Зачем иван 3 ввел юрьев день. Юрьев день


Юрьев день - так на Руси назывался день великомученика Георгия Победоносца или день святого Георгия, называвшегося еще святым Юрием или Егорием.

Юрьев день бывает дважды в году. Весной, 6 мая (или 23 апреля по юлиан. календарю) и поздней осенью, точнее, уже зимой - 9 декабря (26 ноября по юлиан. календарю).

Именно с осенним праздником святого Георгия связаны исторические события, послужившие возникновению знаменитой поговорки: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», выражающей разочарование или сожаление.

Об истории праздника

26 ноября 1051 г. в Киеве был торжественно освящен храм во славу Георгия Победоносца и князем Ярославом Мудрым указано праздновать этот день «по всей Руси».

Праздник по временному расположению совпадал с завершением крестьянами с/х работ и проведением итоговых взаиморасчетов их с землевладельцем, а также сбором податей.

Крестьянский вопрос

Суть феодальных отношений проста: у помещиков есть право владеть землей, у крестьян есть право на этой земле жить и работать, выплачивая владельцу барщину или оброк. Оставаясь юридически свободным, крестьянин мог покинуть одного помещика и перейти к другому, при условии, что все задолженности по аренде погашены. Это логично, и так было до 1497 года.

Иван III Васильевич и его Судебник

Когда Иван III Васильевич завершил собирать русские земли в единое Московское государство (1462-1505 гг.), встал вопрос об управлении доселе разрозненными княжествами. А значит, понадобилась законодательная база, юридический документ единый для всех. В 1497 году по указу Ивана III был разработан свод законов, Судебник, в котором нашли отражение многие стороны государственной жизни: права и обязанности должностных лиц разного уровня, ответственность за преступления, порядок судопроизводства и так далее. Ценность этого юридического документа в том, что впервые были приняты законы единые и обязательные для выполнения на всей территории Московского государства. В статье 57 Судебника также впервые был ограничен переход крестьянина от одного помещика к другому сроком всего в две недели. На переезд давалось по неделе до и после Юрьева дня.

Судебник и указы Ивана IV Грозного

Новый Судебник, появившийся в 1550 году, был необходим государству, которым правил внук Ивана III, Иван IV Васильевич. Все предыдущие годы увеличивались денежные и натуральные повинности. Установленная новая единица налога, большая соха, зависела теперь от плодородия почвы и социального положения землевладельца. Это не добавляло порядка. Народ возмущался, бояре чинили произвол. Кроме того, присоединялись новые земли, рос государственный аппарат. Составители нового свода законов взяли за основу старый Судебник. В основном были внесены изменения в положения, усиливающие центральную власть. Что касается крестьянства, то подтверждалось правило Юрьева дня 1497 года, но с увеличением платы за аренду и пр. Усилил зависимость крестьянина от господина и закон об ответственности феодала за преступления крестьян. Это был следующий шаг на пути к крепостному праву, хотя говорить о порабощении еще рано. Оба Судебника предоставляли крестьянам значительную свободу, оставляя их правоспособной частью населения.

Заповедные лета

В середине 16 века Иван Грозный ввел опричнину, с помощью которой стремился уничтожить сепаратистские настроения знати. Это привело к обострению противоречий и ухудшению положения крестьян. Страна находилась уже 25 лет в состоянии Ливонской войны, что также не способствовало улучшению экономики. В разгар военных действий, которые Россия проигрывала, Иван IV издает указ о введении заповедных лет. Было запрещено крестьянам менять местожительство и, соответственно, помещика даже в Юрьев день. Выгоду от этого закона почувствовали все землевладельцы, поэтому они уговаривали царя не отменять указ, жаловались на переманивание крестьян более богатыми конкурентами. Из сохранившихся документов понятно, что это рассматривалось как временная, вынужденная мера. Но Б.Д.Греков отмечает в своей книге, что «временность затянулась, закон прочно и надолго лег в основу дальнейшего крепостного права в России».

Пятилетний сыск беглых. ​Урочные лета

Крестьяне, еще не забывшие что такое Юрьев день, протестовали против своего положения, как умели. Кое-где поднимались крестьянские волнения, которые быстро подавлялись. Но основным способом защиты своих интересов они считали побег. Служилые люди засыпали государственный аппарат челобитными жалобами на это. На троне пребывал средний сын умершего Ивана Грозного, Федор Иоаннович. Этот мягкий человек полностью доверил власть Борису Годунову, своему родственнику. В ответ на жалобы землевладельцев на массовые крестьянские побеги он пишет указ от 24 ноября 1597 года, по которому устанавливается пятилетний срок на поиски беглецов. Суть закона сводилась к следующему: сбежавшего 6 лет назад следовало оставить там, где он проживал в настоящее время, всех остальных беглецов, включая и тех, кто убежит после указа, разыскивать в течение 5 лет и вместе с семьей возвращать на место.

Указы Годунова

Урочные лета были выгодны тем, к кому отправлялись беглецы. А это были богатые люди, которые могли их надежно спрятать. Но указ был совсем невыгоден средним землевладельцам. Крестьяне тоже роптали, обстановка в стране накалялась, все связывали свои ухудшающиеся дела с именем Годунова.

Кроме того, выдался неурожайный год, цены на продукты выросли в 100 раз, начался голод. Вынужденный пойти на уступки, чтобы дать крестьянину выжить у более богатого помещика, Борис Годунов возвращает ему право на перемещение в Юрьев день, дата которого осталась неизменной. Он издает временные указы накануне или во время «юрьевских» недель, чем вызывает еще большее раздражение у людей, просто не успевающих воспользоваться ими.

