Устанавливаем цены на платные услуги в школах. Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг Объединение учебных учреждений
Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг. Исполнитель обязан до заключения договора платных образовательных услуг предоставить заказчику достоверную информацию о себе и оказываемых образовательной деятельности и дополнительных образовательных услугах. Способ доведения информации до потребителя устанавливается исполнителем самостоятельно, за исключением случаев, когда он определяется законодательством Российской Федерации. При этом исполнитель обязан обеспечить доступность ознакомления с информацией (способы доведения информации до заказчика: объявления, буклеты, проспекты, информация на стендах, предоставление информации по требованию заказчика).
Исполнитель обязан довести до заказчика информацию, содержащую следующие сведения:
- наименование (фамилия, имя, отчество — для индивидуального предпринимателя) исполнителя, которое должно содержать указание на организационно — правовую форму и характер деятельности (ст. 54 ГК РФ), а для высших профессиональных учебных заведений, согласно пунктам 5, 6 статьи 9 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», еще и статус, то есть вид образовательного учреждения (университет, академия или институт);
- место нахождения (юридический адрес) исполнителя. Согласно статье 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах;
- сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности;
- свидетельство о государственной аккредитации (для образовательных учреждений) с указанием регистрационного номера, даты регистрации, срока действия и органа, выдавшего свидетельство;
- уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;
- перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору, и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия заказчика, порядок их предоставления;
- стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты;
- порядок приема и требования к поступающим;
- форма документа, выдаваемого по окончании обучения.
Филиал, отделение или другое территориально обособленное структурное подразделение образовательного учреждения предоставляют потребителю также информацию о наличии у него доверенности на осуществление полностью или частично правомочий образовательного учреждения.
Гражданин, занимающийся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, должен предоставить информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя с указанием регистрационного номера, даты регистрации и наименования зарегистрировавшего органа.
Данную информацию исполнитель обязан предоставить заказчику, о чем делается соответствующая запись в приемных документах, которая заверяется личной подписью заказчика.
По требованию заказчика исполнитель обязан предоставить:
- устав исполнителя, положение о филиале, отделении, другом территориально обособленном структурном подразделении исполнителя;
- образцы договоров, в том числе договор об оказании платных дополнительных образовательных услуг ;
- основные и дополнительные образовательные программы;
- перечень категорий абитуриентов, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных основных и дополнительных образовательных услуг, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
- иные сведения, относящиеся к договору и соответствующей образовательной услуге.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«школа ______________» г. Москва
- Общие положения
.
1.1. Настоящее Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг (далее — Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Постановлением правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг», Уставом учреждения и иными нормативными актами Российской Федерации.
1.2. Настоящее Положение определяет порядок и условия оказания платных дополнительных образовательных услуг в Школа «_______________» г. Москва.
1.3. Настоящее Положение регулирует отношения, возникающие между потребителем и исполнителем при оказании платных дополнительных образовательных услуг в учреждении.
1.4 Школа «_______________» г. Москва вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами в соответствии с лицензией на образовательную деятельность.
1.5. Платные дополнительные образовательные услуги — это образовательные услуги, оказываемые сверх основной образовательной программы, гарантированной Федеральным государственным образовательным стандартом.
1.6. Оказание платных дополнительных образовательных услуг не может наносить ущерб или ухудшать качество предоставления основных образовательных услуг, которые учреждение обязано оказывать бесплатно.
1.7. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.
1.8. Платные дополнительные образовательные услуги могут оказываться потребителям исключительно на добровольной основе. Отказ потребителя от предлагаемых платных дополнительных образовательных услуг не может быть причиной уменьшения объема предоставляемых ему образовательным учреждением основных образовательных услуг. - Цели и задачи
.
2.1. Школа «_______________» г. Москва предоставляет платные дополнительные образовательные услуги с целью наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей граждан.
2.2. Основными задачами, решаемыми учреждением при реализации платных дополнительных образовательных услуг, являются:
— насыщение рынка образовательными услугами;
— более полное обеспечение права обучающихся (воспитанников) и других граждан на образование;
— реализация дополнительных образовательных программ;
— адаптация и социализация обучающихся;
— развитие творческих способностей, оздоровление обучающихся (воспитанников);
— привлечение учреждением дополнительных источников финансирования. - Перечень платных дополнительных образовательных услуг
.
3.1. Школа «_______________» г. Москва оказывает на договорной основе следующие виды платных дополнительных образовательных услуг:
— «Карамель» (обучение танцам);
— «Йога – по черному»;
-спортивные игры: «Баскетбол»;
-спортивные игры: «Футбол»;
-спортивные игры: «Волейбол»;
Подготовка детей к школе:
-«Английский язык малышам»;
-«Волшебные ладошки»;
-«Раз ступенька, два ступенька»;
-«Пети па» (танец);
-«По дороге к азбуке»;
-«Занимательная математика»
— «Робототехника»;
-«Английский язык Кембриджа: начинающий»;
-«Английский язык Кембриджа: продолжающий»;
-«Английский язык Кембриджа: продолжающий 1-11»;
-«Иностранный язык второй, немецкий»;
Школьный репетитор:
-«Русский язык»;
-«Математика»;
-«Алгебра»;
-«Геометрия»;
-«История;
-«Юным умникам и умницам». - Порядок оказания платных дополнительных образовательных услуг
.
4.1. Для организации платных дополнительных образовательных услуг Школа «_______________» г. Москва:
4.1.1. Изучает спрос на дополнительные образовательные услуги и определяет предполагаемый контингент обучающихся (воспитанников);
4.1.2. Создает условия для предоставления платных дополнительных образовательных услуг с учетом требований по охране и безопасности здоровья обучающихся (воспитанников);
4.1.3 На каждую услугу в учреждении разрабатывается и утверждается программа обучения;
4.2. Руководитель Школа «_______________» г. Москва: издает приказ об организации платных дополнительных образовательных услуг (с указанием должностных лиц, ответственных за организацию услуг с обозначением обязанностей, определением кадрового состава, занятого предоставлением услуг, списка лиц, получающих платную дополнительную образовательную услугу, времени работы групп и закрепленных помещений).
4.3. Для выполнения работ по оказанию платных дополнительных образовательных услуг могут привлекаться как основные сотрудники учреждения, так и специалисты со стороны.
4.4. С работниками, принимающими участие в организации и оказании платных дополнительных образовательных услуг, учреждение заключает дополнительные соглашения к трудовому договору или договоры. Утверждается график работы, расписание занятий.
4.5. Платные дополнительные образовательные услуги оказываются на условиях, определенных в договоре с заказчиком услуг. Договор заключается в письменной форме в двух экземплярах, один из которых остается у заказчика услуг. В договоре указывается характер оказываемых услуг, срок действия договора, размер и условия оплаты предоставляемых услуг, а также иные условия.
