягаемым, либо относиться ко II спряжению, что зависит от формы 3 лица мн. числа чтут/чтят.

Кроме того, есть глаголы, часть личных окончаний которых не представлена ни в I, ни во II спряжениях. Такие глаголы имеют особое спряжение. Это есть и дать и все образованные от них (съесть, передать ), а также глаголы, связанные с данными по происхождению (надоесть, создать ).

У большинства глаголов представлены все возможные формы лица и числа, но есть также глаголы, у которых отсутствуют вовсе или обычно не употребляются те или иные формы. Так, у глаголов победить, очутиться, чудить отсутствуют формы 1 лица ед. числа, у глаголов столпиться, сгруппироваться, разбрестись не употребляются формы ед. числа, у глаголов жеребиться, кристаллизоваться - формы 1 и 2 лица.

Род. Число. Взаимосвязь глагольных категорий

Род глагола является словоизменительной морфологической характеристикой таких глагольных форм, как формы единственного числа прошедшего времени изъявительного наклонения, формы единственного числа условного наклонения, причастные формы. Родовая характеристика глагола служит для согласования глагола с существительными и местоименными существительными и является внесловным показателем их родовой характеристики (Мальчик пришел - Девочка пришл -а ). Средний род может также указывать на безличность глагола (Вечерел -о) .

Число - морфологическая характеристика, присущая всем глагольным формам. Число глагола служит для согласования глагольных форм с существительным или местоименным существительным (Пришел человек - Пришл -и люди). Множественное число глагола в односоставном предложении указывает на неопределенность субъекта (В дверь стучат ), а единственное может указывать на безличность (Меня знобит ).

Морфологический разбор глагола

Разбор формы инфинитива производится по следующему плану:

I. Часть речи. Общее значение. Начальная форма (инфинитив).

II. Морфологические признаки. Постоянные признаки: а) вид; б) переходность; в) возвратность; г) спряжение. Непостоянные признаки: а) наклонение (изъявительное, повелительное, сослагательное); б) время (если есть); в) число; г) лицо (если есть); д) род (если есть).

III. Синтаксическая роль.

Образец морфологического разбора глагола .

- Его нужно предостеречь.

- Не надо, - сказал Балаганов, - пусть знает в другой раз, как нарушать конвенцию.

- Что за конвенция такая?

- Подождите, потом скажу. Вошел, вошел! (И. Ильф и Е. Петров)

I. Предостеречь (что сделать?) - глаг., начальн. форма предостеречь.

II. Постоянные признаки: перех., невозврат., СВ, I спр.;

непостоянные признаки: в форме инфинитива.

III. (Что сделать?) нужно предостеречь (сказуемое).

I. Пусть знает (что делает?) - глаг., начальн. форма знать.

II. Постоянные признаки: перех., невозвр., НСВ, I спр.;

непостоянные признаки: в повелит. накл., 3 лице, ед. числе.

III. (Что делает?) пусть знает (сказуемое).

I. Нарушать (что делать?) - глаг., начальн. форма нарушать

II. Постоянные признаки: перех., невозврат., НСВ, I спр.;

непостоянные признаки: в форме инфинитива

III. (Что делать?) нарушать (сказуемое).

I. Подождите (что сделайте?)- глаг., начальн. форма подождать.

II. Постоянные признаки: перех., невозвр., СВ, I спр.;

непостоянные признаки: в повел. накл., 2 лице, мн. числе.

III. (Что сделайте?) подождите (сказуемое).

I. Вошел (что сделал?)- глаг., начальн. форма войти.

II. Постоянные признаки: неперех., невозврат., СВ, I спр.;

непостоянные признаки: в изъяв. накл., пр. вр., муж. роде, ед. числе.

III. (Что сделал?) вошел (сказуемое).







2024 © speleo96.ru.