Политика Шуйского

Вступивший на престол Василий Шуйский для подавления крестьянских бунтов издает в 1607 году указ, в котором совершенно и однозначно объявляет всех крестьян, записанных помещиками в писцовых книгах с 1592 года, прикрепленными к ним навсегда. Кроме того: на поиски беглых отводится не 5, а 15 лет; принявший чужого крестьянина платит штраф 10 рублей; увеличивается размер «пожитого» до 3 рублей в год; нанимать чужого крестьянина на временную работу можно только с разрешения его господина; сыск беглых становится обязательным. Новый закон так понравился землевладельцам, что они всеми силами старались сохранить его как можно дольше. Даже после пленения Шуйского поляками и начала царствования Алексея Михайловича Романова указ продолжал работать. Никто уже и не вспоминал, что такое Юрьев день.

Соборное Уложение 1649 года

Царь Алексей Михайлович, собрав в 1648-1649 годах Земский Собор, работал вместе с ним над новым сводом законов. 111 статей в нем были посвящены крестьянскому вопросу. Это говорит о серьезности положения страны в то время, а также о возможности решить многие проблемы в государстве только после решения вопроса, связанного с крестьянством. Соборное Уложение указывает на постоянную крепостную зависимость, согласно книгам 1592 года, в силу чего отменяет урочные годы, то есть объявляет бессрочный поиск беглецов. Уложение утверждает наследственное (для господ) и потомственное (для крепостных) прикрепление крестьян. Это был последний шаг к крепостничеству на Руси. Православные люди, вспоминая праздник в честь великомученика Георгия, уже не помнят об исторической сути Юрьева дня, хотя в момент разочарования с языка слетает неведомо откуда взявшееся: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!».

Краткое жизнеописание Георгия

Этот святой родился в г. Бейрут (Белит) в 3-м веке н. э. Родители его были людьми богатыми. Несмотря на то что на христиан в то время были гонения, они воспитывали своего сына в традициях веры. Георгий был красивым, сильным и храбрым юношей. Как и многие его сверстники, он решил поступить на военную службу к Диоклетиану, императору, жившему с 284 по 305 г. н. э. Вскоре он заслужил расположение и уважение правителя Римской империи. Диоклетиан, однако, устраивал гонения на христиан. Однажды Георгий не выдержал этого и обличил императора в несправедливости и жестокости. Он сказал, что он является одним из его любимцев, а между тем Георгий христианин, как и те, кого Диоклетиан преследует. Конечно, этот поступок означал смерть для храброго юноши. Император, убедившись, что тот не отречется от Христа, велел отрубить Георгию голову. Это произошло в Никомидии в 303 году.

День памяти Георгия

Сам день памяти Георгия-Юрия является чисто русским праздником. Его нет в других православных Церквах. Память пострадавшего за веру воина Георгия, жившего при императоре Диоклетиане, по новому стилю отмечается 6 мая и 9 декабря. У множества православных народов, к примеру, у южных славян, Георгий - покровитель земледельцев. Всем известно совершенное им убийство змея, изображенное на московском гербе.

Чудо о змие

Каждый из вас наверняка видел изображение святого Георгия, сидящего на белом коне и поражающего копьем змия, извивающегося на земле.

Оно иллюстрирует событие, произошедшее уже после кончины св. Георгия. Согласно легенде, недалеко от места, где появился на свет этот святой, в г. Бейруте, жил в озере змей. Он часто пожирал местное население. Для того чтобы утолить его голод, жители стали регулярно приносить ему на съедение девушку или юношу, которые были выбраны по жребию. Жребий однажды выпал на дочь человека, правившего этой местностью. Девушку отвели к озеру и привязали здесь. Она в ужасе ожидала появления чудовища. Когда змей начал приближаться к ней, неожиданно появился юноша на белом коне. Он пронзил чудовище копьем и таким образом спас девушку. Конечно же, этот юноша был Георгием, святым великомучеником. Этим чудесным явлением он положил конец уничтожению девушек и юношей в пределах Бейрута. Георгий обратил ко Христу население этой страны, жители которого раньше были язычниками.

Воскрешение вола

Но, кроме убийства змея, он почитался и за другое деяние. Георгий однажды повстречал на своем пути бедного крестьянина. У этого человека пал единственный вол. Георгий упросил Бога своей молитвой оживить вола. Крестьяне трактовали победу над змеем как возможность молитвы этому святому с просьбой защиты от укусов ядовитых змей, нападающих на скот, а также от хищных животных вообще.

Память о святом

Еще с 10 века на Руси стало распространенным имя "Юрий" и "Георгий". Ярослав Мудрый, сын Владимира, крестившего Русь, был наречен в крещении именно Георгием. Ярослав в честь своего покровителя соорудил в Киеве Георгиевскую церковь, находящийся в Великом Новгороде Юрьев монастырь, а также основал прибалтийский город Юрьев. Церковь, расположенная в Киеве (на фото выше), в период средневековья несколько раз была разрушена и перестроена. Окончательно ее уничтожили лишь в 1934 году. Сегодня об этой церкви напоминает лишь название переулка в Киеве, расположенного неподалеку от Золотых ворот (Георгиевский переулок). В наши дни город Юрьев принадлежит Эстонии. Он был переименован в Тарту. А расположенный в Великом Новгороде Юрьев монастырь (на фото ниже) действует и сегодня. Он является одной из основных достопримечательностей этого города. Благодаря ему многие наши соотечественники вспоминают о том, что такое Юрьев день.