4.6 Стоимость оказываемых платных дополнительных образовательных услуг в договоре определяется по соглашению между исполнителем и заказчиком услуг в соответствии с утвержденными руководителем учреждения калькуляциями на каждый вид оказываемых услуг.
4.7. Платные дополнительные образовательные услуги оказываются в свободное от основного образовательного процесса время.
4.8. При оказании платных дополнительных образовательных услуг учреждение осуществляет:
— ведение отдельного учета рабочего времени и составление отдельных графиков работы персонала;
— ведение отдельного учета посещения занятий обучающимися по каждому виду услуг;
4.9. Школа «_______________» г. Москва регулярно обеспечивает доступность (в том числе путем размещения на информационных стендах) для всех участников образовательного процесса (родителей, обучающихся, воспитанников, педагогов) следующей информации:
— наименование и место нахождения (адрес) учреждения;
— сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименования, адреса и телефона органа, их выдавшего;
— свидетельства о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименования, адреса и телефона органа, их выдавшего;
— сведения об учредителе учреждения (наименование, местонахождение, телефон, адрес электронной почты);
— уровень и направленность реализуемых образовательных программ, формы и сроки их освоения;
— перечень оказываемых платных дополнительных образовательных услуг;
— условия оказания платных дополнительных образовательных услуг;
— размер оплаты за оказываемые услуги;
— образцы договоров на оказание платных дополнительных образовательных услуг;
— перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных дополнительных образовательных услуг, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
— расписание занятий платных дополнительных образовательных услуг;
— преподавательский состав, участвующий в оказании платных дополнительных образовательных услуг;
— ответственных за организацию платных дополнительных образовательных услуг;
— нормативные акты, регламентирующие порядок и условия оказания платных дополнительных образовательных услуг
4.10. Оплата за предоставляемые платные дополнительные образовательные услуги производится через кредитные учреждения в размере и в сроки, определяемые договором.
4.11. Сотрудникам, задействованным в организации и оказании платных дополнительных образовательных услуг в учреждении, выплата за организацию и оказание данных услуг производится в зависимости от объёма доходов, полученных от оказания услуг.
4.12. Ответственный за организацию платных дополнительных образовательных услуг в учреждении несет ответственность за данную деятельность, своевременный поступление денежных средств за оказанные услуги, предоставление табелей учета посещения услуг, табелей учета рабочего времени по работникам, задействованным в оказании платных дополнительных образовательных услуг, оформления договоров с заказчиками услуг, договоров с работниками, задействованными в оказании данных услуг.
4.13. Школа «_______________» г. Москва вправе осуществлять совместную деятельность по оказанию платных дополнительных образовательных услуг с организацией, имеющей лицензию на образовательную деятельность, при условии заключения договора, определяющего порядок и условия совместного оказания услуг.
4.14. Школа «_______________» г. Москвы предоставляет льготы на оплату платных образовательных услуг следующим категориям:
— сотрудникам учреждения в размере 50% от стоимости договора;
— многодетным и малоимущим семьям в размере 20% от стоимости договора (при предоставлении подтверждающих документов). - Порядок получения и расходования средств, полученных от оказания платных дополнительных образовательных услуг
.
5.1. Средства, полученные от оказания платных дополнительных образовательных услуг утверждаются планом финансово – хозяйственной деятельности учреждения. При исполнении плана финансово – хозяйственной деятельности Школа «_______________» г. Москва самостоятельно в расходовании средств, полученных от оказания платных дополнительных образовательных услуг.
5.2. Бухгалтерия учреждения ведет обособленный статистический и бухгалтерский учет всех операций по доходам и расходам средств, полученных от оказания платных дополнительных образовательных услуг, составляет и представляет в установленном порядке отчетность.
5.3. Доходы, полученные от оказания платных дополнительных образовательных услуг, распределяются следующим образом:
на выплату заработной платы (с учетом страховых взносов) не менее 70%: из них Руководителю образовательного учреждения до 10% (согласно приказу Департамента образования):
на прочие расходы до 30%:
— на оплату коммунальных услуг до;
— на оплату работ, услуг по содержанию имущества;
— на оплату прочих услуг;
— на увеличение стоимости основных и материальных запасов;
— на оплату налога организации, работающей по УСН.
5.4. Оплата труда сотрудникам, участвующим в организации платных дополнительных образовательных услуг производится на основании приказа руководителя Школа «_______________» г. Москва, табелей учета рабочего времени, сдаваемых в бухгалтерию учреждения. Оплата труда педагогическому персоналу устанавливается исходя из расчета стоимости одного часа образовательной услуги с учетом объема выполняемых работ (нагрузки). - Права и обязанности исполнителя и заказчиков услуг
.
6.1. Школа «_______________» г. Москва имеет право:
— разрабатывать программы, реализуемые как платные дополнительные образовательные услуги;
— расходовать полученные средства от оказания платных дополнительных образовательных услуг согласно утвержденного плана финансово – хозяйственной деятельности;
— расторгнуть договор на оказание платных дополнительных образовательных услуг в одностороннем порядке в случае противоправных действий заказчика услуг.
6.2. Школа «_______________» г. Москва обязано:
— нести ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время нахождения в учреждении;
— реализовывать платные дополнительные образовательные услуги в срок, качественно и в полном объеме;
— не допускать срыва занятий без уважительных причин;
6.3. Заказчик платных дополнительных образовательных услуг имеет право:
— ознакомиться с нормативными документами, регламентирующими в учреждении деятельность по оказанию платных дополнительных образовательных услуг;
— вносить предложения по изменению условий договора на оказание платных дополнительных образовательных услуг до его подписания;
— выбрать предлагаемые платные дополнительные образовательные услуги;
— расторгнуть договор, если им обнаружены существенные недостатки оказанных услуг или иные существенные отступления от условий договора.
6.4. Заказчик платных дополнительных образовательных услуг обязан:
— обеспечить посещение платных дополнительных образовательных занятий потребителем;
— предупреждать учреждение о пропуске занятий по уважительной причине;
— заранее предупреждать учреждение о намерении прекратить получение платных дополнительных образовательных услуг;
— своевременно вносить плату за оказываемые платные дополнительные образовательные услуги;
— выполнять условия договора по оказанию платных дополнительных образовательных услуг;
— соблюдать правила поведения, установленные в учреждении. - Ответственность исполнителя и заказчиков услуг
.
7.1. Руководство деятельностью по оказанию платных дополнительных образовательных услуг в Школа «_______________» г. Москва возлагается на руководителя учреждения, который в соответствии с действующим законодательством:
— осуществляет организацию финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
— несет ответственность за качество оказываемых учреждением платных дополнительных образовательных услуг.
