Типология обществ сравнительная таблица. Типы общества, их характеристика


Типология обществ рассматривается с разных позиций. Научные подходы позволяют выделить основные признаки типов государственного устройства. 10 класс профильного курса обществоведческих дисциплин представляют кратко, но понятно общие характеристики и уровни развития стран.

Развития государств

Общество, по мнению исследователей, проходит 3 ступени (уровня, этапа) . Их можно выстроить последовательно следующим образом:

  • аграрное, до индустриальное или традиционное;
  • индустриальное или капиталистическое;
  • постиндустриальное или информационное.

Два первых типа развивались медленно. Их исторический период длился в зависимости от культурных традиций стран. Несмотря на различие и индивидуальные особенности развития стран, во всех государствах данные типы имели схожие характеристики. Ученые не прекратили изучать развитие государств, они выявляют, какие черты следует выводить на уровень обязательных, какие могут присутствовать полностью или частично. Эволюция может продвигаться медленно, задерживая государство на одной ступени развития на многие века. В других условиях все ускоряется. Что имеет значение в определении типа :

  • человек и его отношение к природе, естественным ресурсам планеты;
  • межличностные отношения, социальные связи;
  • ценности духовной жизни людей (человека и общества).

Тема учебного курса помогает представить, как проходит история планеты, страны, отдельного человека.

Все три типа взаимосвязаны, назвать точную дату перехода из одного состояния в другое невозможно, эволюция проходит по территориям, удаленные области подтягиваются за центром или наоборот.

Таблица «Типология обществ»

Традиционное до индустриальное

Индустриальное общество

Постиндустриальное общество

Производственная сфера

Преобладающей производственной сферой является сельскохозяйственный труд, основанный на ручных технологиях. Понятно, что орудия производства есть, но они просты по устройству.

Преобладает промышленная сфера деятельности. Для нее характерно активное использование машин и конвейерных технологий.

Сферой производства являются услуги для населения. Производство отличается развитием компьютерных технологий. Начинается эра роботов.

Население

Большей частью населения являются сельские жители. Уровень жизни их невысок: дома на дровяном топливе. Человек занят физическим трудом, требующим крепкого здоровья. Живет человек за счет ухода за домашними животными. Основные продукты питания производит самостоятельно. В обществе придерживаются обычаев и традиций, построенных на опыте предков.

Большая часть населения живет в городской местности. Источники энергии – использование природных ресурсов: нефть, уголь или газ.

Население концентрируется вокруг городов. Для добычи энергии выбираются альтернативные источники: опасные, но менее затратные, например, атом.

Главные ценности

Главной ценностью являются земельные площади.

Главной ценностью является капитал.

Ценностью человека и общества являются знания и своевременность получения информации.

Политическое устройство

Общество представляет собой по политическому устройству монархию с бесправными жителями. Человеку сложно подняться, перейти из одного сословия в другое. У правителя особое право и неприкосновенный авторитет.

Устройство общества - республика, гарантирующая соблюдение прав любого человека, но права не одинаковые для всех стран, а различные.

Общественные законы регулируются правовыми нормативными актами.

По политическому устройству - правовое государство.

Общественную жизнь регулируют законы и правовые нормы.

Традиционное общество встречается и сегодня. Это государства Азии и Африки. Часть признаков цивилизации дошли до стран, но полностью не укоренились в обществе.

Для индустриального типа общества характерны: расцвет крупных городов, концентрация в одних руках финансовых средств и четкое разделение форм собственности.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Постиндустриальное общество охвачено технической модернизацией во всех сферах жизни человека. Постиндустриальное общество часто называют техногенной цивилизацией.

Общество - явление многогранное, обладающее в каждом кон­кретном случае специфическими чертами. Многообразие обществ обусловило появление различных вариантов их классификации. Одним из них является типология обществ, представляющая со­бой их распределение на основании таких критериев, как соци­альные, экономические, исторические, культурные и т.д. Понятие «тип» подразумевает форму, которая составляет основу ряда родственных объектов, являясь образцом для предметов опреде­ленного вида. В современном мире существуют различные типы обществ, различающихся между собой по многим параметрам, как явным (язык общения, культура, географическое положение и т.д.), так и скрытым (степень социальной сплоченности, уро­вень стабильности и др.). Научная классификация предполагает выделение наиболее существенных, типичных признаков, отли­чающих одни группы обществ от других и объединяющих обще­ства одной и той же группы.