Юрьев день – церковный день памяти Георгия Победоносца, которого в народной традиции зачастую называли Юрием или Егорием. Этот святой на Руси воспринимался как защитник отечества, а многие русские князья считали его своим покровителем. Славянское название Юрьев день в году получили две даты – ) и .

Юрьев день: значение праздника

Егорий Храбрый, Георгий Победоносец, Змееборец – такими именами называли наши пращуры великомученика Георгия. Его образ в культуре многозначен и окружен легендами, к нему обращены многие молитвы верующих людей. В его честь возведено множество храмов. Святому посвящены разные жанры народного фольклора (стихи, сказки, апокрифические сказания, обрядовые песни и заговоры).

Дни памяти Георгия Победоносца – важные даты в церковном и народном календаре. Со времен Дмитрия Донского святой считается покровителем Москвы. Изображение Георгия на коне с копьем в руке можно увидеть на гербе Московского государства, оно же вырезалось на княжеских печатях и было вычеканено на монете, которая с того времени называется – копейка. В 1769 году был учрежден военный орден Святого Георгия (четырех степеней), а до 1917 года Георгиевский крест расценивали как самую высокую воинскую награду.

6 мая – Юрьев день, Юрий Вешний, Егорьев день, Егорий Голодный

На Руси святого Георгия почитали как покровителя скотоводства, а также считали защитником от хищных зверей. В то же время в славянском фольклоре великомученик отмечен как повелитель змей и хозяин диких животных.

Святой Егорий зверя пасет.

Все животные у святого Юрия под рукой.

Не менее развит у наших предков был культ великомученика Георгия как хозяина земли, земледельца, открывателя весенних полевых работ. Отметим, что имя Георгий по-гречески обозначает «земледелец, землепашец», и вполне возможно, что в своих истоках этот персонаж связан был с земледельческой мифологией.

Юрьев день – окончательный поворот к весне, тот порог, за которым осталась борьба весны с зимой и начинается её постепенный переход в лето. В этот день празднуется победа тепла и солнца над зимними морозами.

Особое значение 6 мая приписывали егорьевской росе, появление которой предвещало буйный рост трав, а значит и обильный корм для выпущенного на пастбище скота. Ещё верили, что юрьева роса помогает в лечении различных недугов, в снятии сглаза и порчи. Поэтому по росе катались, чтобы получить крепкое здоровье.

Одной из главных тем дня была подготовка земли к севу или проведение посевных работ. В северных и восточных регионах на Егория запахивали пашню, в южных – начинали сев.

В Воронеже с Егория сеяли морковь и сажали свеклу: Сей на Георгия рассаду, щей вдоволь будет. В Вятском крае до дня Георгия старались посадить капусту, иначе вилки виться не будут. Здесь же перебирали лук, чтобы он рос лучше.

К Егорию дню приурочили первый выгон скота в поле, который считали очень ответственным делом и воспринимали как большой праздник. Обставлялся он разными ритуальными действиями, приговорами, песнями и обрядами. Если случалась ранняя весна, скот выпускали в поле и до этой даты, но его торжественный выгон со всеми обрядами совершали именно в Егорьев день.

Накануне и в день праздника из дома ничего не отдавали. До рассвета 6 мая хозяин обходил дом, закрывал все калитки, ворота и переломы в изгороди, хозяйка с иконой и караваем трижды обходила скотину в хлеву, шепча при этом молитву.

Георгию Победоносцу обращались с просьбой защитить и уберечь коров, коз, овец и лошадей от дурного глаза, диких зверей и других напастей. В былые времена в нашей стране леса занимали обширное пространство и были богаты дикими животными, поэтому выпас скота был сопряжен с опасностью. Крестьяне, стремясь предотвратить беду, прибегали к различным оберегам.

По весне, прежде чем выпустить скотину в лес, в доме на печной заслон хозяйки крошили хлеб и потом давали его отведать корове, произнося при этом: «Как это заслон каждую ночь на своем месте стоит, так бы и корова наша каждую ночь в нашем дворе стояла ».

Выгоняя корову в первый раз весной в поле, её заставляли переступить через сковородник, положенный в воротах, потом, стукнув её сковородником, приговаривали: «Как сковородник от печи не отходит. Так бы пусть и скотина моя от двора не отходила ».

Некоторые хозяйки у коровы обрезали кончик хвоста и прятали его под потолочную балку, сказав: «Как дома хвостик держится, так бы и коровушка держалась ».

В день вешнего Егория существовал запрет на работу: Кто на Георгия работает, у того волки скотину резать будут.

Существовало поверье, что в этот день святой Георгий на белом коне разъезжает по лесам и раздает наказы зверям. Поэтому охотники обращались к нему с просьбой об удачной охоте.

С весеннего Юрия совершались наймы и сделки по ), до ) или до ).

В Курске на Юрьев день организовывали ярмарку, где продавали статуэтки коров из глины и дерева. Во многих местах в этот день открывался сезон хороводов: С Юрия хороводы, с ) посиделки.