7.2. За неисполнение, либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель и заказчик несут ответственность, предусмотренную договором и действующим законодательством Российской Федерации.
7.3. В случае ненадлежащего исполнения обязательств по договору об оказании платных дополнительных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами и учебными планами, заказчик вправе по своему выбору потребовать:
— безвозмездного оказания услуг в полном объеме;
— соответствующего уменьшения стоимости оказанных платных дополнительных образовательных услуг;
— возмещения понесенных им расходов.
7.4. Претензии и споры, возникающие между потребителем и исполнителем услуг, разрешаются путем переговоров. В случае невозможности разрешения споров путем переговоров стороны имеют право обратиться в суд в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. - Контроль за оказанием платных дополнительных образовательных услуг
.
8.1. Контроль за соблюдением законности в части оказания платных дополнительных образовательных услуг осуществляется Учредителем учреждения и другими органами и организациями, на которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации возложены контрольные функции.
8.2. Запрещается вовлекать обучающихся, воспитанников в финансовые отношения между их родителями (законными представителями) и учреждением.
8.3. Работникам учреждения запрещается осуществлять незаконный сбор наличных денежных средств с родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников (оплату за оказанные и (или) для проведения платных дополнительных образовательных услуг), а также принуждение к получению платных дополнительных образовательных услуг.
8.5. Бухгалтерия учреждения осуществляет финансовый контроль за операциями, проводимыми при осуществлении платных дополнительных образовательных услуг, учет поступивших от оказания платных дополнительных образовательных услуг денежных средств, их расходование, начисление оплаты за оказанные платные дополнительные образовательные услуги, начисление заработной платы работникам, задействованным в оказании платных дополнительных образовательных услуг, уплату необходимых налогов, предоставление отчетности о привлечении и расходовании средств, в соответствии с утвержденными формами и сроками. - Заключительные положения
.
9.1. К случаям, не урегулированным настоящим Положением, применяются нормы законодательства Российской Федерации.
C каждым годом количество платных услуг в школах растет. Но не всегда процедура сбора средств ясна и прозрачна для родителей. Давайте попробуем разобраться в вопросе платного школьного образования в России и расставить все точки над i. Тем более что горячей темой платы за образование уже воспользовались политтехнологи перед выборами в Госдуму в декабре позапрошлого года - и значительно сгустили краски. По соцсетям разлетелось сообщение, что "Единая Россия" инициировала принятие закона о платном образовании. Мол, будет минимум предметов, финансируемый государством, а если родитель захочет обеспечить своему ребенку полноценное образование, то пусть оплачивает из своего кармана.
И действительно, поправки в ФЗ № 83 "Об образовании" были приняты. Но главное в них - не платное образование, а новый статус образовательных государственных (муниципальных) учреждений. Согласитесь, трудно держать в одной узде и лицеи, и гимназии с углубленных изучением предметов, и сельские школы, где учителей-предметников не хватает. Поправки разрешили переход школ в автономные учреждения, дабы предоставить им больше самостоятельности, возможности гибко распоряжаться имеющимися средствами. Допустим, теперь на законных основаниях за внебюджетные средства можно привлекать в школу по договору преподавателей вузов читать лекции. Их и раньше приглашали, но вопрос оплаты оставался как бы в стороне.
При этом гарантированное Конституцией РФ общее среднее образование осталось бесплатным . Из федерального бюджета финансируется все, что входит в учебный план и образовательные стандарты, ознакомиться с ними можно .
Перечень и формы платных услуг должны быть закреплены в уставе школы. То есть финансовые отношения со школой вы можете построить в том случае, если хотите договориться об индивидуальном графике или дополнительных занятиях для своего ребенка. Перечень платных образовательных услуг перечислен в статье №45 закона "Об образовании" . Их немного:
- обучение по дополнительным образовательным программам;
- преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;
- репетиторство;
- занятия с обучающимися углубленным изучением предметов;
- другие услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами (например, олимпиадная подготовка).
Но если речь идет о дополнительных учебных часах по профилю учебного заведения – их тоже оплачивает государство, не родители. То есть, отдавая ребенка, например, в Лицей информационных технологий, родители не должны платить за уроки информатики сверх образовательного стандарта. Знайте об этом, ведь решение о наличии или отсутствии той или иной образовательной услуги, в первую очередь, принимают Родительский комитет и Попечительский совет школы. Данные организации уполномочены вносить и изменения в устав школы.
Вне их компетенции – перевод школы в автономный статус. Это решение принимается учредителем, например, органом управления образования вашего города. Но, опять-таки, при любой форме учреждения (казённой, бюджетной или автономной) обучение в школе в рамках стандарта и принятой на его основе образовательной программы – бесплатное. Платными могут быть только дополнительные образовательные услуги, но оплачиваются они только по желанию родителей , а не в принудительном порядке. Учредителю образовательного учреждения всегда можно пожаловаться на излишние поборы с родителей. А если жалобы на местах не помогли, можно воспользоватьсядискуссионной площадкой Министерства образования и науки РФ .
Не стоит бояться изменений. Слухи о том, что через год или два в России, как в Европе, обучение в школах будут оплачивать родители - это только слухи. Об этом в 2012 году заявил Дмитрий Медведев на специальном совещании, посвященном совершенствованию правового положения бюджетных учреждений.
"Никакого перехода к платному образованию не предполагается и из закона не вытекает, остаются прежние нормы предоставления образовательных услуг", – сделал вывод Медведев из разъяснений, которые ему дал глава Минобрнауки Андрей Фурсенко. "Мы абсолютно уверенно можем сказать, что объём бюджетных услуг, бесплатного образования населению не уменьшится – ясно, увеличится", – заявил министр.
Платные услуги. Как оформить по закону
Если вы решили отправить ребенка на платные курсы или на продленку в школе, то прежде всего, нужно подписать со школой договор. В обмен на деньги за обучение вам должны выдаваться кассовые чеки, регистрируемые в местной бухгалтерии. Если при приеме в школу вас просят написать расписку, что вы не против оплачивать дополнительные образовательные услуги, отказывайтесь! С каждым родителем подписывается индивидуальный договор , с перечнем дополнительных услуг и указанием их стоимости. Недовольны качеством предоставленной услуги? Будет, с чем обратиться в суд. Или в прокуратуру, там школьные поборы на особом счету.
Различные " подарки" родителей школе также могут быть оформлены по договору. В соответствии со статьёй 7.1 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» условия осуществления добровольцем благотворительной деятельности от своего имени могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между добровольцем и благополучателем, и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в интересах благополучателя. Условия участия добровольца в благотворительной деятельности юридического лица могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между этим юридическим лицом и добровольцем и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в рамках благотворительной деятельности этого юридического лица.