Один из подходов к типологии делит все общества на простые и сложные в зависимости от числа уровней управления и степени социальной дифференциации (расслоения). Простое общество - это общество, в котором составные его части однородны; в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных; структур­ное деление либо отсутствует, либо находится в зачаточном со­стоянии. Таким было первобытное общество на заре человеческой цивилизации. И по сей день в укромных уголках земли существуют племена, находящиеся на первобытнообщинной стадии развития.

В отличие от простого сложное общество - это общество с силь­но развитыми структурными элементами, которые взаимосвяза­ны и взаимозависимы друг от друга. В сложных обществах суще­ствует расслоение людей на богатых и бедных, возникает специ­альный аппарат управления (государство); развитие общества происходит в разных направлениях и более быстрыми темпами. Имущественная дифференциация общества возникла еще в рам­ках первобытнообщинного строя, но формирование подлинно иерархической структуры общества связано с созданием госу­дарства. Первые государства возникли более пяти тысяч лет на­зад - в междуречье Евфрата и Тигра и в Египте. С тех пор многие народы неизбежно вставали на путь создания государства. Если в древние времена сложные общества были исключением в обшей массе простых обществ, то сейчас наоборот, простые общества составляют единичные случаи среди сложных.

Еще один из подходов к типологии обществ выделяет критери­ем их дифференциации наличие письменности. В соответствии с этим различают дописьменные и письменные общества. В дописьменных обществах письменности не было, люди передавали ин­формацию только с помощью речи. В письменных обществах суще­ствовала передача информации с помощью знаков. Сначала это были рисунки, изображающие зверей, птиц, людей, различные предметы. Затем появилась клинопись, которая являлась упроще­нием рисунков. Но подлинным изобретением стало создание зна­кового изображения звуков - алфавита. У разных народов буквы алфавита различны, означают разные звуки. Знания, зафиксиро­ванные на глиняных табличках, восковых досках, бересте, бумаге и т.д., служили многим поколениям людей. Оригинальный вид письменности изобрели американские индейцы. Для передачи информации они использовали веревку с завязанными на ней узелками. Получатель такого письма постепенно развязывал узел­ки, «читая» сообщение. Со временем носители информации все более усложнялись. Появились книги, газеты, радио, телевиде­ние, компьютеры. Но свое значение письменность нисколько не утратила.

Возникновение письменности стало одним из важнейших эта­пов на пути перехода человечества от дикости к цивилизации. Но в истории были и исключения. Так, скифы - народ, живший в Северном Причерноморье в I тысячелетии до нашей эры, - не имели письменности несмотря на высокоразвитую материальную культуру. Некоторые первобытные реликтовые племена и по сей день не имеют письменности.

Существует типология обществ, основанная на выделении спо­соба производства. По этому критерию различают общество соби­рателей и охотников, общество земледельцев, общество скотово­дов, индустриальное общество.

Общество собирателей и охотников существовало в период гос­подства присваивающей экономики в рамках первобытнообщинного строя. Люди брали от природы готовые продукты и полно­стью зависели от ее капризов. Изменение климата, увеличение численности населения, нехватка пищи привели к тому, что люди стали добывать средства к существованию другим путем. На смену собирательству пришло земледелие, а на смену охоте - ското­водство. Произошел переход от присваивающей экономики к про­изводя щей. Земледельческие и скотоводческие общества долгие века существовали по соседству друг с другом. Соседство это не всегда было мирным. Нередко кочевники нападали на оседлые народы. Но, несмотря на разорения, земледельцы восстанавливали свое хозяйство и часто давали отпор кочевникам. История показала, что более жизнеспособным оказалось земледельческое общество, так как большинство народов перешло со временем к оседлому образу жизни. Именно на основе базы, созданной земледельче­скими, в первую очередь европейскими народами, возникает инду­стриальное общество, основанное на промышленном производ­стве. Оно существует всего 300-400 лет, но отличается более вы­сокими, по сравнению с предыдущими обществами, темпами развития.