Приметы на 6 мая:

  1. Кукушка кует до Егорьева дня – к неурожаю и падежу скота.
  2. Если кукушку раньше соловья услышишь, то несчастливо проживешь лето.
  3. Если весенний Егорий с кормом, то на ) зима установится.
  4. На Егория мороз – будет гречиха, просо и овёс.
  5. Снег в Юрьев день – к хорошему урожаю гречки, дождь – к недороду.
  6. Если на праздник и через неделю после него будет мороз, осень ожидается теплая.
  7. Если на Юрия идет снег с дождем, то ранняя и поздняя гречиха одинаково хороша будет.


9 декабря – Юрьев день, Егорий зимний, Георгий осенний, Юрий холодный

День Георгия Победоносца является важной датой осенне-зимнего календаря. В этот период подводились итоги многим делам, завершался определенный отрезок в круговороте природных явлений, открывался новый период в хозяйственно-трудовой деятельности человека и в жизни природы.

Многие приуроченные к этой дате приметы и поговорки построены на сравнении и сопоставлении Егорьева дня с другими важными факторами календарного цикла.

Егорий работы начинает, Егорий и заканчивает.

На Руси два Юрия: холодный и голодный.

Егорий с гвоздем, а Никола с мостом.

В последней поговорке имеется в виду ледяной покров на прудах, реках и озерах, который устанавливается где-то между Юрьевым днем и Николой зимним (19 декабря). Данной поговорке есть ещё одно объяснение. Дело в том, что к этой дате начинали обивать двери рогожами или войлоком, конопатить погреба и окна.

9 декабря ходили слушать в колодцах воду: если тиха, зима будет теплая; слышен шум – следует ожидать сильных морозов и вьюг .

Если Егория вешнего считали покровителем домашнего скота, то Егорий зимний, в понимании наших предков, покровительствовал диким зверям. Считалось, что в этот день в своей берлоге крепко засыпает медведь, а волки собираются в стаи, начинают ходить за добычей и, иногда, подходят близко к человеческому жилищу.


Егорий – над волками хозяин. Что у волка в зубах, то Егорий дал.
Это значит, что спасать обреченное на съедение волком животное нельзя, в противном случае можно рассердить святого Георгия. Существовала легенда, что в этот день Егорий, в образе седого старика, ходит по лесу, собирает в стаи волков и распределяет между ними коров и овец.

Если в духовных стихах, в иконописи и в житийной литературе Георгий Победоносец выступает победителем змея, то на Егория осеннего в южных регионах нашей родины змей считали именинницами. Ходить в лес 9 декабря категорически нельзя, иначе могут змеи напасть и до смерти зажалить. По другим представлениям, Егорий способен отвращать змей от домашних животных и человека.

Работать в Юрьев день запрещалось. Верили, что всем, кто не почитает святого, он принесет беду. Волки часто оказывались в роли исполнителей наказания. Они могли напасть на скотину провинившегося человека, и даже на него самого.


В России с Юрьевым днем связано печальное историческое событие, которое надолго закрепило безземельных крестьян за боярами. До XVI века за неделю до и неделю после Юрьева дня осуществлялся переход крестьян от одного помещика к другому. Необходимо было лишь рассчитаться с прежним владельцем. Установлены эти две недели были Судебником 1497 года. Через сто лет (1580-1590 гг.) Борис Годунов отменил указ о заповедных днях и неделях. Таким образом, институт крепостного права был окончательно оформлен. Продержался он практически 300 лет, до знаменитой реформы 1861 года.

Эти события отразились во многих поговорках и присловьях, которые с годами приобрели обобщающее значение, став образным определением обманутых ожиданий и несбывшихся надежд. Самая известная поговорка – Вот тебе, бабушка, и Юрьев день !

Видео: Юрьев день

Юрьев день - дата (26 ноября ст.ст.), по которой определялся срок перехода крестьян от одного феодала к другому.

В конце правления Ивана III был подготовлен первый после «Русской правды» свод законов - Судебник 1497 г. Самой важной частью Судебника является знаменитая 57-я статья - «О крестьянском отказе». Она ограничивает переход крестьян от одного землевладельца к другому одним сроком - неделя до и неделя после осеннего Юрьева дня (26 ноября). Устанавливается и точная сумма «пожилого» - расчетной платы крестьянина своему прежнему хозяину.

Первый шаг на пути создания общерусской системы крепостного права

Введение Юрьева дня было первым шагом на пути создания общерусской системы крепостного права. В эпоху Ивана III мы впервые сталкиваемся с той системой отношений между феодалами и крестьянами, которую позднее назовут крепостным правом . (Заметим, что и само слово крестьяне - искаженное «христиане» - входит в употребление для обозначения всей массы сельского населения также начиная с XV столетия). Со второй половины XV в. и вплоть до начала XX в. тема крепостного права в разных ее аспектах (закрепощение крестьян , усиление крепостного права , борьба за отмену крепостного права, пережитки крепостничества и т.д.) будет постоянно звучать в русской . Поэтому необходимо с самого начала дать читателю нашего учебника некоторые пояснения.

Этапы формирования крепостного права

Существует множество мнений и суждений относительно происхождения крепостного права, его сущности и исторического значения. Не вдаваясь в подробности ученых споров, наметим основные этапы в развитии этого сложного и многообразного исторического явления.

Первый этап в истории крепостного права как общерусского явления начинается с 1497 г. (Судебник Ивана III) и заканчивается в 80-е годы XVI столетия. Основное содержание первого этапа - ограничение права перехода крестьян от одного землевладельца к другому . Судебник 1497 г. разрешает переход лишь в период между 19 ноября и 3 декабря (неделю до и неделю после осеннего Юрьева дня, 26 ноября). При этом устанавливается довольно высокая ставка расчетной платы: «в полех (то есть в южных, степных районах) за двор (то есть за избу и хозяйственные постройки) рубль, а в лесех (то есть северных, лесных районах) полтина».