При этом необходимо отметить, что некоммерческие организации должны самостоятельно выстраивать взаимоотношения с родителями образовательных учреждений, пожелавшими принимать участие в деятельности такой организации посредством договоров, заявлений, оформления членских билетов и др.
В соответствии с инструктивным письмом Минобразования РФ от 15.12.1998 № 57 «О внебюджетных средствах образовательных учреждений» внесение денежных средств (пожертвований) физическими и (или) юридическими лицами, в том числе родителями (законными представителями) обучающихся, осуществляется только на добровольной основе целевым назначением на расчетный счет образовательного учреждения . Решение о внесении средств и их количестве принимается самими жертвователями (родителями (законными представителями) обучающихся, организациями различных форм собственности (в том числе, некоммерческие организации, созданные в целях оказания помощи образовательным учреждениям) единолично или посредством проведения общих собраний. Родители (законные представители) обучающихся имеют право отказаться от уплаты денежных средств или уплачивать их в меньшем размере по своему усмотрению.
О поборах в школе
Когда деньги собираются "в черную" без договоров и чеков, и никто не знает, на что они уходят, в этом случае родители начинают говорить о поборах. Чтобы их избежать, родители должны быть готовы к постоянному контролю действий школы. Активность родителей – одна из сторон реформы образования: сами выбираем школу для ребенка, сами определяем количество и степень углубленности предметов и обязательно – контролируем результат.
Общественный контроль – одна из причин "народной нелюбви" поправок об автономии образовательных учреждений. Почему принято, чтобы учителя собирали родительские собрания? Ведь это родители должны решить, что нужно классу. И исполнение любых обязанностей основано на контроле, на родительском контроле. Для изменений в школе необходимо действовать от имени Родительского комитета и Попечительского совета школы.
При пассивности родителей крайней в истории со сбором средств "на нужды школы" становится классный руководитель. На сибирском форуме нашла иллюстрацию к этому тезису: "На школу у нас класс тоже не платил, так директор "поедом ел" нашу учительницу - вроде как плохо работает с родителями. И она платила из своего кармана и нам об этом говорила на собрании. И что – родители, конечно, собирали деньги, но уже для нее. А вообще на собрание уже ходить, думаю, нет смысла - разговоры только про деньги, про учебу минимум - вроде как и неважны занятия теперь для школы".
Ремонт в школе
Читаем Представление Генпрокуратуры РФ от 28.04.2006 №21-22-06 "Об устранении нарушений законодательства, гарантирующего право на получение основного общего образования" . К этим нарушениям относится решение родительского собрания о сборе средств и строительных материалов для ремонта школы. Такие решения родительских собраний считаются грубейшим нарушением законодательства РФ об образовании. Генеральная прокуратура регулярно выступает за прекращение практики поборов с родителей.
Антирейтинг: за что платят родители?
Просмотрев российские школьные форумы, приходишь к выводу, что хотя образование у нас и бесплатное, платить родителям все равно придется. Больше всего "страдают" родители первоклассников. Они ведь еще не знакомы со школьной бухгалтерией. Им выставляется целый перечень того, за что надо заплатить: вступительный взнос в фонд школы, форма, комплект учебников, взнос в фонд класса. Плюс родители первоклашек много чего покупают "в класс" - новые парты, настенные пособия, медийную аппаратуру. А потом, когда дети идут на вторую степень обучения и покидают класс, что они, новые парты с собой заберут?
Второе место в рейтинге школьных "поборов" занимают оплата охраны в школе и уборщицы. Понятно, что это весьма скромные взимания, от 30 до 100 рублей, но самые распространенные. Между тем, если школа не может оплачивать их из собственных средств – это проблемы школы, а не родителей.
Далее по популярности следует доплата за школьные обеды. С этим трудно не согласиться. Все мы переживаем за здоровье своих детей и понимаем, что наука на голодный желудок не идет. Если в школе насыщенная программа, должен быть и школьный обед, и школьный завтрак.
На четвертом месте уже упомянутые школьные ремонты и покупка медийной аппаратуры: компьютеры, интерактивные доски, плазменные панели (конечно же, не директору в кабинет, а чтобы фильмы про животных на уроках Окружающего мира смотреть). Прокомментируем это так: если родительский комитет постановил, что школьная столовая будет отремонтирована за внебюджетные деньги, зато сделают все, как надо, - так тому и быть. Но вообще обновлять во всех смыслах школу – не задача родителей. На то есть нацпроект "Образование", по которому в школу должны поступить все современные средства ведения урока (проекторы, компьютеры, интерактивные доски и т.п). В его рамках существуют программы "Школьное окно", "Школьная кровля", подразумевающие проведение капремонтов в школах. На каждый регион РФ из этой программы выделяются немалые средства. Директор школы, как грамотный менеджер, должен эти средства завести в свою школу, а не собирать их с родителей.
Замыкают антирейтинг позиции "на нужды школы", "на нужды класса", "на подарки учительнице и одноклассникам". Формулировки очень расплывчатые и разлет взносов здесь очень разный: от 200 рублей до десятков тысяч рублей в год в зависимости от школы.
А какие еще платные услуги практикуют в школах вашего региона?
Платные дополнительные образовательные услуги
Под доходной деятельностью школы понимается вся деятельность школы, связанная с реализацией товаров, работ и услуг на возмездной основе, а также иная предпринимательская деятельность, указанная в п. 2 ст. 47 Закона РФ «Об образовании»: долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций; приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним; ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.
В настоящее время фактически утратило какое-либо принципиальное значение деление деятельности школы на предпринимательскую и «иную приносящую доход» деятельность. Произошло это вследствие отмены имевшихся ранее налоговых льгот для доходов, полученных от уставной непредпринимательской деятельности. На сегодняшний день любые доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественныхправ, а также внереализационные доходы имеют для целей налогообложения единый правовой статус «доходов от коммерческой деятельности» (абзац второй п. 1 ст. 321.1 НК РФ).
Возможность образовательного учреждения осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доходдеятельность должна быть закреплена в уставе.
1.1. Платные дополнительные образовательные услуги
В соответствии с п. 4 ст. 50 Закона Российской Федерации «Об образовании» обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг.
Под платными дополнительными образовательными услугами, оказываемыми государственными и муниципальными школами, понимаются образовательные услуги, предоставление которых обучающемуся не предусмотрено общеобразовательными программами и государственными образовательными стандартами, финансируемыми из бюджета (ст. 45 Закона РФ «Об образовании»).
Условия оказания платных дополнительных образовательных услуг общеобразовательными учреждениями
Федеральное законодательство устанавливает ряд условий, при наличии которых государственные и муниципальные образовательныеучреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги.
Во-первых, в уставе образовательного учреждения должно быть указано наличие платных образовательных услуг и установлен порядок их предоставления на договорной основе (пп. 5 «ж» п. 1 ст. 13 Закона РФ «Об образовании»).