В науке существует классификация обществ, выделяющая за­крытые и открытые типы. В основе различий между ними лежат уровень контроля над личностью и степень свободы индивида. Для закрытого общества характерна неизменная социальная структу­ра, невосприимчивость к нововведениям, консерватизм, догма­тичная идеология, коллективизм. К такому типу обществ относятся все антидемократические режимы прошлого и настоящего. Открытое общество характеризуется динамичной социальной структурой, способностью к обновлению, индивидуализмом и демократической идеологией. Подобный тип общества широко распространен в современном мире, в первую очередь в развитых демократический государствах.

В отечественной науке до недавнего времени господствовал формационный подход к типологии обществ, основанный на марк­систско-ленинском учении об общественно-экономических фор­мациях. Общественно-экономическая формация - это историче­ский тип общества, базирующийся на определенном способе произ­водства. Тип производственных отношений, основанный на определенной форме собственности на средства производства, составляет экономический базис общества, который определяет соответствующий тип надстройки с основными ее элементами - государством и правом. Смена одной общественно-экономической формации другой происходит в результате изменения типа произ­водственных отношений, что неизменно влечет за собой преобра­зования в надстройке. В развитии человечества марксистская тео­рия выделяет пять общественно-экономических формаций с со­ответствующими им типами общества - первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунисти­ческую. В первой и пятой государства не существует. Переходным от капитализма к коммунизму выступает социалистическое общество.

С развитием производительных сил (орудий труда) изменяют­ся производственные отношения, общество делится на классы, образуется государство. Происходит переход от первобытнообщинной общественно-экономической формации к рабовладель­ческой. Государство выступает как орудие в руках господствующе­го класса для подавления угнетаемых. Исходя из исторического опыта, теоретики марксизма сделали вывод о том, что некото­рые народы переходили от первобытнообщинной формации к феодальной, минуя рабовладельческую. Формации сменяют друг друга как эволюционным путем (переход к рабовладению и фео­дализму), так и в результате революции (переход к капиталисти­ческому и социалистическому обществу). Социалистическое го­сударство, выражая интересы трудящихся, подавляет сопротив­ление эксплуататоров. С выполнением этой задачи необходимость в принуждении отпадает, а значит, государство становится не­нужным. Происходит переход к бесклассовому обществу, при ко­тором государство отмирает. Формационный подход к типологии обществ основан на реальном развитии исторического процесса в прошлом. Тем не менее практика существования социалистиче­ского общества, в том числе и у нас в стране, не оправдала теоре­тических ожиданий. Не подтвердился и прогноз перехода к бес­классовому коммунистическому обществу.

Наиболее распространенным в современной науке является деление обществ на традиционные, индустриальные и постинду­стриальные. Эту концепцию предложил американский социолог Д. Белл. Критериями данной типологии ученый выделил измене­ния и совершенствование средств производства и знания.

Традиционное (доиндустриалъное) общество отличалось преоб­ладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, тради­ционным способом регулирования общественных отношений. Для него характерны ручной труд, низкие темпы развития производ­ства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Традиционное общество маловосприимчи­во к нововведениям. Поведение людей в таком обществе регла­ментируется обычаями и традициями, основанными на религии. Отсчет истории традиционных обществ можно начать с возник­новения человечества. Такие общества существовали в период ра­бовладения и феодализма. И только с появлением буржуазных от­ношений формируется индустриальное общество.

Индустриальное общество - это сложное общество, основан­ное на промышленном производстве. В нем человек наделен большими, чем в доиндустриальном обществе, возможностями самореализации. Человеку дается весь набор прав и свобод, и только от него зависит, как ими воспользоваться. В индустриальном об­ществе производство развивается на основе механизации и авто­матизации, создание разного рода товаров приобретает массовый характер. Растет население городов (урбанизация), увеличивается число людей, занятых в промышленности, возрастают требова­ния к образованию и квалификации работников. Ускоряется раз­витие средств массовой коммуникации.

В постиндустриальном (информационном) обществе добывание и переработка продуктов природы уступает свое приоритетное зна­чение производству и переработке информации, удельный вес производства товаров в экономике снижается, увеличивается доля сферы услуг. Товаропроизводящая экономика трансформируется в обслуживающую. В результате меняется структура общества. На смену классовому делению приходит профессиональное. Положе­ние человека в обществе, уровень его доходов напрямую зависит от образования и уровня знаний.