Судебник 1550 г. подтвердил норму Юрьева дня, но при этом повысил плату за пожилое.

В конце правления Ивана Грозного глубокий социально- экономический кризис вынудил правительство пойти на полный запрет крестьянского перехода. Эта мера вводилась поэтапно, от одного района страны к другому. Поэтому можно назвать лишь начальную дату - 1581 г. Власти опасались крестьянских волнений из-за отмены Юрьева дня. Было объявлено, что «заповедные годы » (то есть годы, когда переход «заповедан», запрещен) - всего лишь временное явление, вызванное необходимостью провести перепись населения. Предполагалось, что после составления новых писцовых книг (подробных росписей всего податного населения) Юрьев день будет восстановлен. Однако этого не произошло.

Второй этап формирования крепостнической системы в России начинается в 80-е годы XVI в. и заканчивается Соборным Уложением 1649 г. Основное содержание этого этапа - увеличение срока сыска беглых крестьян. Даже в «заповедные годы» многие крестьяне в поисках лучшей доли продолжали переходить от одного хозяина к другому. Лишившиеся своих работников помещики писали жалобы местным и центральным властям, требуя вернуть беглецов. Однако чем дольше времени прошло с момента побега, тем труднее это было сделать. Поэтому царь Федор Иванович в 1597 г. издает закон о 5- летнем сроке сыска беглых крестьян. В истории России появляется новое понятие - «урочные годы » (от слова «урок», то есть срок).

Продолжительность «урочных лет» менялась в зависимости от поворотов в политике правителей. Так, например, Борис Годунов в голодные годы временно восстановил право Юрьева дня (1601 - 1602 гг.), но только на землях провинциальных дворян. Царь Василий Шуйский в 1607 г. установил 15-летний срок сыска беглых крестьян. Однако уже через три года этот указ стал недействительным, так как сам Шуйский был сведен с престола. Правительство Михаила Романова в 1637 г. устанавливает 9-летний срок розыска и возвращения беглецов, а уже в 1641 г. увеличивает срок до 10 лет. Соборное уложение 1649 г. как бы подводит черту под этими экспериментами, устанавливая бессрочный, пожизненный розыск.

Третий этап в развитии крепостного права занимает почти полтора столетия: от Соборного Уложения 1649 г. до «манифеста о трехдневной барщине», изданного Павлом I в 1797 г. В этот период крепостное право развивается в направлении усиления власти помещика над личностью крестьянина . Уже Соборное Уложение позволило землевладельцам распоряжаться имуществом крестьян. В правление Петра Великого происходит объединение двух самостоятельных сословий - крестьян и холопов - в новое сословие крепостных крестьян. От крестьян они унаследовали обязанность нести «государево тягло» (повинности в пользу государства), а от холопов - полную зависимость от хозяина, отсутствие каких-либо прав личности . Крепостные крестьяне обязаны были платить подати как государству, так и своему помещику.

На протяжении всего XVIII столетия крепостные крестьяне теряют остатки своих человеческих прав. В 1760 г. помещикам разрешается без суда и следствия ссылать неугодных крестьян в Сибирь на поселение, а с 1765 г. - и на каторгу на любой срок. В 1767 г. крестьянам было категорически воспрещено жаловаться на своих помещиков. В итоге к концу столетия крепостное право вплотную приближается к рабству. Это крайнее бесправие крестьян ярко изобразил А.Н. Радищев в своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву», изданной в 1790 г.

Превращение крестьян в рабов подрывало одну из основ феодального способа производства - личную заинтересованность земледельца в результатах своего труда . В некоторых районах страны (в основном - на юге, в черноземной полосе) помещики находят выгодным для себя полностью переводить крестьян на барщину, отбирая у них собственные наделы земли и выдавая ежемесячное содержание продуктами («месячина»). Обеспокоенное экономическим последствиями безудержного роста крепостного произвола, правительство предпринимает робкие шаги для его ограничения.

Четвертый этап в истории крепостного права начинается с известного «манифеста о трехдневной барщине» императора Павла I (1797 г.) В этом манифесте царь советует своим дворянам не заставлять крестьян работать на барщине более трех дней в неделю, так как иначе они не будут иметь времени для поддержания собственного хозяйства. В том же направлении - ограничения и смягчения крепостного права - выдержаны и другие указы российских императоров, появившиеся в период между 1797 и 1861 г. Однако лишь полная отмена крепостного права в 1861 г. завершила четвертый и последний этап в его долгой истории.

История и СИД

Период сословнопредставительской монархии который в свою очередь является периодом развитого феодализма характеризуется одним из наиболее важных событий в этой сфере полным закрепощением крестьян. Этому способствовало укрепление государственного аппарата создание специальных органов Разбойный приказ губные избы по борьбе с беглыми крестьянами лихими людьми. В Юрьев День крестьяне свободно могли оставить землю на которой они проживали ранее и перейти к другому землевладельцу уплатив прежнему хозяину долги и пошлину за пользование...

14. Причины усиления закрепощения в 15-16 вв. Введение Юрьева дня. Заповедные и урочные лета. Полное закрепощение холопов в 15-16 вв.

Период сословно-представительской монархии, который в свою очередь является периодом развитого феодализма, характеризуется одним из наиболее важных событий в этой сфере – полным закрепощением крестьян. Этому способствовало укрепление государственного аппарата, создание специальных органов (Разбойный приказ, губные избы) по борьбе с беглыми крестьянами, «лихими» людьми.