Типовое положение об общеобразовательном учреждении требует к тому же, чтобы в уставе школы были определены «виды и типы дополнительных образовательных услуг, в том числе платных» (ч. 2 п. 38). Аналогичное требование содержится и в п. 3 Правил оказания платных образовательных услуг (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 (с последующими изменениями и дополнениями)Правила приведены в приложении 1 . Данные требования подзаконных актов представляются избыточными и неосуществимыми. Дело в том, что конкретный перечень услуг, оказываемых школой, достаточно сильно зависит от конъюнктуры рынка в данной местности, наличия необходимых педагогических кадров и многих других факторов, которые не могут быть известны заранее и крайне изменчивы. Чтобы соблюсти указанные требования и не вносить каждый раз изменения в устав школы, рекомендуется указывать максимальное количество видов дополнительных образовательных услуг, которые может оказывать школа, используя при этом общие обозначения характера таких услуг (например, услуги по обучению игре на музыкальных инструментах, в области искусства, по изучению иностранных языков, в спортивных секциях).
Во-вторых, оказание отдельных видов платных дополнительных образовательных услуг возможно только при наличии соответствующей лицензии.
Согласно Положению о лицензировании образовательной деятельности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796 не подлежит лицензированию «образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации». Исходя из буквального толкования указанной нормы можно прийти к выводу, что дополнительные образовательные услуги, не сопровождающиеся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, не подлежат лицензированию. Соответствующее разъяснение было дано и Министерством образования Российской Федерации в письме от 25 декабря 2002 г. № 31–52–122/31–15 «О лицензировании платных дополнительных образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями общего образования», которое, однако, не носит нормативного характера.
Однако это не совсем так. Пункт 2 Типового положения об общеобразовательном учреждении устанавливает в качестве обязательного условия наличие «соответствующей лицензии» при реализации общеобразовательным учреждением дополнительных образовательных программ, хотя очевидно, что такие программы не сопровождаются итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.
Закон РФ «Об образовании» прямо требует наличие лицензии в случае, когда общеобразовательные учреждения по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями проводят профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг (п. 8 ст. 19).
Требование «наличия лицензии» не означает, что школа должна получить отдельную лицензию на дополнительные образовательные программы и профессиональную подготовку. Такие образовательные программы должны быть указаны в приложении к лицензии школы на осуществление образовательной деятельности.
Следует отметить, что прохождение процедуры лицензирования в отношении дополнительных образовательных программ выгодно и для самой школы, поскольку является необходимым условием для получения льготы по налогу на добавленную стоимость при оказании таких услуг (пп. 14 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Практика применения налогового законодательства показывает, что если дополнительные образовательные программы, реализуемые школой, не указаны в приложении к лицензии, то такая деятельность будет облагаться НДС. Подробнее об этом см. раздел 1.4
В-третьих, платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные путем такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет. Образовательное учреждение вправе обжаловать указанное действие учредителя в суд (п. 3 ст. 45 Закона РФ «Об образовании»). К платным образовательным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями, не относятся: снижение установленной наполняемости классов (групп), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ; реализация основных общеобразовательных, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями в соответствии с их статусом; факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах (п. 4 Правил оказания платных образовательных услуг).
Принципы оказания платных дополнительных образовательных услуг Принцип добровольности
Дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан (п. 1 ст. 26 Закона РФ «Об образовании»). Поэтому должен соблюдаться принцип добровольности предоставления платных дополнительных образовательных услуг (ученик имеет право, ноне обязан получать эти услуги). «Отказ потребителя от предлагаемых платныхобразовательных услуг не может быть причиной уменьшения объема предоставляемых ему образовательным учреждением основных образовательных услуг» (ч. 2 п. 5 Правил).
Отдельно следует раскрыть принцип добровольности платных образовательных услуг при реализации школой такой формы обучения как экстернат.
При обучении в форме экстерната обучающийся (экстерн) самостоятельно (т.е. вне общеобразовательного учреждения, в котором онпроходит аттестацию) осваивает учебные программы, а в общеобразовательное учреждение обращается для прохождения промежуточной и итоговой аттестации по установленному графику. Экстерну не может быть отказано в праве пользования библиотекой, посещения лабораторных и практических работ, консультаций перед экзаменом(в пределах двух учебных часов); других мероприятиях, проводимых в общеобразовательном учреждении (п. 2.5 Положения о получении общего образования в форме экстерната, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 23 июня 2000 г. № 1884*). Взимание какой-либо платы за указанные услуги в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не предусматривается. Любые дополнительные учебные занятия, кроме перечисленных выше, в общеобразовательном учреждении, в котором экстерн проходит аттестацию, могут проводиться только по его желанию в качестве дополнительной платной образовательной услуги в соответствии с Правилами и договора между экстерном и учреждением (п. 1.8 Положения о получении общего образования в форме экстерната).
Допуск экстерна к прохождению аттестации при условии посещения курса лекций или иных занятий является грубейшим нарушением законодательства. В случае платности таких занятий данное деяние имеет признаки состава уголовного преступления, предусмотренного ст. 285 Уголовного кодекса РФ. Незаконность подобной практике подчеркивается и в Методических рекомендациях по организации получения общего образования в форме экстерната в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации (приложение к письму Министерства образования России от 23 января 2002 г. № 03–51–16ин/13–03).
Принцип полноты информации
Платные дополнительные образовательные услуги оказываются школой на договорной основе.
До заключения договора школа обязана предоставить потребителю (родителям, имеющим намерение заказать услуги для своих детей, и самим обучающимся) достоверную информацию о себе и оказываемых образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора (п. 7 Правил). До потребителя (в том числе путем размещения в удобном для обозрения месте) доводится информация, содержащая следующие сведения (п. 8 Правил):
Наименование и место нахождения (адрес) школы, сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименования, адреса и телефона органа, их выдавшего;
Уровень и направленность реализуемых дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;
Перечень дополнительных образовательных услуг, порядок их предоставления;
Стоимость образовательных услуг и порядок их оплаты;
Форма документа, выдаваемого по окончании обучения. Очевидно, что последнее требование об ознакомлении с формой
документа, выдаваемого по окончании обучения, для школы, оказывающей платные дополнительные образовательные услуги, не всегда приемлемо по причине того, что какие-либо документы часто просто не выдаются, например, при оказании услуг по репетиторству, услуг спортивных секций и т.д. С другой стороны, при оказании услуг профессиональной подготовки требование об ознакомлении потребителя с формой документа вполне обоснованно.