С изменением характера экономических связей меняется и со­циальная структура общества. Если в доиндустриальном обществе основную группу населения составляли крестьяне, в индустри­альном - рабочие, то в постиндустриальном - служащие, управ­ленцы, менеджеры. На смену авторитарному руководству в доин­дустриальном обществе и представительной демократии в инду­стриальном идет непосредственная демократия и самоуправление в постиндустриальном обществе. Увеличивается свобода личности в выборе приоритетных направлений ее развития.

Помимо рассмотренных существуют и другие подходы к типо­логии обществ. Все они, как видно, различаются критериями, которые положены в основу данной конкретной классификации. Вопрос типологии обществ нуждается в дальнейшей разработке. Более целесообразным представляется использование различных подходов при условии выделения из них всего рационального и недопущения их противопоставления. Позитивные стороны каж­дого из них, взятые в единстве, позволят глубже уяснить тип того или иного общества.

Вопросы и задания

1. Что такое типология? Каковы параметры выделения тех или иных типов общества?

2. Какие подходы к типологии обществ вы знаете?

3. В чем состоит отличие простого общества от сложного?

4. Определите значение письменности для развития общества.

5. Приведите исторические примеры, иллюстрирующие типологию обществ по способу производства.

6. В чем различия обществ закрытого и открытого типов?

7. В чем состоят особенности формационного подхода к типологии обществ?

8. Дайте развернутую характеристику концепции Д. Белла. Приведите конкретные примеры, иллюстрирующие каждый из типов обществ.

9. Заполните таблицу:

Линии сравнения Тип общества
Доиндустриальное (традицион­ное) Индустриаль­ное Постиндуст­риальное (информаци­онное)
Основной фактор производства Земля Капитал Знания
Основной продукт производства Пища Промыш­ленные изде­лия Услуги
Характерные черты производства Ручной труд Широкое применение механизмов, технологий Автоматиза­ция произ­водства, компьюте­ризация общества
Характер труда Индивиду­альный труд Преимуще­ственно стандартная деятельность Резкое повышение творческого начала в труде
Занятость населения Сельское хозяйство - около 75% Сельское хозяйство - около 10%, промышлен­ность - 85% Сельское хозяйство - до 3%, про­мышлен­ность - около 33%, услуги - около 66%
Основной вид экспорта Сырье Продукты производства Услуги
Политика в области образования Борьба с неграмот­ностью Подготовка специалис­тов Непрерыв­ное образование
Продолжи­тельность жизни 40-50 лет Свыше 70 лет Свыше 70 лет
Воздействие человека на природу Локальное, неконтроли­руемое Глобальное, неконтроли­руемое Глобальное, контроли­руемое
Взаимодейст­вие с другими странами Несущест­венное Тесная взаимосвязь Открытость общества

Кроме этого, для характеристики общественного развития применяют понятия «эволюция и революция», «реформы и революция».

Эволюция и революция - понятия, применяемые для характеристики различных сторон развития. Эволюция - в широком смысле это изменение, включающее в себя как количественные, так и качественные преобразования, более или менее медленные, постепенные, а революция - коренные, качественные, скачкообразно осуществляющиеся преобразования. Эволюция подготавливает революцию, а революция завершает эволюцию.

Сравнивая эволюцию общества, различные стадии, которые проходит человечество в своем развитии, социологи выявили следующие закономерности:

Тенденция или закон ускорения истории, который свидетельствует об уплотнении исторического времени. На каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую. Каждая последующая общественно-экономическая формация короче предыдущей в 34 раза. В каждую последующую эпоху происходит больше технических изобретений и научных открытий, быстрее усовершенствуются орудия труда и технологи;

Второй закон или тенденция говорит, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью. Социальное время в разных точках пространства может протекать с неодинаковой скоростью. Для одних народов время протекает быстрее, для других медленнее. Поэтому наряду с индустриально развитыми регионами соседствуют регионы, где проживают народы, сохранившие доиндустриальный (традиционный) уклад жизни. Когда они вовлекаются в современный поток жизни, последовательно не пройдя все предыдущие этапы, в их развитии могут проявиться не только позитивные, но и негативные последствия.

В тех случаях, когда ускорение истории приводит к позитивным сдвигам в обществе, говорят о прогрессе. В случаях с негативными последствиями - о регрессе. Большинство обществ, несмотря на временные отступления, развиваются прогрессивно.