В Юрьев День крестьяне свободно могли оставить землю, на которой они проживали ранее, и перейти к другому землевладельцу, уплатив прежнему хозяину долги и пошлину за пользование двором и земельным наделом - пожилое . Крестьяне - старожильцы, прожившие четыре года и более у землевладельца, в случае перехода уплачивали ему "все пожилое", остальные, прожившие менее четырех лет, платили часть - в зависимости от количества прожитых лет.

Судебник 1497 года – первый юридический акт в направлении закрепощения крестьян. Теперь крестьянин мог уйти от хозяина, только закончив полевые работы - в течение недели до Юрьева дня и недели после него при условии уплаты пожилого, плата была увеличена

Судебником 1550г. С 1581г вводятся «заповедные лета» , т.е. "запрет" перехода крестьян от одного владельца к другому даже в Юрьев день.

В 1597 г издается указ о сыске беглых крестьян, ушедших не позднее чем за 5 л до издания закона - «урочные лета» . Оформление крепостной зависимости вызвало бурное сопротивление крестьян (1-я крестьянская война). В 1607 г «УЛ» увеличиваются до 15 л.

Заключ-ым актом процесса закрепощения стало Соборное Уложение 1649 г., отменявшее «урочные лета» и устанавливавшее бессрочность сыска. Закон определял наказания для укрывателей беглых крестьян и распространял правило о прикреплении на все категории крестьян. Прикрепление крестьян к земле и личности феодала было оформлено как наследственное и потомственное состояние. Крестьяне (за исключением в виде тяжелых правонарушений — татьбы, разбоя и убийства) были исключены из государственной судебной системы и подлежали юрисдикции своего господина. Однако они несли имущественную ответственность по долгам своих господ.

Развитие кабального холопства (в отл-е от полного, каб-й холоп не мог передаваться по завещанию, его дети не становились холопами) и привело к уравниванию статуса холопов и крепостных. К концу 16 в полных холопов почти не было.

Кабала – письм. долговое обяз-во, приводившее к потере свободы. Должник выплачивал %, либо погашал % службой.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23453. Древние майя. Загадки погибшей цивилизации 2.28 MB
Древние майя. Кто создал эти колоссы Когда С какой целью Что вызвало к жизни блестящую цивилизацию майя в саном центре гиблых тропических джунглейАвтор книги на основе новейших данных о древнеамериканской истории рассматривает ряд таинственных событий далекого прошлого индейцев майя. Гуляева это древнейшие судьбы Мезоамерики важнейшего и глубоко своеобразного региона одного из первых очагов производящего хозяйства высокой и оригинальной цивилизации индейских народностей майя сапотеков нахуа. Гуляев назвал ее Древние...
23454. Георгий Константинович Жуков Воспоминания и размышления 10.56 MB
Скоро мы узнали что в Питере 9 января 1905 года царские войска и полиция расстреляли мирную демонстрацию рабочих которая шла к царю с петицией просить лучших условий жизни. После Нижегородской ярмарки в том же году пришлось поехать на другую ярмарку в Урюпино в Область Войска Донского. Я всегда восхищался этим романтическим родом войск. От раненых мы многое узнали и в первую очередь то что наши войска очень плохо вооружены.
23455. Третий Рим 14.12 MB
Ведь ему известно что русские были сторонниками христианской Византии и противниками мусульманской Турции. Следуя тезису о богоустановленном единстве всего христианского мира Филофей доказывал что первым мировым центром был Рим старый за ним Рим новый Константинополь а в последнее время на их месте стал третий Рим Москва. Не надо думать что это какаято гипербола или метафора. Филофей ясно подчеркивает что речь идет об объединении всех христианских царств под властью великого князя Василия.
23456. ПРАВДА ВИКТОРА СУВОРОВА 3.84 MB
Он гласит: СССР всегда последовательно боролся за мир. Смена статуса сталинского СССР с жертвы и освободителя на статус палача и агрессора тяжело дается даже людям не испытывающим симпатий к сталинизму. Даже если они специалисты по истории СССР. И тем более если они советские специалисты по военной истории СССР.
23457. Красные партизаны Украины 1941-1944 3.2 MB
На обложке: Целлюлознобумажная фабрика сожжённая партизанами соединения им. Коротченко в верхнем ряду второй слева с партизанами Тернопольского соединения им. Соединения партизан которые посылали в эти регионы чтобы они с помощью агитации получали поддержку выслеживались и уничтожались 11. ИЗ ОПЕРАТИВНОГО ОТЧЁТА КОМАНДИРА СУМСКОГО ПАРТИЗАНСКОГО СОЕДИНЕНИЯ С.
23458. Муса Джалиль 60 KB
2002 Залилов Джалиль Муса Мустафович 15. Мир и мировая литература знает много поэтов обессмертивших свои имена неувядаемой славой но таких как поэтгерой Муса Джалиль увековечивших свое имя и бессмертными творениями и смертью которая сама является подвигом не так уж много. Вот они: великий Байрон славный поэт Венгрии Петефи герой Юлиус Фучик и наконец Муса Джалиль.
23459. ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК: ИЗУЧИТЬ ЛЕГКО! 866.5 KB
Несколько слов о терминологии. В настоящей книге используется немало словтерминов лингвистического характера как падежные формы залог категория притяжательности которые многим напомнят уроки русского языка в школе. От терминов к сожалению не убежать если хочешь быть однозначным в своих пояснениях. И вместо того чтобы сказать: моя книга минем китабым если дословно: минем китап но это стилистическая ошибка можно сказать китап минеке или просто добавить мын м ым в конце в виде суффикса т.
23460. ТАТАРСКО-РУССКИЙ СЛОВАРЬ НОВЫХ СЛОВ И НОВЫХ 1.21 MB
средства банка аграрчы аграр мґсьґлґлґр белгече аграрник агрегатчы агрегатлар ыючы кйлґче ремонтлаучы эшче агрегатчик агреман бер ил хїкємґтенеј икенче дипломатия вґкилен кабул итґргґ ризалык белдерєе агреман агрикультура агрикультура агнийога йоганыј индус фґлсґфи системасыныј бер тїре агнийога агробизнес авыл хуќалыгы сґнґгате агробизнес агробиоценоз кеше хезмґтлеге нигезендґ барлыкка килгґн семлеклґр ґнлеклґр ыелмасы агробиоценоз агролицей агролицей агрология авыл хуќалыгы эшлґренґ бґйле рґвештґ туфрак єзгґрешлґрен...
23461. Грамматика татарского языка 255 KB
Так в татарском языке имеются индийские китайские финноугорские заимствования относящиеся к эпохе общетюркского состояния. После Октябрьской революции заимствования стали проникать в татарский язык через письменный язык и поэтому пишутся и произносятся как и в русском языке: армия балет герой завод кинотеатр колхоз консерватор начальник председатель революция резерв секретарь совет совхоз авторучка ваучер чек акция рейтинг и т. Через русский язык заимствуются и слова из западноевропейских языков в тех же значениях и...