Кроме перечисленных сведений, с которыми необходимо ознакомить потребителя, Правила оказания платных образовательных услуг говорят о порядке приема и требованиях к поступающим (пп. «д» п. 8). Указанное требование относится в большей степени к образовательным учреждениям профессионального образования, поступление в которые осуществляется в конкурсном порядке. В отношении школ,оказывающих дополнительные платные образовательные услуги, можно говорить о необходимости указать возрастные и образовательные требования к обучающимся. Например, если мы говорим о спортивной секции, то указываем, что упражнения рассчитаны на детей такого-то возраста, а при введении курса экономики указываем, что учебная программа рассчитана на обучающихся таких-то классов или ступени общего образования.
Школа обязана также предоставить для ознакомления по требованию потребителя (п. 10 Правил):
а)устав государственного или муниципального общеобразовательного учреждения, положение о филиале, отделении, другом территориально обособленном структурном подразделении государственно го или муниципального общеобразовательного учреждения;
б) лицензию на осуществление образовательной деятельности и другие документы, регламентирующие организацию образовательного процесса;
в)адрес и телефон учредителя (учредителей) государственного или муниципального общеобразовательного учреждения, органа управления образованием;
г) образцы договоров оказания платных дополнительных образовательных услуг;
д) образовательные программы, стоимость образовательных услуг, по которым включается в основную плату по договору;
е) перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных дополнительных образовательных, услуг, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Школа обязана сообщать потребителю по его просьбе другие относящиеся к договору и соответствующей образовательной услуге сведения.
Информация должна доводиться до потребителя на русском языке и дополнительно, по усмотрению исполнителя, на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Заключение договора оказания платных дополнительных образовательных услуг
Сторонами договора оказания платных дополнительных образовательных услуг согласно п. 2 Правил являются исполнитель - сама школа и потребитель - «организация или гражданин, имеющие намерение заказать, либо заказывающие образовательные услуги для себя или несовершеннолетних граждан, либо получающие образовательные услуги лично». Как видим, под указанную категорию «потребителя» попадают как родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, так и сам обучающийся (вне зависимости от достижения совершеннолетия) в качестве лица, «получающее образовательные услуги лично».
В Примерной форме договора об оказании платных дополнительных образовательных услуг государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями, утвержденной приказом Министерства образования РФ от 10 июля 2003 г. № 2994* (далее - Примерная форма), в качестве сторон договора указываются исполнитель, заказчик и потребитель. В качестве заказчика выступают родители (законные представители) обучающегося, а в качестве потребителя - сам несовершеннолетний обучающийся, достигший 14-летнего возраста. При этом заказчик и потребитель выступают как одна сторона договора, что вызывает обоснованные сомнения. Ведь согласно п. 3 ст. 154 и п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц, которые и являются сторонами договора. В нашем случае речь идет о соглашении, в котором участвуют три лица: исполнитель - школа, заказчик - родитель (законный представитель) и потребитель - обучающийся, достигший 14-летнего возраста, устанавливающем права и обязанности для каждой из сторон. На наш взгляд, в данном случае договор является не двухсторонним, как следует из текста Примерной формы, а многосторонним. При этом, исходя из того, что несовершеннолетние в возрасте с 14 до 18 лет заключают сделки с письменного согласия своих родителей (законных представителей) (ст. 26 ГК РФ), можно полагать, что родители дают такое согласие, когда сами подписывают договор от собственного имени.
Малолетние (дети, не достигшие 14 лет) в Примерной форме не включаются в субъектный состав сторон договора. Это связано с положением п. 1 ст. 28 ГК РФ, в соответствии с которым за малолетних сделки совершают от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Таким образом, малолетний не может быть стороной в договоре, а является третьим лицом, в пользу которого заключен договор.
В разделе 1 Примерной формы при определении предмета договора, т.е. совокупности действий, которые должна совершить одна сторона в пользу другой стороны, не упоминается потребитель, хотя очевидно, что оказание услуг именно в отношении него, а не заказчикасоставляет предмет договора оказания платных образовательных услуг. Особенно это важно для договора, который заключается в отношении малолетних потребителей, так как в противном случае используемый в дальнейшем по тексту договора термин «потребитель» остается нераскрытым.
Поэтому, на наш взгляд, необходимо дополнить раздел 1 Примерной формы указанием на то, что исполнитель предоставляет услуги именно потребителю, который указан в качестве стороны договора. А при заключении договора в отношении малолетнего указать в предмете договора, что услуги оказываются в отношении такого-то ребенка (фамилия, имя, отчество, возраст и т.д.), именуемого в дальнейшем «Потребитель».
В настоящем разделе книги, если это не оговаривается особо, используются термины «заказчик» - в отношении родителей несовершеннолетних обучающихся, заказывающих услуги для своих детей, и «потребитель» - в отношении всех несовершеннолетних обучающихся.
Порядок заключения договора оказания платных образовательных услуг имеет много общего с заключением публичного договора, урегулированного ст. 426 Гражданского кодекса РФ. Разница заключается в том, что согласно Гражданскому кодексу РФ исполнителем по публичному договору выступает коммерческая организация, а школа ею не является. Так же как и при заключении публичного договора, школа обязана заключить договор оказания платных дополнительных образовательных услуг при наличии возможности оказать запрашиваемую потребителем образовательную услугу. Школа не вправе оказывать предпочтение одному потребителю перед другим в отношении заключения договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными нормативными правовыми актами (п. 13 Правил оказания платных образовательных услуг). По этой причине Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства считает противоречащими закону положения некоторых договоров оказания платных образовательных услуг об установлении рассрочки платы за обучение, скидок в «индивидуальном порядке»*. Если школа имеет намерение установить какие-либо скидки для отдельных категорий обучающихся, то критерии и размеры скидок должны быть четко определены в локальном акте школы, определяющем стоимость дополнительныхплатных образовательных услуг, и применяться ко всем обучающимся, подходящим под установленные школой критерии.
Форма и содержание договора оказания платных дополнительных образовательных услуг
Договор заключается в письменной форме в двух экземплярах (по одному для каждой из сторон). В Примерной форме договора об оказании платных дополнительных образовательных услуг государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями говорится о составлении договора в двух экземплярах и в том случае, когда несовершеннолетний, достигший 14-летнего возраста, выступает в качестве стороны договора.
Согласно п. 14 Правил договор должен содержать следующие сведения:
а) наименование государственного или муниципального общеобразовательного учреждения - исполнителя и место его нахождения (юридический адрес);
б) фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потребителя;
в)сроки оказания образовательных услуг;
г) уровень и направленность дополнительных образовательных программ, перечень (виды) образовательных услуг, их стоимость и порядок оплаты;
д) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых образовательных услуг;
е) должность, фамилия, имя, отчество лица, подписывающего до говор от имени школы, его подпись, а также подпись потребителя, т.е., по терминологии Примерной формы договора, подпись заказчика и потребителя, достигшего 14-летнего возраста.
От имени школы договор подписывается директором либо иным лицом, которому директор школы передал полномочия заключать и подписывать такие договоры по доверенности.