Прогресс - направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Регресс - направление, для которого характерно обратное движение - от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Если прогресс - глобальный процесс, то регресс - локальный.

Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса. Прогресс в одной сфере общественных отношений может быть причиной регресса в другой (например, технологическая революция, развитие орудий труда привело к экологическим проблемам). Таким образом, понятие «прогресс» противоречиво и актуален вопрос о критериях прогресса. Однозначного ответа нет и здесь. Формы прогресса выделяют постепенный (реформистский) и скачкообразный (революционный).

Революция - полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Это коренной переворот в жизни общества, изменяющий его структуру и означающий качественный скачок в его прогрессивном развитии. От эволюционных преобразований она отличается тем, что революция концентрирована во времени и в ней непосредственно действуют народные массы. Связь понятий «реформа-революция» сложна, т. к. революция как действие более глубокое, обычно «вбирает» в себя реформу: действие «снизу» дополняются действием «сверху». В обществе изменения происходят чаще в результате реформ.

II. Глобальными проблемами развития общества (глобальные проблемы современности – ГПС) называются проблемы, вставшие во второй половине ХХ века перед всем человечеством, от решения которых зависит его существование. Глобальные проблемы появились в условиях научно-технической революции во второй половине ХХ века, они взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех без исключения стран мира.

Проблема предотвращения новой мировой войны. Поиски путей предотвращения мировых конфликтов начались сразу же после второй мировой войны. Было принято решение о создании ООН, главной целью которой было развитие межгосударственного сотрудничества в случае конфликта между странами, оказание помощи противостоящим сторонам в урегулировании спорных вопросов мировым путем. Однако, произошедший раздел мира на две системы: капиталистическую и социалистическую, а также начало «холодной» войны и гонки вооружений не раз приводили мир на грань катастрофы. В последующие десятилетия ведущими ядерными державами мира был подписан ряд соглашений об ограничении ядерных вооружений, а некоторые из ядерных держав взяли на себя обязательства прекратить ядерные испытания. На решения правительств повлияли общественное движение борьбы за мир, а также выступления такого авторитетного межгосударственного объединения ученых за всеобщее и полное разоружение, как Пагуошское движение. Именно ученые при помощи научных моделей убедительно доказали, что главным последствием ядерной войны будет экологическая катастрофа, в результате которой произойдет изменение климата на Земле. Прогнозируется так называемая "ядерная зима". Последнее может привести к генетическим изменениям в человеческой природе и, возможно, к полному вымиранию человечества.

На сегодняшний день можно констатировать тот факт, что вероятность конфликта между ведущими державами мира гораздо меньше, чем ранее. Однако существует возможность попадания ядерного оружия в руки тоталитарных реакционных режимов или в руки отдельных террористов.

Проблема преодоления экологического кризиса и его последствий. Одним из негативных результатов человеческой деятельности стало истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды. Загрязнению подверглись не только воздух и суша, но и воды Мирового океана. Это приводит к вымиранию целых видов животных и растений, и к ухудшению генофонда всего человечества. В 1982 г. ООН приняла Всемирную хартию охраны природы и создала комиссию по защите окружающей среды. Кроме ООН большую роль в деле разработки и обеспечения экологической безопасности человечества играет такая неправительственная организация, как Римский клуб. Что же касается правительств ведущих держав мира, то они стараются бороться с загрязнением окружающей среды путем принятия специального экологического законодательства.

Проблема демографическая (рост и недопроизводство). Она связана с непрерывным увеличением численности населения проживающего на территории планеты. По состоянию на 1990 г. его количество равнялось 5,3 млрд. человек, сегодня свыше 6 млрд. Однако очевидно, что ресурсы Земли (прежде всего продовольственные) ограничены, и уже сегодня ряду стран пришлось столкнуться с проблемой ограничения рождаемости. В то же время многие страны на фоне «демографического взрыва» переживают «демографическое недопроизводство», что связано с низкой рождаемостью, высокой смертностью.

Проблема разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира» (проблема «Север-Юг»). Суть этой проблемы заключается в том, что большинство стран, освободившихся во второй половине XX в. от колониальной зависимости, встали на путь догоняющего экономического развития. Но, несмотря на относительные успехи, не смогли догнать развитые страны по основным экономическим показателям (прежде всего по уровню ВНП на душу населения). Во многом это было связано с демографической ситуацией: рост населения в данных странах фактически нивелировал достигнутые в экономике успехи.