План
Введение
1 Значения святого Георгия для этого праздника
2 Весенний Юрьев день
2.1 У восточных славян
2.2 У южных славян

3 Осенний Юрьев день
Список литературы

Введение

Юрьев день (Егорьев день ) - церковные праздники в честь св. Георгия. Отмечаются весенний (тёплый) 23 апреля (6 мая) и осенний (холодный) 26 ноября (9 декабря).

Два Егорья: один холодный, другой голодный.

1. Значения святого Георгия для этого праздника

Юрий-Георгий был едва ли не самым любимым святым у восточнославянских народов: еще до принятия христианства он считался покровителем земледелия и диких зверей, хранителем домашнего скота. Само имя означало земледельца: ge - земля, ergon - дело. «Молодой Егорий, светло-храбрый, по локоть руки в красном золоте, по колена ноги в чистом серебре. И во лбу солнце, в тылу месяц, по концам звезды перехожие» - так выглядел в народном представлении святой, лик которого безо всяких добавлений был до XV века гербом русского государства. В Древней Руси его изображение даже выбивалось на монетах.

2. Весенний Юрьев день

Юрьев день - день памяти св. Георгия, отмечаемый у православных 23 апреля (6 мая), у католиков - 23 апреля. У южных славян Юрьев день - основной календарный рубеж первой половины года. Вместе с Дмитриевым днем Юрьев день делит год на два полугодия - «дмитровское» и «юрьевское».

По Далю Юрий, праздник пастухов: их дарят и кормят в поле мирскою яичницей. На Егорья пастуха окачивают, чтобы во все лето не дремал .

2.1. У восточных славян

Юрьев день у восточных славян - основной скотоводческий праздник года, день первого выгона скота на пастбище, у южных славян и на Карпатах - день ритуального доения овец, первого замера молока и др. У южных славян немало магических действий в Юрьев день было связано с овцой, предназначенной для первого доения: ее украшали венком из трав и цветов, отдельный венок вешали на котел, в который ее доили. В Юрьев день совершались многочисленные обряды и магические (прежде всего апотропеические) действия, направленные на то, чтобы обеспечить благополучие скота во время летнего выпаса, способствовать его плодовитости, защитить скот от ведьм и нечистой силы, от волков, от укусов змей. В ряде мест в Юрьев день чествовали пастухов. На востоке Балкан одним из основных эпизодов праздника Юрьева дня было принесение в жертву ягненка (см. Курбан).

На Украине и в Белоруссии, а также на востоке Балкан (особенно в Болгарии) в Юрьев день имели место обрядовые выходы в поле с целью осмотра посевов. Во время этих выходов иногда совершались молебны с водосвятием, однако часто выход происходил без участия священнослужителей. Сами хозяева обходили с утра все принадлежащие семье и засеянные злаковыми культурами участки земли, устраивали на поле трапезы, по окончании которых закапывали в землю остатки пищи (скорлупу яиц, кости поросенка). Чтобы увеличить урожайность посевов, уберечь их от града или засухи, хозяева катались (кувыркались) по посевам. Иногда выгон скота и обход посевов соединялись в один обряд: скот ненадолго выгоняли на зеленеющие посевы злаковых культур: считалось, что у коров будет больше молока и в то же время это благоприятно повлияет на рост хлебов. Во время обходов предпринимались разнообразные действия для защиты посевов от града, непогоды. В поля втыкали ветки, освящённые в церкви в Вербное воскресенье, специально изготовленные из этих веток крестики, освящённые свечи, вертел от юрьевского ягненка; на поле молились, кропили посевы святой водой, целовали землю.