Согласно ст. 432 Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме (в нашем случае в письменной форме) достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. К существенным условиям относятся условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоровданного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Таким образом, перечисленные в пп. «а» - «г» п. 14 Правил условия договора представляют собой минимальные требования, согласование и оформление которых является условием его заключения. Кроме этого, стороны имеют право предложить согласовать и включить в договор любое другое условие, которое считают необходимым (об этом говорится и в пп. «д» п. 14 Правил). Соответственно в таком случае договор будет считаться заключенным с момента согласования и оформления предложенного сторонами условия договора.
Модели договоров оказания платных дополнительных образовательных услуг в отношении несовершеннолетних обучающихся, достигших четырнадцатилетнего возраста и, соответственно, не достигших такого возраста приведены в приложениях 3 и 4.
Установление стоимости оказываемых образовательных услуг
Стоимость оказываемых образовательных услуг в договоре определяется по соглашению между школой и потребителем. На оказание образовательных услуг, предусмотренных договором, может бытьсоставлена смета. Составление такой сметы по требованию потребителя или исполнителя обязательно. В этом случае смета становится частью договора (п. 18 и 19 Правил).
Органами местного самоуправления предоставлено право регулирования цен на услуги, оказываемые муниципальными образовательными учреждениями, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, чем они зачастую и пользуются. Не будем вдаваться в юридические споры по поводу данного полномочия органов местного самоуправления, заметим лишь, что в этом вопросе присутствует коллизия и с частью второй п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой «в предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами». А ведь органы местного самоуправления к государственным органам не относятся. Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, утвержден постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239. Регулирование цен на образовательные услуги данным Перечнем не предусмотрено.
Фото: Виктор Погонцев / Фотобанк Лори
Платные услуги в средней школе стали массовым явлением. По федеральному закону об образовании сейчас нельзя брать с родителей школьников деньги лишь за те услуги, что включены в образовательный стандарт, - за все остальное можно. DISLIFE изучил, как теперь приходится оптимизировать свои расходы семьям столичных школьников.
Шах и мат
Введение в школе платных занятий совпало с резким сокращением их числа - и не только потому, что многие родители отказались платить за кружки. В 2013 году началась негласная кампания по сокращению педагогов-совместителей. Нужно было довести зарплату учителя до средней по региону - такую задачу поставил перед учебными заведениями президент Владимир Путин. В результате во многих школах закрылись шахматные, театральные и танцевальные кружки.
Спецкурсы, индивидуальные занятия, углубленное изучение предметов, олимпиада подготовка и продленка стали платными. Гендиректор компании «Дистанционный репетитор», предлагающей свои услуги по дополнительному образованию детей вне школы, Светлана Павлова говорит:
«К платным услугам школа шла давно. Где могут, сохраняют бесплатные кружки для общекультурного развития. Там, где кружки перевели в раздел платных услуг, уже все резервы исчерпаны»
По ее словам, родители, заинтересованные во всестороннем развитии детей, должны будут найти или деньги на кружки, или свободное время, чтобы занимать ребенка дома.
Спорт – бесплатно, английский – за деньги, хочешь в школу – плати
Согласно статистике московского сайта госуслуг бесплатными являются 70% школьных кружков в столице, большинство из них - спортивные, много туристических и краеведческих. Английский и хореография возглавляют рейтинг платных занятий в школе.
В среднем московские родители платят за один кружок от 2 до 4 тысяч рублей в месяц. Дороже всего (до 6 тысяч рублей) обходятся лингвистика, языкознание, физика и музыка. Немного уступают им по цене услуги из раздела «социальная педагогика»: «умники и умницы», логоритмика, индивидуальные занятия с логопедом, «развивайка», «знайка», ритмика, «грамотейка», развитие речи, «дошколенок», «абвгдейка», «говорим правильно», а также занятия с дефектологом.
Дополнительное изучение французского, немецкого и английского стоит от 3,5 до 5 тысяч рублей в месяц. Спортивные занятия и кружки ИЗО представлены в широком «ассортименте» - от 1,5 до 4, 5 тысяч рублей.
→ открыть в новом окне Инфографика: Анна Классен
Появились и более замысловатые услуги, например, занятия по программам тьюторского сопровождения индивидуально и в малых группах. Стоимость занятия - от 800 рублей за астрономический час (группа из трех человек) до 1000 рублей (индивидуальное обучение). Не надо путать с тьюторским сопровождением для детей с ограниченными возможностями - оно должно быть бесплатным.
Есть еще курсы подготовки к самой школе. Такая работа ведется бесплатно во всех детских садах, но родителей интересует не качество предоставляемых детям знаний, а гарантия попадания в первый класс престижной школы. Ради этого они отправляют ребенка на платную подготовку.
Разброс цен впечатляющий. В ГБОУ “Школа № 1223 Лингвистический центр” курсы подготовки (два раза в неделю по три часа) стоят 9 тыс. руб. в месяц. В эту цену не входят методические материалы и тетради. В ГБОУ СОШ №717 - 5 тыс. руб. В ГБОУ СОШ №601 подготовка к школе бесплатная, но, как сказали DISLIFE, это последний год.
Предприимчивые родители пытаются экономить. «Мы ходили на подготовку до марта, оплата была по месяцам. Когда стало ясно, что в эту школу мы попадаем, бросили», - рассказывает Татьяна Кузнецова, мама ученика школы №717.
Платная продленка: за и против
С сентября 2014 года в большинстве столичных школ была введена платная продленка, что вызвало особое недовольство родителей. Сыграло роль и такое обстоятельство: за дополнительные платные курсы родитель может получить налоговый вычет, а за продленку - нет.
Расценки на группы продленного дня утверждены московским департаментом образования. Они колеблются от 1700 до 4000 рублей в месяц. Там, где плата ниже, часто не действуют никакие льготы. Решение о наличии льгот по закону (ст. 66 закона “Об образовании в РФ”) решает совет школы, и, как рассказывают источники DISLIFE, он учитывает мнение родителей, не желающих платить за льготников, на которых государство в данном случае денег не выделяет.
Фото: Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори
Чаще всего платный характер продленки вызывает нарекания и недовольство многодетных. В школе №717 плату за продленку даже не пересчитывают в случае болезни ребенка, что противоречит общей практике - к примеру, детские сады всегда оплачиваются по факту, за посещаемые дни.
Ольга Топорикова, мама троих детей, сама забирает сыновей 8 и 11 лет из школы №1959 в Марьино: «С сентября 2015 года продленка платная, стоит около 1200 рублей, льгот нет. Я сейчас не работаю, так что в качестве альтернативы группе продленного дня сама плотно занимаюсь с детьми. За кружки мы тоже не платим».