Причины возникновения глобальных проблем

С одной стороны, – это огромные масштабы человеческой деятельности, которая радикально изменила природу, общество, образ жизни людей. С другой стороны, – это неспособность человека рационально распорядиться этой силой.

После событий в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года резко обострилась проблема борьбы с международным терроризмом. Следующими невинными жертвами террористов могут стать жители любой страны мира.

В целом глобальные проблемы человечества можно схематически представить в виде клубка противоречий, где от каждой проблемы тянутся многообразные нити ко всем остальным проблемам.

Решение глобальных проблем возможно только совместными усилиями всех стран, координирующих свои действия на международном уровне. Самоизоляция и особенности развития не позволят отдельным странам остаться в стороне от экономического кризиса, ядерной войны, угрозы терроризма или эпидемии СПИДа. Для решения глобальных проблем, преодоления опасности, угрожающей всему человечеству, необходимо дальнейшее усиление взаимосвязи многообразного современного мира, изменение взаимодействия с окружающей средой, отказ от культа потребления, выработка новых ценностей.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Заполнить таблицу «Глобальные проблемы современности»

Критерии выделения типов обществ Отношение людей к природе Отношение людей друг к другу Система ценностей и жизненных смыслов

Модернизация Переход от традиционного общества к индустриальному: 1) Промышленный переворот 2) Реформация 3) Возрождение 4) Буржуазные революции

Линии сравнения Отношения человек и природа Социальные отношения Производственные отношения Социальная мобильность Регуляторы общественной жизни Доиндустриально е общество Индустриальное общество Постиндустриаль ное общество

Линии сравнения Индустриальное общество Постиндустриальное общество Покорение, подчинение, преобразование природы Глобальное, неконтролируемое Угроза экологического кризиса, гармоничное развитие общества и природы Глобальное, контролируемое Личная свобода, индивидуализм Производственн Внеэкономическое ые отношения принуждение к труду Экономическое принуждение к труду Правовые – трудовой контракт Социальная мобильность Нет Высокий уровень социальной мобильности Регуляторы общественной жизни Традиции, обычаи Право, законы Влияние человека на природу Доиндустриальное общество Воспринимает природу как живое существо Локальное, неконтролируемое Социальные отношения Личная зависимость (феод. лестница, крепостничество), общинность, коллективизм

Заполните таблицу Традиционное Индустриальн общество ое общество Экономическа я сфера Политическая сфера Социальная сфера Духовная сфера Постиндустриа льное общество

Традиционное общество Экономика Политика Социальная сфера I II III Духовная сфера Высокая зависимость от природных условий; главная отрасль – сельское хозяйство; натуральное хозяйство; общинно-государственная собственность; внеэкономическое принуждение экстенсивное производство Абсолютная монархия; правовая незащищенность; власть сильнее закона; подчинение общества государству Кастовое или сословное деление, отсутствие социальной мобильности; патриархальная семья; коллективизм; социальные нормы – традиции и обычаи Господство религии, низкий уровень образования, неграмотность населения

Индустриальное общество Экономика Политика Социальная сфера Развитая фабричная промышленность; интенсивные методы производства; автоматизация и механизация производства; конвейер; массовое производство; частная собственность; урбанизация Расширение прав и свобод; демократия; разделение властей; парламентаризм, политический плюрализм; Классовое деление; высокий уровень социальной мобильности; нуклеарная семья; индивидуализм; Духовная сфера Рост образовательного уровня населения; зарождение массовой культуры; интенсивное внедрение науки в производство; рационализация духовной жизни

Постиндустриальное общество Экономика Политика Социальная сфера Духовная сфера Сфера услуг и производство информации – главные отрасли; роботизация и компьютеризация производства; мелкосерийное производство; наукоемкие технологии; мировая экономика; Формирование правового государства и дальнейшее развитие демократии; глобализация Профессиональное деление; рост среднего класса; важнейшим социальным лифтом становится образование; развитие гражданского общества Высокий уровень образования; превращение науки в социальную силу; массовая культура; единое информационное пространство

Постиндустриальное общество Концепция общества конца XX столетия, выдвигающая на первый план снижение его зависимости от промышленного производства, возникновение новых отраслей сферы услуг и акцент на роли знания в производстве, потреблении и досуге. Д. Белл – «Пришествие постиндустриального общества» (1947 год). Ряд стран все больше становятся информационными обществами, сосредоточенными на знании и производстве знания.