2.2. У южных славян

В Словении, на северо-западе Хорватии, а также в Славонии известен обряд «Зеленый Юрий». В Юрьев день по селу ходила процессия, во главе которой вели человека, с ног до головы покрытого зеленью. У сербов Славонии в ночь накануне Юрьева дня мужчины плели огромную корзину из зелени, покрывали ее сплошь зеленью, венками и, перевернув днищем вверх, надевали на голову и плечи человека, который в таком виде носил корзину по селу. Процессия состояла из пеших и конных мужчин, украшенных цветами, причем некоторые из них трубили в трубы и играли на других музыкальных инструментах. Они останавливались перед каждым домом, где исполняли юрьевские песни, в которых сообщалось о прибытии «Зелёного Юрия», а хозяева в ответ награждали их и обливали водой из подойника. У хорватов ряженый в зелень персонаж назывался обычно «Юрий» или «Зеленый Юрий». У словенцев парни вели «Зелёного Юрия» к реке и бросали его в воду; по другим данным, в воду бросали маску-корзину или же обливали водой и ряженого.

В Юрьев день (серб. Ђурђевдан; болг. Гергьовден) отменялись многочисленные пищевые табу. До этого дня можно было есть только старые овощи, а всю молодую зелень запрещалось даже вносить в дом. В Юрьев день также теряли свою силу запреты на молодое мясо и молочные продукты (которые не ели с начала Великого поста или с 1 марта): в этот день первый раз ели домашнюю птицу и ягнятину, пили молоко, готовили сыр и угощали им гостей и т. д. Особенно строгими были ограничения, касающиеся молока. Если у какой-либо овцы погибали ягнята, ее молоко все равно не пили, а выливали в реку, после чего обязательно мыли руки, чтобы не оскверниться молоком, которое еще не было освящено. Первое надоенное молоко, как и любые другие первые продукты, было предназначено предкам (молоко раздавали соседям на помин души, лили в воду и др.). Нарушение этого правила грозило гибелью приплода и болезнью всего стада. Наиболее последовательно запрет пить молоко до Юрьева дня соблюдался женщинами, у которых умерли грудные дети. По южнославянским поверьям, на «том свете» такие дети сидят на молочном дереве и пьют молоко. Если мать умершего ребёнка нарушит запрет, он отлучается от дерева, остаётся голодным и проклинает её.

Во многих славянских традициях Юрьев день связан с защитой от града: болгары и словаки в этот день воздерживались от работ, ассоциирующихся с «битьем» и иным производством шума: не били белье вальками, не пользовались ручными мельничками, не ткали, а также не выносили за пределы дома молоко и не употребляли в пищу на улице молочные продукты. У сербов и болгар группа парней обходила ночью село или поле, неся с собой кожу закланного в Юрьев день ягненка, задвижку от мельничной запруды, лопату, живую курицу, а по окончании обхода закапывала все это в землю в том месте, откуда обход начался, тем самым символически запирая круг и предохраняя село или поле от града.

Юрьев день - первый в ряду нескольких праздников, когда практиковался сбор лекарственных трав и прочих полезных и наделяемых магическими свойствами растений; эти травы хранили для лечения, ими закармливали в Юрьев день скот, украшали дома и все хозяйственные постройки в апотропеических целях (для защиты от града, засухи, насекомых-вредителей).

В обрядности южных и восточных славян Юрьев день посвящен магии, связанной с обеспечением здоровья. В этот день собирали росу, которую использовали для лечения, взвешивались на весах, прикреплённых на молодом дереве, чтобы весь год быть здоровыми; опоясывались по голому телу зелёными ветками, катались и кувыркались по росе и др. С этим днем связаны у южных славян многочисленные гадания по сорванной зелени: увядшие к утру стебли предвещали домочадцам болезни и смерть, а сохранившие свежесть - здоровье и долголетие.

В Болгарии с 1880 года в день святого Георгия Победоносца отмечается День храбрости. В этот день освящаются боевые знамена и проводится воинский парад, то есть, по сути дела, отмечается день Болгарской армии.

Особенное значение Юрьев день имеет для балканских цыган, почитающих святого Георгия своим покровителем. Празднование этого дня по-цыгански называется «Эдерлези». В этот день балканские цыгане закалывают и зажаривают ягнят. Также, у них считается, что на Юрьев день можно вымолить здоровье больному ребёнку.

3. Осенний Юрьев день

Осенний Юрьев день, 26 ноября по старому стилю (9 декабря по новому стилю в XX-XXI вв.) - празднование Русской православной церкви, в честь освящения церкви великомученика Георгия в Киеве в 1051 г.

26 ноября - дата, с которой в России связывалось осуществление права перехода крестьян от феодала к феодалу (Выход крестьянский), так как к этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчёт по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу их владельцев и по государственным налогам.

В общегосударственном масштабе выход крестьянский был ограничен в Судебнике 1497 двухнедельным периодом - по неделе до и после Юрьева дня . Судебник 1550 подтвердил это положение.

Право перехода крестьян было временно отменено с введением заповедных лет (историки датируют введение различно - 1580, 1581 или 1584-85), а затем запрещено законодательством 90-х гг. XVI в. (распространение запрета на бобылей и тяглых горожан). (Но опубликованного закона об отмене Юрьева дня до сих пор не найдено). Соборное уложение 1649 подтвердило запрет переходов тяглого населения.

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! (поговорка, появившаяся с уничтожением этого права при царе Алексее Михайловиче после введения Соборного уложения 1649 года).

Список литературы:

1. Мир русских икон и монастырей. История, предания. Т. С. Еремина - М.: Наука, 1998







2024 © speleo96.ru.