У Надежды Алешкиной тоже трое детей - 16, 12 и 10 лет. Они ходят в школу №2099 (САО). Когда продленка была бесплатной, младшая дочь оставалась в группе. «Дети там много гуляли, и, если оставалось время, делали домашнее задание. Ничем особенным они не занимались» - вспоминает Надежда.
Если дети 3-4 класса могут сами уходить домой после занятий, то у работающих родителей первоклашек нет выбора - до третьего класса ребенку уходить домой одному не позволят, даже если папа с мамой напишут согласие. Придется платить за продленку, даже если ничем особенным дети на ней не занимаются.
Однако кто-то нашел и плюсы во введении платной продленки.
«Изменились часы работы - раньше до 18.20 было, сейчас до 19.20, – рассказывает Ирина Мамонова, мама 8-летней Иры, второклассницы школы №1250 с углубленным изучением английского (САО). - Дочь ходит на продленку 1-2 дня в неделю, платим за это 500-600 рублей. Уроки с детьми делают качественно, в индивидуальном режиме».
Чем это аукнется
В 2015 году средняя зарплата в Москве составила 64 тысячи рублей. Даже при двух работающих родителях затраты на школьные кружки смогут «съедать» 5-10% семейного бюджета, особенно если детей больше одного.
При этом платность кружка вовсе не гарантирует качество обучения - здесь все зависит от преподавателей и нет никаких стандартов.
«Появление платных услуг - это нормальное, закономерное следствие построения капиталистической экономики в России» - говорит первый вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Павел Сигал. Он уточняет:
«Конечно, первое время качество услуг будет низким, а цена - завышенной. Но через несколько лет родители научатся требовать качественное преподавание, и мы получим прозрачный, понятный рынок школьных услуг. К тому же, деньги на разные нужды собираются в школах уже много лет, негласно и без какой-либо отчетности, это был «серый» рынок, а теперь он становится белым».
«Часть семей может позволить себе услуги более высокого качества, и позволяет, -говорит директор центра «Институт образования» НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий. - Мы видим, что граждане с высокими доходами чаще покупают услуги, связанные с иностранным языком, образовательным туризмом, элитными видами спорта, требующими расходов не только на тренера, но и на экипировку. Малоимущим зачастую достается низкокачественный продукт на рынке платного образования. Если все так и продолжится, мы будем иметь серьезные последствия в усилении социального неравенства. Бороться с этим можно было бы при помощи мер адресной поддержки - к примеру, сертификатами на услуги допобразования на определенную сумму для детей из малообеспеченных семей». Пока подобных сертификатов нет.
Вопрос качества услуг в этой сфере остается не самым принципиальным.
«Концепция образовательных учреждений такова, что детей нужно занимать досугом. Не для развития даже, а чтобы отсутствовало время на опасные развлечения, - говорит психолог Мария Кац, работающий с подростками. - Грубо говоря: занятой ребенок - хороший ребенок. А уставший ребенок и вовсе удобен для всех взрослых. Мне лично эта концепция не близка, но в крупных масштабах у школ нет других способов защитить ребенка от улицы. В этом смысле сокращение бесплатных кружков бьет прежде всего по незащищенным слоям населения».
В образовательных учреждениях платные образовательные услуги ежегодно обрастают множеством мифов, которые требуют разъяснения для администрации и родителей учеников. Несмотря на принятые поправки в Закон РФ №83 «Об образовании», среднее общее образование остается бесплатным, исключение составляют платные образовательные услуги в школе .
Все учебные услуги, которые оказывают образовательные учреждения (далее - ОУ), закреплены ст. 45 ФЗ №83:
- репетиторство;
- углубленное изучение предметов;
- специальные циклы дисциплин и курсы;
- учеба по дополнительным образовательным программам.
Сайт предназначен для работников сферы образования
Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:
- доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
- 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
- более 200 сценариев открытых уроков;
- 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.
Дополнительные платные образовательные услуги в школе: что это?
Формы оказания и список сервисов, вносится в устав школы. Преимущества предоставления занятий и курсов на платной основе:
- Дополнительное образование – это возможность сделать сферу обучения шире, предоставить школьникам знания, которые выходят за рамки образовательных программ (далее - ОП) и стандартов.
- Благодаря этому каждый ребенок может получить доступ к знаниям, и ему не нужно будет переживать по поводу того, наберется ли группа нужной численности или нет.
- Нельзя забывать о том, что образование, которое предоставляется платно, – это источник заработка учителей и пополнения материально-технической базы ОУ.
- Практика последних лет доказывает более высокий уровень ответственности педагогов, родителей и учащихся, которые работают и обучаются по системе внебюджетного допобразования.
Администрации и родителям следует понимать, что оплачиваются только дополнительные уроки и учеба по индивидуальному графику. Если предполагаются дополнительные часы по профилю ОУ, платит за это федеральный или местный бюджет, но не родители. Второй важный аспект – дополнительные платные образовательные услуги (курсы, занятия, продленка) в школе не зря так называются, поскольку оплачиваются родителями добровольно, а не принудительно.
Договор на платные образовательные услуги в школе
Чтобы ребенок ходил на продленку или школьные курсы на платной основе, родителям или законным представителям учащегося следует подписать соответствующий договор со школой. дополнительные образовательные услуги в школе предполагает, что плательщики будут получать кассовые чеки, зарегистрированные в бухгалтерии. Важно, чтобы договор был индивидуальным, а в нем был указан перечень и стоимость предлагаемых сервисов.
Перед заключением договора ОУ обязано предоставить потребителям услуг исчерпывающую и достоверную информацию о предоставляемом допобразовании и себе:
- адрес и наименование ОУ, данные лицензии, свидетельства о госаккредитации;
- направленность и уровень ОП, которые реализуются, срок и формы их освоения;
- перечень услуг, предоставляемых на внебюджетной основе, порядок предоставления их;
- стоимость занятий, включенных в основную плату согласно договору;
- требования к поступающим, порядок приема, документ, который будет выдан по завершению обучения.
Предметом договора становятся следующие пункты, которые обязательно должны быть отражены в документе:
Законодательная база вопроса:
- ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. определяет формы и вид по программам начального общего, среднего или основного общего образования.
- ФЗ №135 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 фиксирует тот факт, что все подарки и благотворительные взносы также должны закрепляться в гражданско-правовом договоре.
Таким образом, любые взносы и «презенты» должны быть зафиксированы документально. Денежные средства, которые родители обучающихся вносят или жертвуют ОУ, перечисляются на расчетный счет ОУ на добровольной основе. Важно, что родители учеников или их законные представители вправе уплатить средства в меньшем размере или не уплатить вовсе по своему желанию.
Порядок оказания платных образовательных услуг в школе
Процесс оказания услуг в сфере образования на внебюджетной основе подразумевает несколько этапов работы.