Информационная революция §Возникает единая система, включающая СМИ, Интернет. Создание качественно новой ситуации: биосфера, ноосфера, инфосфера. §Социальная коммуникация приобретает новые черты, которых не было раньше. §Информационная революция «сжимает» пространство и время в новую социальную реальность. §Конференция нобелевских лауреатов: «Научные знания – одна из форм власти, поэтому как отдельные люди, так и народы должны иметь к ним равный доступ» .

Информационное общество Тотальное использование информационных технологий. Информационная сеть банков данных. Информация – фактор личностного развития. Свободное движение информации – новая форма демократии. Знание – ключевой источник новшеств и основа социальной организации. Меритократия. Собственники капитала должны уступить власть профессиональным менеджерам (революция менеджеров).

ФАКТОРЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Рост мировых экономических и финансовых связей; Развитие средств транспорта и коммуникаций, в частности, создание всемирной компьютерной сети; Обострение глобальных проблем человечества, требующих сплочения усилий людей для их разрешения.

Основные черты восточной и западной цивилизации Восточная цивилизация Западная цивилизация Зависимость собственности от Развитый рынок, частная собственвласти, господство государственной ность, предпринимательство и собственности над частной конкуренция в экономике Вера в мудрого правителя, его обожествление, неразвитость права, бесправие подданных Правовое государство, демократические формы правления Интересы личности подчинены общественным, коллективным Личность выступает как высшая ценность, инициативность, самостоятельность, индивидуализм Преобладание религии, главная цель человека – нравственное совершенствование Преобладание науки, главная цель человека – получение нового знания для улучшения комфорта

Домашнее задание § 11 -12, читать Материал в тетради учить Составить таблицу

Все многообразие обществ, существовавших ранее и существующих сейчас, социологи разделяют на определённые типы. Несколько обществ, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию.

Типология общества – это классификация обществ на основе определения наиболее важных и существенных признаков, типовых черт, которые отличают одни общества от других.

В социологии существует множество типологий в зависимости от критерия типологизации.

Типология общества по К.Марксу. Основанием служат способ производства и форма собственности. Человечество способно пройти пять формаций – первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

Если в качестве главного признака выбирается письменность, то общества делятся на дописьменные и письменные.

Простые (догосударственные образования) и сложные (государственные образования). Критерием типологизации служат особенности социальной структуры общества – число уровней управления и степень социального расслоения.

Традиционное и современное в соответствии с особенностями господствующих в них общественных связей и взаимодействий.

В зависимости от форм хозяйственной деятельности, основанных на способе добывания средств существования выделяют протообщество, аграрное общество, индустриальное и постиндустриальное общества.

Американские социологи Г.Ленски и Дж.Ленски, различали общества в зависимости от способа добывания средств существования:

Общество охотников и собирателей. Структура его простейшая, а социальная жизнь организована на основе родственных связей, всем правит вождь.

Скотоводческие общества. В них также отсутствует прибавочный продукт. Основой его социальной структуры являются родственные связи. Однако их система более развита и сложнее. Скотоводство – способ добывания средств существования, основанный на приручении диких животных.

Аграрное общество. На этом этапе уже появляется прибавочный продукт, развивается торговля, ремесла. С земледелием связано зарождение городов, государства, интенсивное социальное расслоение, появляется эксплуатация человека человеком. Система родственных связей перестает быть основой социальной структуры общества.

Промышленное общество. Термин «индустриальное общество» впервые предложил Сен-Симон. Возникает в конце XVIII в. вследствие великой индустриальной революции (родиной которой была Англия) и Французской революции 1783-1794гг. Первой чертой этого общества является индустриализация – создание крупного машинного производства. Индустриализация означает не просто появление машинного производства, но и использование в производственных целях достижений науки и техники, открытие новых источников энергии, позволяющих машине выполнять ту работу, которую прежде выполняли люди или тягловые животные. Появление технологических машин, использование сил природы в промышленности сопровождается стандартизацией деталей и узлов различных механизмов, что сделало возможным массовое производство. Резко повысилась производительность труда.

Второй отличительной чертой индустриального общества является урбанизация – рост численности городского населенияи распространение городских ценностей жизни на все слои населения.

Другими важными особенностями данного типа общества является гибкость социальных структур, позволяющая им модифицироваться по мере изменения потребностей людей, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

Различные авторы используют дополнительные штрихи при описании традиционного и индустриального обществ и иногда иные названия. К.Поппер использует понятия открытого и закрытого обществ , основное различие между которыми – соотношение социального контроля и свободы индивида. «Магическое, племенное или коллективное общество, - пишет он, - мы будем называть закрытым обществом, а общество, в котором индивидуумы вынуждены принимать личные решения – открытым обществом».

В 60-70-х гг. социологи А.Турен, Р.Арон, Д.Белл разработали синтетическую модель типологии общества и выделили доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальну (информационную) стадии развития общества. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяется технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, способ жизни, численность населения, социальная структура общества.

Концепции постиндустриального общества или постмодерна активно разрабатывались в американской (Д.Белл) и западноевропейской социологии (А.Турен.).

Первым для определения современного общества термин «постиндустриальное общество» ввел Даниэль Белл.

Постиндустриальное общество – стадия современного развития, которая приходит на смену государственно-монополистическому капитализму, индустриальному обществу.

Основные характеристики постиндустриального общества:

· резкое возрастание роли знания и информации, появление и развитие «интеллектуальных технологий», позволивших преобразовать быт, трудовую деятельность человека;

· смена доминантных секторов экономики: вместо индустриального сектора главным становится обслуживание, охватывающее сферы деятельности, напрямую не связанные с производством – торговля, финансы, медицина, транспорт, наука, образование, отдых и т.д.

· изменение социальной структуры общества, увеличение тех слоев и групп, которые заняты интеллектуальным трудом. Классовое деление уступает место профессиональному. Имея необходимое образование и доступ к информации, индивид получает больше шансов в продвижении по лестнице социальной иерархии;

· изменение социокультурных потребностей населения, их ценностных ориентаций;

· ролевой характер взаимодействия (ожидание и поведение человека обуславливается их социальным статусом и социальными функциями);

· углубленное распределения труда;

· формальная система регулирования отношений (на основе письменного права, законов, положений, договоров);

· сложная система социального управления (отделения института управления, социальных органов управления и самоуправления);

· секуляризация (приобретение светских признаков) религии;

· выделение разнообразных социальных институтов.

В связи с тем, что технической базой современного общества является информация, его называют информационным обществом, в котором интеллектуальные технологии, информация, обработка знаний приобретают все большее значение. Термин «информационное общество» ввел японский ученый И.Масуда.

Информационное общество – характеризуется прежде всего развитием производства информации, а не материальных ценностей. Движущей силой его эволюции является эксплуатация вычислительной техники. Растет не только экономическое значение информационного сектора, но и его социальная и политическая значимость. Стратегическими ресурсами и главными признаками его развития выступают интеллектуальный капитал, концентрация теоретического знания, обработка информации, образование, квалификация и переквалификация. Возникает новая инфраструктура – информационные сети, банки, базы данных, массовое производство информации. Принципом управления выступает соглашение, а идеологией – гуманизм.

В зависимости от политического режима общества делят на демократические, авторитарные, тоталитарные.

Таким образом, типология такого сложного государственного образования, как общество, не может быть единой и универсальной, а определяется методологическим подходом исследователя. Всегда следует понять, какую научную, познавательную задачу пытался решить автор.

Литература

1. Волков Ю.Г. Социология. Издание 2-е. / Под общей ред. В.И.Добренькова. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.

2. Общая социология. Учебное пособие. Под общей ред. А.Г.Эфендиева. – М., 2002. – 654 с.

3. Кравченко А.И. Общая социология– М., 2001.

4. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

5. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – М., 2002.

6. Луман Понятие общества / Проблемы теоретической социологии. –СПб., 1994.

7. Скалацький В.М. Інформаційне суспільство: нові тенденції розвитку // Вісник Київ-го нац. Ун-ту ім. Шевченко. – 2004. - № 68-69. – С.81-83.

8. Лукашевич М.П., Туленков М.В. Соціологія. Київ: «Каравела», 2005.

9. Соціологія. Підручник для студентів вищих навчальних закладів / За ред.. Городанянко К., 2002. – 560 с.







2024 © speleo96.ru.